Что такое мотивация по тексту Том Сойер М.Твена (ЕГЭ по русскому). Как правильно написать мотивационное эссе? Эссе почему мне понравилась процессуальная теория мотивации

Я И МОЯ МОТИВАЦИЯ

Пономарева Диана Алексеевна

Гореть самой, зажечь – других.

Быть впереди! И точка.

Когда Вам задают вопрос: «А что Вас лично мотивирует в работе?» или «А что будет основным критерием для Вас при смене работы?», мне кажется, хотят услышать стандартный, шаблонный ответ, например, «Поощрения руководства, высокая оплата труда, дружный коллектив», мало кто серьезно воспринимает, и тем более будет потом учитывать Ваши пожелания.

Я уверена, что мотивировать себя каждый должен сам. Ведь совершать все действия, воплощать планы в жизнь будете именно Вы. И никто другой не поделится рецептом – своей мотивации. В данном случае, мне хочется сравнить мотивацию с рецептом счастья. Тогда всем и каждому бесспорно ясно – у каждого она своя. Бытует мнение, что счастье - это дар, умение человека мотивировать себя на какие-то действия тоже талант.

Для меня очень важно понимать, для чего и зачем я совершаю те или иные поступки, чем я занимаюсь, и будет ли итог деятельности, результат моей работы. Я остро чувствую ответственность, прежде всего перед самой собой. Всегда стремлюсь в чем-то быть лучше, чем другие, жажду постоянно совершенствоваться, сохраняя сосредоточенность на сильных сторонах своей натуры. Четкой должна быть цель, ориентация на результат – мне важен всегда отличный, высший успех, победа, а не только участие. Кто бы ни твердил Вам обратное. Друзей, врагов льстивые речи, хвалебные оды, как правило, нас развращают. Чтобы ни говорили вокруг, верить надо в свой собственный успех, в свои силы, идеи. И не забывать, что самая великая победа, какую знает человечество - это победа над собой.

В современном мире все покупается и продается, а жизнь откровенно порою над нами смеется. И мы негодуем и возмущаемся, но продаемся и покупаемся. Но во мне есть внутренняя мотивация, и я знаю, по какой дороге хочу продолжать путь, мне не страшны перипетии судьбы, лесть и зависть. Моя дорога - дорога чести и добра. А жизнь обязательно сама подарит шанс для раскрытия всех своих способностей.

Сократ говорил: «Просей сначала то, что собираешься сказать, через три сита: сито правды, сито доброты и сито пользы». Моя профессия - самая лучшая, потому как, я по-настоящему хочу делиться знаниями и совершенствовать свои умения, желаю всем мира и добра, верю, что приношу пользу тем, кто хочет изучать новое и развивать речь, язык, открывать новые горизонты в культуре и обычаях других народов.

Невозможно наслаждаться жизнью в среде постоянной занятости, стресса и хаоса. Нужно беречь свое время для себя. Замедлитесь и прислушайтесь к своему внутреннему голосу. Обратите внимание на то, что имеет значение лично для Вас. И то, зачем Вы гонитесь, само Вас догонит.

Есть такое наблюдение: чем больше человек практикуется, тем удачливее становится. Случайно ли? Обучение – это место, где практика встречается с множеством возможностей. Талант не может выжить без тренировки. В образовании часто встречаешь тех, кто одержим детьми. Окружение воодушевленных людей с их идеями, энтузиазмом и позитивом – наилучшая поддержка и мотивация. В ней я с первых дней работы в системе образования находила и полезные советы, и необходимый толчок, и непрерывную поддержку.

Я благодарна за то, что у меня уже есть, и стремлюсь к лучшему – в будущем получить благодарность тех, кого смогла зажечь искрой знаний, интересом к изучению иностранных языков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Методическая разработка для преподавателей иностранных языковДанная методическая разработка содержит материал для проведения внеклассного мероприятия, олимпиады, ви...

Формирование мотивации, учение и развитие познавательной деятельности учащихся на уроках п/о как одно из условий повышения качества образования

Формирование мотивации, учение и развитие познавательной деятельности учащихся на уроках п/о как одно из условий повышения качества образования...

Сочинение на тему «Мотивация школьников» 5.00 /5 (100.00%) 1 vote

В любом из видов деятельности самое главное — это мотивация человека. Если человек действительно мотивированнаый, он будет готов продолжать свою деятельность, даже если у нее что-то не получается. Как показывает практика, о каком бы виде деятельности не шла речь, на пути человека к успеху всегда встречаются сложности той или иной степени. Именно мотивация служит основным средством, чтобы преодолеть эти сложности. Все это актуально и применимо и во время обучения школьников. Как известно, иногда обучение дается молодым людям сложно, без внутренней и внешней мотивации справиться с этой проблемой может быть очень непросто.

Какие же меры существуют для мотивации учеников для эффективного обучения? Таких мероприятий существует сразу несколько, они разнообразны. Во-первых, стоит сказать, что ошибочно считать всех людей одинаковыми и применять к ним одинаковые меры нельзя. По этой причине в качестве основного правила для мотивирования молодых людей необходимо считать индивидуальный подход. Индивидуальный подход состоит в том, что с разными учениками учитель общается по-разному. Некоторые ученики требуют более жесткого обращения, поскольку обучение для них — вызов, им нужно что-то доказать, и это может мотивировать их для получения знаний. Другие ученики могут воспринимать обучения с точки зрения интереса. Самое основное в обучении для них интерес. Их необходимо заинтересовывать, показывать все выгоды знаний. Конечно, существуют не только два этих вида учеников. Люди в целом очень индивидуальные, думается, что основной задачей учителя является нахождение подхода к каждому из них. Если же говорить о более традиционных методах мотивирования, можно выделить метод объяснения важности обучения в жизни человека. Этот метод заключается в рассказе ученику о сложностях жизни тех, кто так и не смог определить свой талант и найти свое профессиональное предназначение в жизни. Примеров таких людей в современном мире очень много, все они могут служить эффективным средством, чтобы показать ученикам, как важно учиться, определять свои таланты и использовать их в своей профессиональной деятельности.

Вряд ли есть более важное для учителя задачи, чем мотивирования учащихся. Мозг молодого человека очень восприимчив, научиться в детстве или юности намного проще, чем в зрелом возрасте. По этой причине в некоторых случаях, если молодой человек заинтересована в обучении, она будет готова научиться практически самостоятельно, используя лишь общие подсказки от учителя. Именно поэтому мотивация учащихся является настолько важной.

Мы часто слышим слово мотивация в разных его формах, как и его однокоренные слова: мотиватор, мотив, антимотиватор, мотивировать и т.д. Что же означает это слово, и какие стороны человеческой жизни с ним связаны?

Ответы на эти вопросы взаимосвязаны. Мотивация, в моем понимании, - это то, что заставляет нас совершать какие-либо действия. Или не совершать их.

Некоторые способы мотивации можно отнести к положительным, а другие - к отрицательным.

Например, когда я завожу будильник, чтобы не проспать в школу, то мотивация у меня положительная: я хочу выглядеть в глазах учителей ответственным и организованным человеком, вовремя успеть на занятия и не пропустить ничего, что будет происходить во время урока. Но можно тот же самый пример рассмотреть с точки зрения отрицательной мотивации. Некоторые из моих одноклассников точно так же, как я заводят по вечерам будильник, но с отрицательной мотивацией: они боятся, что учителя их отругают за опоздание, не пустят на урок, а потом поставят плохую оценку за невыполненное задание.

Когда я надеваю шапку в холодное время года, я стремлюсь защитить себя от переохлаждения. Когда я обедаю, я поддерживаю свои силы для нормальной жизни. Когда я глажу свои брюки, я стараюсь не прикасаться к раскаченной части утюга. Эти все действия я совершаю почти инстинктивно, потому что мотивирован на сохранение жизни и здоровья как представитель своего вида, как один из элементов сообщества людей. Потому что холод, голод и боль являются теми типами мотивации, которые заставляют выполнять любое живое существо определенный набор действий.

Можно выделить еще одну разновидность мотивации – познавательную. Этот вид мотивации очень важен в школе, да и в жизни вообще. Есть школьники, которые совершенно не понимают, как это можно любить читать. У них, видимо, низкая познавательная мотивация. Им невдомек, что множество сведений, которые можно узнать из книг, делают жизнь интереснее, да и сам человек, читающий книги, намного интереснее в общении, чем остальные.

Никто этих «нечитаек» не замотивировал на чтение, поэтому, когда по литературе задают крупное произведение, они его не читают или читают «из-под палки». Вот, кстати, опять пример отрицательной мотивации.

Мотивация в целом – это то, к чему мы стремимся, или то, от чего мы стараемся избавиться. Она очень важна во всех сторонах жизни человека. Потому что все мы ежедневно что-то делаем, руководствуясь определенными мотивами.

В любом из видов деятельности самое главное - это мотивация человека. Если человек действительно мотивированнаый, он будет готов продолжать свою деятельность, даже если у нее что-то не получается. Как показывает практика, о каком бы виде деятельности не шла речь, на пути человека к успеху всегда встречаются сложности той или иной степени. Именно мотивация служит основным средством, чтобы преодолеть эти сложности. Все это актуально и применимо и во время обучения школьников. Как известно, иногда обучение дается молодым людям сложно, без внутренней и внешней мотивации справиться с этой проблемой может быть очень непросто. Какие же меры существуют для мотивации учеников для эффективного обучения? Таких мероприятий существует сразу несколько, они разнообразны. Во-первых, стоит сказать, что ошибочно считать всех людей одинаковыми и применять к ним одинаковые меры нельзя. По этой причине в качестве основного правила для мотивирования молодых людей необходимо считать индивидуальный подход. Индивидуальный подход состоит в том, что с разными учениками учитель общается по-разному. Некоторые ученики требуют более жесткого обращения, поскольку обучение для них - вызов, им нужно что-то доказать, и это может мотивировать их для получения знаний. Другие ученики могут воспринимать обучения с точки зрения интереса. Самое основное в обучении для них интерес. Их необходимо заинтересовывать, показывать все выгоды знаний. Конечно, существуют не только два этих вида учеников. Люди в целом очень индивидуальные, думается, что основной задачей учителя является нахождение подхода к каждому из них. Если же говорить о более традиционных методах мотивирования, можно выделить метод объяснения важности обучения в жизни человека. Этот метод заключается в рассказе ученику о сложностях жизни тех, кто так и не смог определить свой талант и найти свое профессиональное предназначение в жизни. Примеров таких людей в современном мире очень много, все они могут служить эффективным средством, чтобы показать ученикам, как важно учиться, определять свои таланты и использовать их в своей профессиональной деятельности. Вряд ли есть более важное для учителя задачи, чем мотивирования учащихся. Мозг молодого человека очень восприимчив, научиться в детстве или юности намного проще, чем в зрелом возрасте. По этой причине в некоторых случаях, если молодой человек заинтересована в обучении, она будет готова научиться практически самостоятельно, используя лишь общие подсказки от учителя. Именно поэтому мотивация учащихся является настолько важной.

Чем обосновано поведение каждого человека? Почему в определенной ситуации он поступает так, а не иначе? В чем заключается мотивация?

Мотивация - это фактор, который всецело определяет поведенческие мотивы каждого человека. Именно она определяет причину любого действия. Мотивация заставляет выпить стакан воды, чтобы утолить жажду или читать книгу, чтобы получить знания.

Как правило, в быту понятие «мотивация» чаще всего применяется для того, чтобы объяснить, что стало причиной того или иного поступка. Например, можно сказать, что студент настолько мотивирован освоить клиническую программу психологии, что тратит время на ее ночное изучение.

Психологи предложили много различных теорий мотивации, среди которых присутствуют гуманитарная, теория управления и теория инстинкта.

Существует три главных фактора, которые определяют мотивацию: интенсивность, постоянство и активность. Активность побуждает начать деятельность, например, это может быть поступление на кафедру психологии. Постоянство обеспечивает длительное стремление к цели, не смотря на то, что могут существовать такие препятствия, как изучение большего количества литературы по психологии, чтобы получить необходимые знания. Кроме того, образование требует существенных затрат времени, энергии и сил. Интенсивность может отлично проявляться в концентрации энергии, которая обеспечивает достижение цели. Например, один студент может учиться, не прилагая особых усилий, в то время как другой будет регулярно посещать лекции и использовать в своих интересах любую возможность для дополнительного изучения предмета. Различные типы мотивации часто описываются как внешние или внутренние. Внешняя мотивация представляет собой обстоятельства, которые находятся за пределами личности и может быть похвалой, призом, деньгами, или авторитетом в обществе. Внутренняя мотивация возникает изнутри человека. Например, это может быть желание разгадать сложный кроссворд просто для личного удовлетворения.

Вы сейчас читаете сочинение

Что такое мотивация?

Сочинение на тему «Мотивация и личность « 3 (60%) 2 votes На сегодняшний день определение мотивации можно рассмотреть с двух сторон. Так, первой является то, что мотивацию соотносят со структурным образованием, которая совокупляет факторы или мотивы. Такого обозначения придерживаются отечественные, а также иностранные психологи.
Если говорить о второй стороне, то тут мотивация рассматривается как динамичное образование и называется процессом, оказывающим поддержку на той или иной стези психически активных людей. Данное обозначение тоже имеет достаточно много единомышленников. К примеру, такой исследователь, как Куницын написал о мотивации, что она является уникальным процессом, регулирующим психику и влияющим на ту или иную направленность деятельности, а также на число затраченной энергии, которая мобилизуется, чтобы выполнить эту работу. А вот одну из самых масштабных схем мотивационного процесса предложил такой исследователь, как Ильин. Результатом данной схемы он называет именно мотив.
Так, исследователь замечает, что на первом этапе формируется первичность этого мотива. Его сущность заключается в определении различных надобностей личности, в том числе и побуждение ее на поиск деятельности. Вторую стадию Ильин называет поисковой внешней или внутренней активностью. Например, если человек попадает в незнакомый круг и обстановку, да и к тому же он не знает необходимой информации, то он должен искать объект в окружающей среде, то есть в таком случае: то, что ему попадется, он это и возьмет. А на третьей стадии уже происходит достаточно понятный и осознанный выбор цели, а также формируются намерения по ее достижению. То есть на последней стадии появляется желание достичь этой цели личностью и все это происходит сознательно и намеренно.
Таким образом, Ильин говорит о том, что мотивация является процессом, формирующим мотив личности. С этого следует сделать вывод о том, что настоящая личность характеризуется не лишь своими стремлениями или желаниями, но и своими возможностями. А вот понять то, на что мы способны можно только во время нашей жизнедеятельности.

Написать эссе на тему «О вреде мотивации» (объем 1-1,5 страницы)

«О вреде мотивации»

Тема мотивации была и остается одной из самых обсуждаемых. Создано очень много тренингов, работ, докладов и т.д. Но для каждого она несет индивидуальный характер. Итак что же такое мотивация и с чем ее едят.

Мотивация - это совокупность движущих сил, побуждающих сотрудника к выполнению определенных действий, это сочетание требований сотрудника к своей должности и условиям труда и его личных, качеств, которые побуждает сотрудника к труду и придают его деятельности вектор к достижению как личных, так и корпоративных целей.

Мотивировать сотрудников невозможно в принципе. Ну кто из нас идет на работу так, как, допустим, на футбольный матч? Все, что можно делать, это создавать и организовывать мероприятия, направленные на проявление высокого энергетического потенциала сотрудников.

Это состояние достигается с помощью: осознания важности поставленных задач как для компании в целом, так и для себя лично; самостоятельно выбирать методы и способы решения задачи, которые максимально подходят лично ему; брать полную ответственность за конечный результат.

Мотивация настолько неоднозначна, изменчива и непостоянна, что многие руководители в силу сложности проблемы пускают ее решение на самотек.

Например.

Мы с вами прекрасно знаем, что к любой мотивации привыкаешь так или иначе и она для тебя перестает быть движущим фактором и становится уже как данность. Поначалу мы вдохновляемся, проявляем инициативу, творчество, берем на себя ответственность. Но проходит время, и пыл исчезает, стремление гаснет и неизбежно появляется чувство обыденности. Мы плавно переходим обратно в режим, когда выгнать нас как бы не за что, но и результат при этом далек от желаемого.

Отсутствие необходимой информации является сильным демотивирующим фактором. Прогрессивная система поощрений, возможно, в принципе не подходит для жителей нашей страны. Дело здесь не в советском общественном воспитании, а в свойствах куда более глубоких, коренящихся в многовековом провинциальном, преимущественно сельском укладе в России.

Основной ошибкой является избегание индивидуального подхода к мотивации персонала, попытка мотивировать сотрудника на основании собственных систем ценностей без учёта их личностных особенностей.

Вообще, существенный объем премиальных компенсационных выплат при низком уровне оплаты труда в нашей стране -- это, по сути, средство экономии на трудозатратах.

При этом нет никаких доказательств (поскольку никто из активистов мотивационного менеджмента таких экспериментов не ставил), что оценка индивидуального вклада сотрудника в успехи компании и выплаты индивидуальных премий приносят больше пользы, чем принесло бы банальное повышение зарплаты всему персоналу в полтора раза по случаю, скажем, существенного роста финансовых показателей по результатам года.

Таким образом, главная проблема - в безоглядном использовании материальной стимуляции производительности. Но даже когда речь заходит о мотивировании сотрудников иными методами, нет уверенности, что мотивационные программы способны принести существенную пользу, и не приносят вреда.

Здесь необходимо задуматься о том, что такое в действительности человеческая мотивация, на что в реальности воздействуют те программы, которые разрабатывает НR-менеджер или HRМ-консультант. Термин "мотивация" изначально, по определению, означает "наличие интереса или стремления" к той или иной деятельности.

Мотивируя, мы как бы усиливаем интерес или стремление к деятельности. Проще говоря, мы можем заставить человека чем-то заниматься.

Но кто сказал, что при этом мы можем контролировать результат такой деятельности? Менеджер -- человек по роду занятий творческий. Пусть он не сочиняет музыку или стихи, но он выбирает решения, управляет отношениями и так далее.

Но что такое мотивационный менеджменткреатива? Можно мотивировать на интенсивную работу, но невозможно мотивировать на создание качества.

Можно заставить человека принимать решения, принимать много решений, но что будет стимулировать человека к принятию правильных решений! Наоборот, интенсифицируя деятельность менеджера (или другого креативного сотрудника), мотивируя его каким бы то ни было способом, мы оказываем давление на его психику, что неизбежно должно сказаться на результатах работы.

Но есть еще один сильнейший фактор, определяющий трудовое поведение, манипулировать которым организации гораздо сложнее (если вообще возможно).

Речь идет о внутренней мотивации. О том, почему сам человек хочет выполнять порученную ему работу на высшем уровне, или, наоборот, работает спустя рукава, почему какой-то один род деятельности ему по душе, а другой - нет.

Заставить кого-то что-нибудь полюбить или захотеть чем-то заниматься -- чрезвычайно сложно. Поэтому многие руководители, осознавая, что не могут так глубоко повлиять на своих подчиненных, оставляют вопрос внутренней мотивации на совести специалистов по найму.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ имени Г.В. ПЛЕХАНОВА

Кафедра социологии

Основы психологии и педагогики высшей школы

Кафедра: Экономика и управление городским строительством

Шифр:08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством

ЕССЕ

На тему: «Мотивация в процессе обучения, пути мотивации к обучению»

Выполнила:

Научный руководитель:

Сейфулаева М.Э., д.э.н.,проф.

Москва, 2011

Введение

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего. Мотивационными процессами в обучении студентов можно и нужно управлять: создавать условия для развития внутренних мотивов, стимулировать студентов.

Во время огромного объема информации предоставляемых источником как медиа, интернет, социальные сети, является очень сложным мотивировать студента к обучению, систематической работе, мотивации искать новое информации и эффективно использовать их в процессе обучения и жизни. Как надо мотивировать студента, что бы его обучение принесло желаемые эффекты и пользу не только ему а и обществу? Это вопрос для психологов, педагогов и общества.

Время объективно требует изменения роли и места преподавателя в учебном процессе. Студент должен быть действующим лицом, а преподаватель - его партнером в обучении и развитии. Учебно-воспитательный процесс должен базироваться на психолого-педагогическом проектировании развития каждого студента, на создании мотивации, на субъектно-субъектных отношениях участников обучения.

1. Мотив, мотивация

Еще Сократ разработал свой процесс мотивации, аАристотель выделил четыре различных вида причин, побуждающих человека к действию. Часть современных ученых признают мотивацию как внутреннее поле мотивов. Говорят о мотивации надо определить понятие мотива. Мотив это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанной с удовлетворением определенной потребности. В качестве мотивов могут выступать не только потребности, ну и идеалы, интересы личности, убеждения, социальное установки и ценности, за которыми потребности стоят.

Мотивация - это процессы, определяющие движение к поставленной цели, это факторы, влияющие на активность или пассивность поведения. Главным звеном мотивации является побуждение – поведенческое проявление удовлетворения свои потребности.

Позитивная холистическо – динамическая теория мотивации американского психолога А. Маслова выделяет пять базовых потребностей:

· Физиологические потребности – они связаны с удовлетворением потребности в пище, воде, сексуальных потребностей …

· Потребность в безопасности – потребность безопасности, стабильности, зашите, структуре и порядке,

· Потребность принадлежности и любви – она включат в себя стремление к общению, принадлежности к социальной группе

· Потребность в признании - она включает в себя стремление связаннее с понятием достижение – достижение уважения других и самоуважения

· Потребность в самоактуализации – стремление к самовоплощению человека, в актуализации его потенции

Позднее за предложенной пятистадияльной моделью потребностей, Маслоу еще две потребности: потребность в познании и понимании и эстетические потребности. Потребность в познании и понимании является когнитивной потребностей человека. Она связана с потребностей в истине, влечением к непознанному, необъясненому. Эта потребность очень связана с мотивацией обучения. Эстетические потребности отличаются набольшей диффузностью и неопределенностью. Они тесно переплетены и с конативными и с когнитивными потребностями.

Мотивы возможно характеризировать не только количественно (по принципу сильный – слабый), но и качественно. В этом плане выделяются обычно внутренние и внешние мотивы. При этом возможно говорить об отношении мотива к содержанию деятельности. Пример: Можем выделить познавательную потребность саму по себе – потребность учения. Тогда говорим о внутренней мотивации. Если с учебой связана потребность увеличения социальной престижи, зарплаты, потом надо говорить об внешних мотивах.

Кроме того, сами внешние мотивы могут быть положительными (мотивы успеха, достижения) и отрицательными (мотивы избегания, защиты). Очевидно, что внешние положительные мотивы более эффективны, чем внешние отрицательные мотивы, если даже по силе они равны. Внешние положительные мотивы влияют эффективно на успеваемость учебной деятельности.

2. Мотивация к обучению

Мотивация – общее название процесса побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания обучения. Имея в виду педагога, речь идет о мотивации обучения. С позиции обучаемого речь идет о мотивации учения. Мотивация как побуждение, вызывающие активность личности и определяющее её направление, особенно необходимая в процессе обучения. Рассматривая мотивацию учебной деятельности, необходимо подчеркнуть, что понятие мотив тесно связано с понятием цель и потребность. В личности человека они взаимодействуют и получили название мотивационная сфера. Термин мотивационная сфера включает в себя все виды побуждений: потребности, интересы, цели, стимулы, мотивы, склонности, установки.

Мотивация обучения - этообщее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования.Образно говоря, образы мотивации держат в своих руках совместно преподаватели (мотивация обучения, их отношение к профессиональным обязанностям) и учащиеся (мотивация учения, внутренняя, автомотивация).

Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, - в данном случае деятельность учения, учебную деятельность. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется рядом специфических факторов. Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением; во-вторых, - организацией образовательного процесса; в-третьих, - субъектными особенностями обучающегося; в-четвертых, - субъективными особенностями педагога и прежде всего системы его отношений к ученику, к делу; в-пятых, - спецификой учебного предмета. Учебная деятельность учащихся побуждается иерархией мотивов, в которой доминирующими могут быть либо внутренние мотивы, связанные с содержанием этой деятельности и ее выполнением, либо широкие социальные мотивы, связанные с потребностью студента занять определенную позицию в системе общественных отношений. При этом с возрастом происходит развитие соотношения взаимодействующих потребностей и мотивов, изменение ведущих доминирующих потребностей и своеобразной их иерархизации. Мотивация учения складывается из ряда постоянно изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом побуждений (потребности и смысл учения для учащихся, его мотивы, цели, эмоции, интересы).

Становление мотивации есть не простое возрастание положительного или усугубление отрицательного отношения к ученику, а стоящее за ним усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений, появление новых, более зрелых, иногда противоречивых отношений между ними". Соответственно, при анализе мотивации стоит сложнейшая задача определения не только доминирующего побудителя (мотива), но и учета всей структуры мотивационной сферы человека. Мотивационная сфера или мотивация в широком смысле слова с этой точки зрения понимается как стержень личности, к которому «стягиваются» такие ее свойства, как направленность, ценные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества и другие социально-психологические характеристики. «Понятие мотивации у человека… включает в себя все виды побуждений: мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, мотивационные установки или диспозиции, идеалы и т.д.

Мотивация основное средство, которое даст возможность повысить уровень заинтересованности студентов к учебному процессу, позволит повысить их личный научный, творческий потенциал. Недостаточно мотивированный студент не будет способствовать ни к развитию своих знании, ни к развитию науки самой. Учебный процесс относят к сложным видам деятельности, поэтому мотивов для обучения очень много, и они могут не только проявляться отдельно в каждом человеке, но и сливаться в едино, формируя сложные мотивационные системы.

Структура мотивации обучения

Мотивации студентов долгое время не уделяли внимания. На самом деле в 21. века это один из наиболее эффективных способов улучшить процесс обучения и результаты долгих лет семинаров, лекции и сессий. Мотивы и мотивация является движущей силой процесса обучения и усвоения информации и материала. Именно мотивация основное средство, которое даст возможность повысить уровень заинтересованности студентов к учебному процессу, позволит повысить их личный научный, творческий потенциал.

Говорят о мотивах для обучения, возможно классифицировать мотивы по направленности и содержанию:

· социальные – (долг, ответсвенность, понимание значимости обучения для всего общества);

· познавательные – (стремление больше знать, стать эрудированным);

· профессионально – ценностные (расширение возможностей устроиться на перспективную и интересную работу);

· эстетические (от обучения получается удовольствие, раскрываются свои скрытые способности и таланты);

· коммуникативные (возможность расширения своего кругу общения посредством повышения своего интеллектуального уровня и новых знакомств),

· статусно – позиционные (стремление через учение или общественную деятельность утверждается в обществе);

· традиционно – исторические (установленные стереотипы, которые возникли в обществе и укрепились с течением времени);

· утилитарно – познательные (стремление усвоить отдельный интересующий предмет и научиться самообразованию);

· неосознанные мотивы (основано на полном непонимании смысла получаемой информации и полном отсутствии интереса к познательному процессу).

Эти мотивы могут сливаться образуя общую мотивацию для обучения.

Первичное представление о преобладании и действии тех или иных мотивов учения даёт отношение обучаемого к учению. Выделяют несколько ступеней включённости обучаемого в процесс учения:

Отрицательное отношение к обучению возможно характеризировать бедностей и узостей мотивов. Здесь возможно исследовать слабую заинтересованность в успехах, нацеленность на оценку, неумение ставить цели, преодолевать трудности, нежели учиться, отрицательное отношение к образовательным учреждениям, к преподавателям.

Нейтральное (безразличное) отношение к учению :характеристики те же, подразумевается наличие способностей и возможностей при изменении ориентации достигнуть положительных результатов. Возможно так говорить об способном, но лениво м учащимся.

Положительное отношение к учению: постепенное нарастание мотивации от неустойчивой до глубоко осознанной, а поэтому особенно действенной; наивысший уровень характеризуется устойчивостью мотивов, их иерархией, умением ставить перспективные цели, предвидеть последствия своей учебной деятельности и поведения, преодолевать препятствия на пути достижения цели. В учебной деятельности наблюдается поиск нестандартных способов решения учебных задач, гибкость и мобильность способов действий, переход к творческой деятельности, увеличение доли самообразования (И.П. Подласый, 2000). Отношение обучающегося к учению преподавателя характеризуетактивность (учения, освоения содержания и др.), которая определяет степень (интенсивность, прочность) "соприкосновения" обучаемого с предметом его деятельности.

Интерес - один из мотивов обучения

Интерес - один из постоянных и сильнодействующих мотивов деятельности человека. Интерес является реальной причиной действий, ощущаемая человеком как особо важная причина. Познавательный интерес проявляется в эмоциональном отношении обучаемого к объекту познания. Формирование интереса основано на 3-х педагогических законах Выготского:

1.Прежде чем ты хочешь призвать учащегося к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё, и что учащийся будет действовать сам, преподавателю же остаётся только руководить и направлять его деятельность»

2. «Весь вопрос в том, насколько интерес направлен по линии самого изучаемого предмета, а не связан с посторонним для него влиянием наград, наказаний, страха, желания угодить и т.п. Таким образом, закон заключается в том, чтобы не только вызвать интерес, но чтобы интерес был как должно направлен»

3. «Третий, и последний, вывод использования интереса предписывает построить всю педагогическую систему в непосредственной близости к жизни, учить учащихся тому, что их интересует, начинать с того, что им знакомо и естественно возбуждает их интерес».

3. Пути сохранения и повышения мотивации студентов

Одно из наиболее часто встречаемых препятствий процесса обучения состоит в утрате студентом мотивации к продолжению обучения. Потеря мотивации может представлять собой серьезное осложнение, поскольку студенту в этом случае крайне трудно сосредоточиться на выполнении заданий. Гораздо сложнее становится готовиться выполнению тестовых заданий, к сдаче экзаменов и завершению проектов. Именно мотивация провоцирует человека преодолевать по ходу учебы различные трудности, чувство скуки или утомления. Без мотивации сама задача обучения теряет смысл. Однако тех, кто опасается возможной потери мотивации, можно легко успокоить. Желание и способность учиться могут быть стимулированы искусственными приемами.

Методы стимулирования мотивации возможно включить:

Поставить перед учащего точную цель , что бы работать над ее достижением. Очень полезным является сосредоточиться на небольшие задачи, которые можно выполнить без труда. Развивать мотивы достижения цели чрезвычайно важно. Поэтому обязательным является организация такого учебного процесса, где ставится цель, которую нужно достичь. То есть на каждом занятии при изучении темы или решения проблемы должна быть нацеленность на результат, который позволяет студентам переживать успех в деятельности.

Мотивировать студентов к активности на других местах движения информацией (интернет-форумах, посвященных курсу, он-лайн курсам).

Предоставить студентам возможность общаться между собой путём альтернативных форм как конференции, посещения музей, профессиональных учреждении, компании, на работу в которых студенты устраиваются

Симулированные ситуации в реальной жизни при процессе обучения.

Создание благоприятного психологического климата для развития личности.

Между пути повышения мотивации предлагаю также включить:

· введение системы публикации успехов студентов и награды за их замечательные успехи и стремление

· расширение возможности самореализации студентов

· возможность ввести индивидуальную систему обучения студентов

Время также объективно требует изменения роли и места преподавателя в учебном процессе или процессе обучения. Студент должен быть действующим лицом, а преподаватель - его партнером в обучении и развитии. Учебно-воспитательный процесс должен базироваться на психолого-педагогическом проектировании развития каждого студента, на субъектно-субъектных отношениях участников обучения. Максимальная ориентация на формирование самодостаточной личности необходимая для компетентностного учебно-воспитательного процессу. Для этого в прошлом нужно оставить авторитарную педагогику, субъект-объектный тип взаимоотношений между студентом и преподавателем.

Для повышения мотивации студента к обучению необходимо осознавать, что новые учебные программы построены на принципах развивающего обучения и базируются на некоторых совершенно новых принципах обучения, среди которых:

Принцип личностного центризма в значении внимания к конкретного студента с его сущностными характеристиками; - Принцип взаимосвязи обучения, воспитания и развития; - Коммуникативно-деятельностный принцип; - Социокультурный принцип; - Принцип полифункциональности образования; - Принцип практической направленности обучения; - Компетентностный принцип направленности образования.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время перед преподавателями вузов стоит задача по созданию таких условий, при которых студенты за короткие сроки могли усваивать максимально возможное количество знаний вместе с приобретением навыков их творческого применения на практике.

Именно мотивация основное средство, которое даст возможность повысить уровень заинтересованности студентов к учебному процессу, позволит повысить их личный научный, творческий потенциал. Как мотивировать студентов к обучению – это важный и основный вопрос не только педагогов. Мотивы к обучению могут быть различные - именно социальные, познавательные; профессионально – ценностные, эстетические, коммуникативные, статусно – позиционные, традиционно – исторические, утилитарно – познательные, неосознанные.

В 21 веке, когда доступ к информации является уже не сложным вопросом, возникает другой вопрос – как мотивировать учащихся к постоянному изучению материалов и эффективному выбору и усвоении полезных знании. Особенную роль при возникновении мотивации играет интерес и возбуждение интереса к любимой отрасли исследования, обучения. Ответственность за мотивацию студентов к обучению и её повышению принадлежит не только преподавателям и семьи. Степень мотивации студентов к обучению и их стремление – это зеркало общества. А ведь именно молодая интеллигенция является основным потенциалом, основой стабильного развития экономик отдельных стран, основной движущей силой в этом нестабильном мире.

Список литературы

1. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И.Божович и Л.В.Благонадежной. М., 1972.

2. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И.Божович и Л.В.Благонадежной. – М., 1972.

3. Каменская Е.Н. Основы психологии, Ростов н/Д, Феникс, 2003, 155 с.

4. Лавриненко В. Н. Психология и этика делового общения, Москва, 2005, 215 с.

5. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. – М., 1976.

6. Маркова А.К. Формирование интереса к учению у учащихся. , 2000, 175 с.

8. Мелия М. Бизнес - это психология, Евробукс, 2009, 352 с.

9. Столяренко Л. Д. Психология делового общения и управления, Ростов на Дону, 2009, 222 с.

10. Н. В. Бордовская, А. А. Реан. Педагогика, 2000. – 304 с.

11. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т. 1: Пер. с нем. - М., 1986. - 392 с.

12. Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 1974

13. http://student.mirvmeste.com/news/kak-motivirovat-studenta.html

14. http://www.rae.ru/monographs/77-2804

15. http://www.psychological.ru/

16. http://rupravlenie.ru/wp-content/uploads/2009/10/3_Lifshits_Students-motivation.pdf

17. http://www.unco.edu


Реан А., Борговская Н., Розум С. Психология и педагогика

МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, Монография, www.rae.ru

Http://www.psychological.ru

Маркова А.К. Формирование интереса к учению у учащихся. С.17

Выготский Л.С. : ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ, http://www.klex.ru/t2

Выготский Л.С. : ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ, http://www.klex.ru/t2