Золотые Звезды Донбасса. Семейко Николай Илларионович

Погиб 1945 года в воздушном бою в Восточной Пруссии. Штурман 75-го гвардейского штурмового авиационного полка 1-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии 1-й воздушной армии 3-го Белорусского фронта, гвардии капитан. Дважды Советского Союза.

Подвиг Николая Семейко.

Летчик-штурмовик на Ил-2 - одна из самых опасных профессий в годы Второй мировой войны. В отличие от бомбардировщиков, они шли на штурм вражеских позиций на бреющем полете на высоте всего в 50-250 метров со скоростью до 300 км/ч, притягивая к себе огонь не только зениток, но и всего, что стреляло с земли, а после штурма их поджидали вражеские истребители, от которых была лишь одна защита - встать в круг, прикрывая хвост друг друга, и медленно возвращаться на свой аэродром.

Для врагов они стали "черной смертью", а в советской авиации полеты на Ил-2 приравнивались... к штрафбату. "Многих летчиков, осужденных по решению трибунала в годы Второй мировой, вместо штрафного батальона отправляли стрелками на Ил-2, 30 боевых вылетов на котором приравнивалось к 1 году штрафбата", - записал воспоминания фронтовиков Артем Драбкин в книге "Я дрался на Ил-2. Нас называли "смертники".

Самым молодым из 154 дважды Героев за всю историю Советского Союза стал 22-летний , совершивший 227 боевых вылетов (эквивалент 7,5 лет штрафбата) , в результате которых он лично уничтожил и повредил семь танков, 10 артиллерийских орудий, пять самолетов на вражеских аэродромах, 19 автомашин с войсками и грузами, паровоз, взорвал два склада с боеприпасами, подавил 17 огневых точек зенитной артиллерии, уничтожил много другой боевой техники и живой силы противника.

Прошел боевой путь от Сталинграда, Донбасса, до Кенигсберга.

Был награжден 7 боевыми орденами, а 2 Звезды Героя были переданы семье уже... после его смерти.

1945 года - Герой Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" за мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками;

1945 года - Герой Советского Союза с присвоением медали "Золотая Звезда". Посмертно;

Три ордена "Красного знамени";

Орден Богдана Хмельницкого 3-й степени;

Орден Александра Невского;

1-й степени;

Множество медалей.

Николай Семейко родился в семье военнослужащего и всегда считал себя украинцем;

19 апреля 1945 года, согласно указу Президиума Верховного Совета , Николаю Семейко было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" за мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками. Однако не суждено было прославленному летчику-штурмовику прикрепить к груди высшие награды СССР, поскольку уже на следующий день после данного указа он погиб в воздушном бою в Восточной Пруссии;

Восточная Пруссия на карте . Ядро Пруссии с её столицей городом Кёнигсбергом (сейчас Калининград) ныне принадлежат России, образуя Калининградскую область.

Через 2 месяца и 10 дней после гибели Семейко ему было второй раз присвоено звание Героя, но на сей раз посмертно.

Биография Николая Семейко.

1940 год - вступил в ряды Красной армии Николай Семейко;

1942 год - окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу пилотов и Курсы усовершенствования командного состава;

1943 год - член ВКП(б);

С марта 1943 года - пребывает на фронтах Великой Отечественной войны. Был командиром экипажа, звена, заместителем командира, командиром и штурманом эскадрильи 75-го гвардейского штурмового авиационного полка, начав боевую деятельность под Сталинградом, принимал участие в боях на реке Миус, а также в боях за освобождение Донбасса, Крыма, в составе войск Южного, 4-го Украинского и 3-го Белорусского фронтов;

Октябрь 1944 года - штурман эскадрильи 75-го гвардейского штурмового авиационного полка и штурман того же полка 1-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии 1-й воздушной армии 3-го Белорусского фронта;

20 апреля 1945 года Николай Илларионович Семейко погиб во время воздушного боя Восточной Пруссии.

Увековечивание памяти Николая Семейко.

Бронзовый бюст в Славянске;

Его именем назван средний рыболовный траулер проекта 502Э - бортовой номер КИ-8059;

Школа №12, в которой обучался Николай Семейко, теперь носит его имя.

Nikolay Semejko Карьера: Герой
Рождение: Украина, 20.4.1945
Свой боевой путь Николай Семейко начал совсем юным офицером. Был командиром звена, эскадрильи, штурманом полка. Участвуя в боях, он совершил 227 успешных боевых вылетов, в результате которых лично уничтожил и повредил 7 танков, 10 артиллерийских орудий, 5 самолетов на вражеских аэродромах, 19 автомашин с войсками и грузами, паровоз, взорвал 2 склада с боеприпасами, подавил 17 огневых точек зенитной артиллерии и уничтожил много другой боевой техники и живой силы противника. 19 апреля 1945 года Н. И. Семейко присвоено звание Героя Советского Союза.

Николай Илларионович Семейко по национальности украинец. Член КПСС с 1943 года. В Советской Армии с 1940 года. В 1942 году окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу пилотов.

На одной из площадей города Славянска стоит на постаменте бронзовый бюст, под ним начертано золотом: Николай Илларионович Семейко, 1923 1945 гг..

В дни торжеств застывает у постамента пионерский караул. Как изваяние, стоит недвижно у памятника и матушка героя. Во взгляде женщины, в ее фигуре неутешное напасть, безграничная влюбленность к сыну.

Чуть больше 20 лет прожил боец, но он полно успел свершить. Чтобы сделаться настоящим воздушным бойцом, надобно было немало приложить сил и энергии. И младой коммунист не жалел их для этого.

Николай был человеком незаурядным. Его пытливый нрав, влюбленность в небосвод, откровенность и смелость суждений нравились товарищам. Он одним духом завоевал авторитет посреди авиаторов и для многих стал примером, завсегда настраивал только на победу, укреплял у каждого летчика веру в свои силы.

Недюжинные способности летчика обнаружились в боях за Левобережную Украину, под Мелитополем, когда немецко-фашистские полчища все ещё пытались не предположить наши войска к Днепру.

Стремясь спасти свои войска от полного разгрома, гитлеровское руководство спешно укрепляло свою оборону по реке Молочной. Над этой безвестной речушкой вечно барражировали мессершмитты и фокке-вульфы. Сплошная стена зенитных разрывов вставала перед нашими штурмовиками. И тогда все зависело от летчиков, их смекалки, выучки. В единственный из дней Семейко повел группу штурмовиков для атаки артиллерийских батарей противника, мешавших нашим войскам при наступлении. Группу прикрывали истребители сопровождения.

Штурмовики летели на малой высоте. Под крылом уже промелькнула извилистая речушка, сполохом артиллерийского огня и веерами разрывов возвестила о себе черта фронта. И неожиданно внезапно из-за облаков вывалилось возле десятка мессеров. Фашисты пытались с ходу штурмовать наши илы, но истребители сопровождения были начеку. Завертелась, закружилась бешеная карусель. Не унимались и зенитки. Совсем непросто было штурмовать врага. Семейко делает резкие развороты налево, направо. Наконец ведущий находит вражескую артиллерийскую батарею. Палец левой руки на кнопке бомбосбрасывателя. Шесть соток посыпались вниз.

Примеру ведущего последовали ведомые летчики. Затем ведущий пошел на второй заход. Семейко учел обстановку и изменил первоначальный проект. Сделав правый разворот, он повел свою шестерку в атаку с северо-востока, в то же время снизившись на предельно малую высоту.

Расчет оказался правильным. Зенитчики не успели раскрыть пламень по невысоко летящим штурмовикам.

Атака была стремительной, разящей. Пули и снаряды ложились точь-в-точь в мишень.

Заход следовал за заходом: шесть раз шестерка илов штурмовала артиллерийские батареи гитлеровцев. Ильюшины с ревом проносились у самой земли, нагоняя боязнь на гитлеровских боец.

Тактический прием и привычка атаки не могли быть не замеченными авиационным начальником. Комдин Токарев, находясь на передовом командном пункте, восхищался действиями летчиков:

Молодец, Семейко!

На аэропорт группа вернулась без потерь. Летчики были довольны своей работой: они подавили две батареи полевой артиллерии противника, сожгли немного автомашин, уничтожили полно гитлеровцев.

В результате ряда успешных операций наши войска освободили Левобережную Украину. Донбасс, близкий и близкий Николаю Семейко шахтерский край, залечивал тяжелые раны. Был освобожден и близкий град Николая Славянск.

Трудно передать словами, что думал Николай, какие чувства испытывал, когда узнал, что освобождена его Родина! Он вспоминал плачущую мама, провожавшую его в армию летом 1941 года. Жива ли она? Скоро он об этом узнает. Родной град освобожден! Это придавало летчику дополнительные силы.

Есть суровое очарование в скупом пейзаже фронтового полевого аэродрома, в его напряженной повседневной жизни. Сегодня над ним стоит невысокий предрассветный туман. Сквозь него пробиваются желтые огоньки от работающих моторов. Штурмовики готовятся к вылету. С КП взвивается зеленая ракета. Ильюшины, оставляя на росистой траве след колес, со стоянок устремляются к старту.

В воздух поднимается боевая шестерка. Ведет ее старшой лейтенант Семейко, недавно назначенный комэском. Не каждому летчику разрешается доверить взлетать в такую погоду. Для этого полета отобраны лучшие летчики Жабинский, Тараканов и другие.

Группе штурмовиков предстояло до времени утром причинить потрясение по переправе врага, которая, по докладу разведчика, находилась севернее Каховки.

Фашисты заурядно на день эту переправу разбирали, а понтоны маскировали. На тот самый раз переправа не разбиралась. Гитлеровцы, видимо, надеялись на нелетную погоду.

Опытный зрачок ведущего резво определил переправу. По ней шли автомашины. У Семейко появилось охота как позволительно быстрее совместить метки прицела с этой узенькой полоской, которая пересекала Днепр, побыстрее избавить бомбоотсеки, верно свалить стокилограммовые фугасные бомбы.

В воздухе появилось хоть отбавляй шапок зенитных разрывов. Самолеты ИЛ-2 ладно защищены броней от осколков зенитных снарядов. И все же зенитки врага были серьезной угрозой для илов. Об этом Семейко не забывал ни на секунду.

Подойдя ближе к переправе, группа перешла в атаку. Сброшены бомбы. Вывод из атаки и резкий разворот налево. Все участливость переправе. И какая веселье охватила Семейко, когда он увидел, что она разрушена и разошлась на две части. Все, что было на ней, скрылось в кипучей пене Днепра.

Задание выполнено. Можно придерживаться на свой аэропорт. В тот самый миг Николай почувствовал потрясение. Потемнело в глазах, онемела левая десница, она больше не подчинялась воле летчика. Но он нашел в себе силы, сумел вывести авиалайнер из крена, собрал группу и взял вектор движения на восток.

При подходе к аэродрому Семейко приказал группе рассредоточиться и первым пошел на понижение. Он предупредил командира полка Ляховского, находившегося на земле: Сажусь левее Т, авиалайнер поврежден.

Даже в тот самый миг Семейко не думал о себе, его больше волновали ведомые: если он сядет правее посадочного знака, то, развернувшись, загородит посадочную полосу для других, тем самым осложнит положение ведомых.

После приземления пилот безотложно же выключил мотор. В конце полосы агрегатина остановилась, но пилот не открывал фонарик кабины. Воздушный стрелок Павел Кудрин сей же час бросился на поддержка комэску. Командир был недвижим. Голова его беспомощно уткнулась в переднее бронестекло кабины.

Вытащив из кабины своего командира, стрелок позвал санитарную машину, на которой пилот и был отправлен в лазарет.

К счастью, ранение оказалось не весьма серьезным, и посредством немного дней Николай вернулся в близкий полк.

После освобождения Украины от фашистов Семейко принимал активное участие в освобождении Белоруссии.

Боец-коммунист, он предъявлял врагу обвинение за страдания и жертвы советского народа, которые принес фашизм. Каждым своим боевым вылетом увеличивал счет уничтоженных фашистов, умножал славу эскадрильи.

Шестерка илов, взревев моторами, пошла на взлет. Это комэск Николай Семейко повел свою группу для выполнения штурмового удара по железнодорожной станции Толочин. К этому времени за плечами у молодого летчика было уже больше сотни успешных боевых вылетов, грудь украсили четыре боевых ордена.

Полет к цели проходил на малой высоте. Когда показалась станция, ведущий прибавил газ. На путях стояли два эшелона вагонов по пятьдесят, паровозы под парами. Чуть набрав высоту, вся шестерка устремилась в атаку.

Вначале были применены реактивные снаряды, пушки и пулеметы. При выходе из атаки сбросили бомбы.

Опыт не подвел. С первого захода взорван паровоз, загорелось немного цистерн. Белые клубы пара, перемешиваясь с черным, смоляным дымом горящих цистерн, заволокли небеса.

Семейко сделал предприимчивый разворот и повел группу на повторную атаку. Ярким пламенем заполыхали оба железнодорожных состава. Взорван второй паровоз. Все шесть самолетов встали в круг, и произвольный выбирал себе мишень.

Николаю казалось, что он в первый раз с таковый силой нажимал на гашетки пушек и пулеметов. Волнения не было, оно пришло позже, когда он совершил посадку на своем аэродроме и друзья поздравляли его с успешным выполнением боевого задания.

После освобождения Советской Белоруссии начались бои на территории Восточной Пруссии. Советские танкисты неудержимой железный лавиной двигались вперед. Они стремились молниеносным ударом рассечь восточнопрусскую группировку фашистских войск и, выйдя к берегам Балтийского моря, севернее Эльбинга, отхватить им пути отхода на Померанию.

Фактор времени имел решающее важность. На поддержка танкистам пришли летчики-гвардейцы штурмовой авиационной дивизии полковника Токарева. Поддержи они с воздуха танкистов, танки захватят Эльбинг, выйдут к морю; в противном случае супротивник успеет подбросить резервы, постарается удержать за собой прибрежную магистраль, тогда нашей пехоте понадобится хоть отбавляй усилий, чтобы вышибить гитлеровцев.

К решающим боям с врагом готовились летчики всех эскадрилий дивизий. Их возглавляли опытные командиры Герои Советского Союза А. Я. Брандыс, Л. И. Бпища, А. К. Недбайло, Д. Жабинский. К этому времени младой, активный Николай Семейко был назначен штурманом полка. Он получил задачу в качестве ведущего группы причинить потрясение по подходящим резервам противника.

Подготовив летчиков к полету, он отчетливо отдал команду: По самолетам!

Через 30 мин полета штурман обнаружил колонну автомашин противника с пушками. Он развернул свою группу на мишень, и все шесть самолетов устремились в атаку. Понеслись вниз реактивные снаряды. Ведущий расстреливал фашистов из пушек и пулеметов. Сбрасывались бомбы. В результате внезапного удара было уничтожено полно активный силы и техники врага.

Вслед за группой Семейко пришли штурмовики эскадрильи Жабинского, а после этого летчики Недбайло. И так продолжалось до позднего вечера.

Наши войска продвигались на Запад. Противник нес большие потери.

В боях за Восточную Пруссию с целью непрерывного воздействия на противника штурмовики нередко дежурили в воздухе, заурядно шестерками. 20 апреля 1945 года Герой Советского Союза капитан Семейко во главе группы штурмовиков выполнял свой 227 боевой вылет.

Воздушная ситуация казалась спокойной: истребителей противника в воздухе не было.

Делая разворот, летчики снижались до 300 метров, все участливость уделяли береговой черте. Семейко участливо просматривал любой участок западнее Кенигсберга, стремясь приметить расположение зенитных батарей.

Время от времени до него доносился негромкий звук воздушного стрелка:

Разрывы с правой стороны, ниже, но откель бьет зенитка, стрелок не видел.

Разрывы слева, торопливо передает он.

Семейко делает разворот, внимательно смотрит на песчаную отмель залива, выводит авиалайнер в горизонтальный полет и видит, как спереди самолета мелькают огоньки, в воздухе появляется немного шапок зенитных разрывов. Летчик запоминает это местоположение и пытается приметить зенитную артиллерию. Но как лучше выстроить боевой строй группы? Построиться парами значит сформировать лучшие условия для вражеских зенитчиков. Командир перестраивает группу в боевой строй круг одиночных самолетов, тем самым дает вероятность прицеливаться каждому.

Внимание Семейко привлекает площадка вблизи от берега. Оттуда мелькают зловещие блики. Нет, это не фары автомашин.

В воздухе появляются разрывы. Развернувшись, ведущий вводит авиалайнер в пикирование.

Перед глазами ещё мелькают знакомые блики. Ясно, что это зенитная батарея ведет пламень.

Теперь от возмездия не уйдут, решает Семейко, увеличивая уголок пикирования. Еще немного секунд, и ведущий откроет ураганный пламень из пушек и пулеметов.

В тот самый миг с земли передали дозволение на уход. Группа штурмовиков Анатолия Недбайло готова была поменять эскадрилью Семейко.

Казалось бы, штурману полка разрешается в настоящее время отправляться на свой аэропорт, но не таков Николай Семейко. Его шестерка идет в атаку, ведя жар из пушек и пулеметов.

Анатолий Недбайло, подошедший со своей группой, видел жар зениток и стремительное пикирование штурмовика. Он спешил подсобить товарищам быстрее унять обнаруженную зенитную батарею, ни на секунду не выпускал из виду пикирующий авиалайнер.

Выводи, врежешься в землю! крикнул он в микрофон.

У ведущих групп штурмовиков было установлено такое правило: если увидел зенитку, сразу же подави ее, только тогда можешь полагать, что совесть твоя чиста. И авиалайнер Семейко пикировал на площадку, откель продолжали ударять зенитки. Были ясно видны стволы зенитных орудий, от них разбегались в стороны солдаты, которые, видимо, поняли, что подбитый штурмовик врежется в расположение батареи. Еще миг и на земле взметнулся взрыв.

Летчик не воспользовался парашютом, не покинул боевой машины, до последнего дыхания продолжал борьбу с врагом, выполняя свой священный должок перед Родиной, оставив о себе бессмертную память.

И возвышается посреди памятников, навеки поставленных нашим народом, бронзовый бюст прославленному сыну Советской Родины Николаю Семейко, коммунисту-воину, дважды Герою Советского Союза.

20 апреля 1945 года гвардии капитан Н. И. Семейко геройски погиб, выполняя важное боевое поручение. 29 июня 1945 года он посмертно удостоен второй медали Золотая Звезда. Награжден кроме того многими орденами.

Так же читайте биографии известных людей:
Николай Сдобнов Nikolay Sdobnov

Награждён орденом Ленина, орденами Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями.

Николай Серебряков Nikolay Serebriakov

Герой Советского Союза (7.05.40). Награжден двумя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами..

Николай Скоморохов Nikolay Skomorohov

За годы Великой Отечественной войны Н. М. Скоморохов, сражаясь на Закавказском, Северо-Кавказском, Юго-Западном и 3-м Украинском фронтах, совершил..

Николай Столяров Nikolay Stoliarov

За образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом мужество, отвагу и геройство Указом Президиума Верховного Совета СССР от..

Ты - не раб!
Закрытый образовательный курс для детей элиты: "Истинное обустройство мира".
http://noslave.org

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Николай Илларионович Семейко
Период жизни

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Прозвище

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Псевдоним

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения
Дата смерти
Принадлежность

СССР 22x20px СССР

Род войск
Годы службы
Звание гвардии капитан

: неверное или отсутствующее изображение

Часть

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Командовал

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Должность

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Сражения/войны
Награды и премии
Орден Ленина Орден Красного Знамени Орден Красного Знамени Орден Красного Знамени
Орден Красного Знамени Орден Богдана Хмельницкого III степени Орден Александра Невского Орден Отечественной войны I степени
Связи
В отставке

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Автограф

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Никола́й Илларио́нович Семе́йко (25 марта 1923 года - 20 апреля 1945 года) - советский военный лётчик , гвардии капитан , дважды Герой Советского Союза .

Биография

Семейко Николай Илларионович родился 25 марта 1923 года в городе Славянске (ныне Донецкая область Украины) в семье служащего. По национальности - украинец .

Окончил неполную среднюю школу № 12, которая носит его имя.

Период Великой Отечественной войны

Ко времени своего последнего вылета Н. И. Семейко совершил 227 боевых вылетов на штурмовку вражеских войск, в результате которых он лично уничтожил и повредил семь танков, 10 артиллерийских орудий, пять самолетов на вражеских аэродромах, 19 автомашин с войсками и грузами, паровоз, взорвал два склада с боеприпасами, подавил 17 огневых точек зенитной артиллерии, уничтожил много другой боевой техники и живой силы противника.

Отрывок, характеризующий Семейко, Николай Илларионович

Я гладила её длинные шелковистые волосы, вдыхая их новый, незнакомый мне аромат и прижимая к себе её хрупкое худенькое тельце, готова была умереть прямо сейчас, только бы не прерывалось это чудесное мгновение...
Анна судорожно жалась ко мне, крепко цепляясь за меня худыми ручонками, как бы желая раствориться, спрятаться во мне от ставшего вдруг таким чудовищным и незнакомым мира... который был для неё когда-то светлым и добрым, и таким родным!..
За что нам был дан этот ужас?!.. Что мы свершили такое, чтобы заслужить всю эту боль?.. Ответов на это не было... Да наверное и не могло было быть.
Я до потери сознания боялась за свою бедную малышку!.. Даже при её раннем возрасте, Анна была очень сильной и яркой личностью. Она никогда не шла на компромиссы и никогда не сдавалась, борясь до конца, несмотря на обстоятельства. И ничего не боялась...
«Бояться чего-то – значит принимать возможность поражения. Не допускай страх в своё сердце, родная» – Анна хорошо усвоила уроки своего отца...
И теперь, видя её, возможно, в последний раз, я должна была успеть научить её обратному – «не идти напролом» тогда, когда от этого зависела её жизнь. Это никогда не являлось одним из моих жизненных «законов». Я научилась этому только сейчас, наблюдая, как в жутком подвале Караффы уходил из жизни её светлый и гордый отец... Анна была последней Ведуньей в нашей семье, и она должна была выжить, во что бы то ни стало, чтобы успеть родить сына или дочь, которые продолжили бы то, что так бережно хранила столетиями наша семья. Она должна была выжить. Любой ценой... Кроме предательства.
– Мамочка, пожалуйста, не оставляй меня с ним!.. Он очень плохой! Я вижу его. Он страшный!
– Ты... – что?!! Ты можешь видеть его?! – Анна испуганно кивнула. Видимо я была настолько ошарашенной, что своим видом напугала её. – А можешь ли ты пройти сквозь его защиту?..
Анна опять кивнула. Я стояла, совершенно потрясённой, не в состоянии понять – КАК она могла это сделать??? Но это сейчас не было важно. Важно было лишь то, что хотя бы кто-то из нас мог «видеть» его. А это означало – возможно, и победить его.
– Ты можешь посмотреть его будущее? Можешь?! Скажи мне, солнце моё, уничтожим ли мы его?!.. Скажи мне, Аннушка!
Меня трясло от волнения – я жаждала слышать, что Караффа умрёт, мечтала видеть его поверженным!!! О, как же я мечтала об этом!.. Сколько дней и ночей я составляла фантастические планы, один сумасшедшее другого, чтобы только очистить землю от этой кровожадной гадюки!.. Но ничего не получалось, я не могла «читать» его чёрную душу. И вот теперь это произошло – моя малышка могла видеть Караффу! У меня появилась надежда. Мы могли уничтожить его вдвоём, объединив свои «ведьмины» силы!
Но я обрадовалась слишком рано... Легко прочитав мои, бушующие радостью мысли, Анна грустно покачала головкой:
– Мы не победим его, мама... Это он уничтожит всех нас. Он уничтожит очень многих, как мы. От него не будет спасения. Прости меня, мама... – по худым щёчкам Анны катились горькие, горячие слёзы.
– Ну что ты, родная моя, что ты... Это ведь не твоя вина, если ты видишь не то, что нам хочется! Успокойся, солнце моё. Мы ведь не опускаем руки, правда, же?
Анна кивнула.
– Слушай меня, девочка...– легко встряхнув дочку за хрупкие плечики, как можно ласковее прошептала я. – Ты должна быть очень сильной, запомни! У нас нет другого выбора – мы всё равно будем бороться, только уже другими силами. Ты пойдёшь в этот монастырь. Если я не ошибаюсь, там живут чудесные люди. Они – такие как мы. Только наверно ещё сильнее. Тебе будет хорошо с ними. А за это время я придумаю, как нам уйти от этого человека, от Папы... Я обязательно что-то придумаю. Ты ведь веришь мне, правда?
Малышка опять кивнула. Её чудесные большие глаза утопали в озёрах слёз, выливая целые потоки... Но Анна плакала молча... горькими, тяжёлыми, взрослыми слезами. Ей было очень страшно. И очень одиноко. И я не могла быть ря-дом с ней, чтобы её успокоить...
Земля уходила у меня из под ног. Я упала на колени, обхватив руками свою милую девочку, ища в ней покоя. Она была глотком живой воды, по которому плакала моя измученная одиночеством и болью душа! Теперь уже Анна нежно гладила мою уставшую голову своей маленькой ладошкой, что-то тихо нашёптывая и успокаивая. Наверное, мы выглядели очень грустной парой, пытавшейся «облегчить» друг для друга хоть на мгновение, нашу исковерканную жизнь...
– Я видела отца... Я видела, как он умирал... Это было так больно, мама. Он уничтожит нас всех, этот страшный человек... Что мы сделали ему, мамочка? Что он хочет от нас?..



С емейко Николай Илларионович - штурман эскадрильи 75-го гвардейского штурмового авиационного полка и штурман того же полка 1-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии 1-й воздушной армии 3-го Белорусского фронта, гвардии капитан.

Родился 25 марта 1923 года в городе Славянске (Донецкая область Украины) в семье служащего. Украинец. Член ВКП(б) с 1943 года. Окончил неполную среднюю школу.

В Красной Армии с 1940 года. В 1942 году окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу пилотов и в том же году - Курсы усовершенствования командного состава.

На фронтах Великой Отечественной войны с марта 1943 года. Был командиром экипажа, звена, заместителем командира, командиром и штурманом эскадрильи 75-го гвардейского штурмавого авиаполка, начав боевую деятельность под Сталинградом, участвуя в боях на реке Миус, за освобождение Донбасса, Крыма, Украины, Белоруссии, в составе войск Южного, 4-го Украинского и 3-го Белорусского фронтов.

К октябрю 1944 года штурман эскадрильи 75-го гвардейского штурмового авиаполка (1-я гвардейская штурмовая авиадивизия, 1-я воздушная армия, 3-й Белорусский фронт) Н.И. Семейко совершил 144 боевых вылета, нанеся противнику значительный урон в живой силе и технике.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1945 года за мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, гвардии капитану Семейко Николаю Илларионовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда". Однако, не суждено было славному лётчику штурмовику прикрепить к груди высшие награды Родины… На следующий день, после подписания Указа о присвоении ему геройского звания он погиб в воздушном бою в Восточной Пруссии.

Ко времени своего последнего вылета штурман 75-го гвардейского штурмового авиаполка гвардии капитан Н.И. Семейко совершил ещё 83 успешных боевых вылетов на штурмовку вражеских войск. Всего за годы войны им совершено 227 боевых вылетов, в результате которых он лично уничтожил и повредил семь танков, 10 артиллерийских орудий, пять самолетов на вражеских аэродромах, 19 автомашин с войсками и грузами, паровоз, взорвал два склада с боеприпасами, подавил 17 огневых точек зенитной артиллерии, уничтожил много другой боевой техники и живой силы противника.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года Семейко Николай Илларионович посмертно награждён второй медалью "Золотая Звезда".

Награждён 2 орденами Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденами Богдана Хмельницкого 3-й степени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, медалями.

Бронзовый бюст дважды Героя Советского Союза Н.И. Семейко установлен на его родине.

Свой боевой путь Николай Семейко начал совсем юным офицером. Был командиром звена, эскадрильи, штурманом полка. Участвуя в боях, он совершил 227 успешных боевых вылетов, в результате которых лично уничтожил и повредил 7 танков, 10 артиллерийских орудий, 5 самолетов на вражеских аэродромах, 19 автомашин с войсками и грузами, паровоз, взорвал 2 склада с боеприпасами, подавил 17 огневых точек зенитной артиллерии и уничтожил много другой боевой техники и живой силы противника. 19 апреля 1945 года Н. И. Семейко присвоено звание Героя Советского Союза.


Николай Илларионович Семейко по национальности украинец. Член КПСС с 1943 года. В Советской Армии с 1940 года. В 1942 году окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу пилотов.

На одной из площадей города Славянска стоит на постаменте бронзовый бюст, под ним начертано золотом: «Николай Ил

ларионович Семейко, 1923 - 1945 гг.».

В дни торжеств застывает у постамента пионерский караул. Как изваяние, стоит неподвижно у памятника и мать героя. Во взгляде женщины, в ее фигуре неутешное горе, безграничная любовь к сыну.

Чуть более 20 лет прожил воин, но он много успел сделать. Чтобы

стать настоящим воздушным бойцом, надо было много приложить сил и энергии. И молодой коммунист не жалел их для этого.

Николай был человеком незаурядным. Его пытливый характер, влюбленность в небо, откровенность и смелость суждений нравились товарищам. Он быстро завоевал авторитет среди авиаторов

и для многих стал примером, всегда настраивал только на победу, укреплял у каждого летчика веру в свои силы.

Недюжинные способности летчика обнаружились в боях за Левобережную Украину, под Мелитополем, когда немецко-фашистские полчища все еще пытались не допустить наши войска к Днепру.

мясь спасти свои войска от полного разгрома, гитлеровское командование спешно укрепляло свою оборону по реке Молочной. Над этой безвестной речушкой постоянно барражировали «мессершмитты» и «фокке-вульфы». Сплошная стена зенитных разрывов вставала перед нашими штурмовиками. И тогда все зависело от ле

тчиков, их смекалки, выучки. В один из дней Семейко повел группу штурмовиков для атаки артиллерийских батарей противника, мешавших нашим войскам при наступлении. Группу прикрывали истребители сопровождения.

Штурмовики летели на малой высоте. Под крылом уже промелькнула извилистая речушка, сполох

ом артиллерийского огня и веерами разрывов возвестила о себе линия фронта. И вдруг неожиданно из-за облаков вывалилось около десятка «мессеров». Фашисты пытались с ходу атаковать наши «илы», но истребители сопровождения были начеку. Завертелась, закружилась бешеная карусель. Не унимались и зенитки.

Совсем непросто было атаковать врага. Семейко делает резкие развороты влево, вправо. Наконец ведущий находит вражескую артиллерийскую батарею. Палец левой руки на кнопке бомбосбрасывателя. Шесть «соток» посыпались вниз.

Примеру ведущего последовали ведомые летчики. Затем ведущий пошел на второй

заход. Семейко учел обстановку и изменил первоначальный план. Сделав правый разворот, он повел свою шестерку в атаку с северо-востока, одновременно снизившись на предельно малую высоту.

Расчет оказался правильным. Зенитчики не успели открыть огонь по низко летящим штурмовикам.

Атака была стр

емительной, разящей. Пули и снаряды ложились точно в цель.

Заход следовал за заходом: шесть раз шестерка «илов» штурмовала артиллерийские батареи гитлеровцев. «Ильюшины» с ревом проносились у самой земли, нагоняя страх на гитлеровских солдат.

Тактический прием и манера атаки не могли быть не

замеченными авиационным начальником. Комдин Токарев, находясь на передовом командном пункте, восхищался действиями летчиков:

Молодец, Семейко!

На аэродром группа вернулась без потерь. Летчики были довольны своей работой: они подавили две батареи полевой артиллерии противника, сожгли неско

лько автомашин, уничтожили много гитлеровцев.

В результате ряда успешных операций наши войска освободили Левобережную Украину. Донбасс, близкий и родной Николаю Семейко шахтерский край, залечивал тяжелые раны. Был освобожден и родной город Николая - Славянск.

Трудно передать словами, что дума

л Николай, какие чувства испытывал, когда узнал, что освобождена его Родина! Он вспоминал плачущую мать, провожавшую его в армию летом 1941 года. Жива ли она? Скоро он об этом узнает. Родной город освобожден! Это придавало летчику дополнительные силы.

Есть суровое очарование в скупом пейзаже фро

нтового полевого аэродрома, в его напряженной повседневной жизни. Сегодня над ним стоит низкий предрассветный туман. Сквозь него пробиваются желтые огоньки от работающих моторов. Штурмовики готовятся к вылету. С КП взвивается зеленая ракета. «Ильюшины», оставляя на росистой траве след колес, со стоя

нок устремляются к старту.

В воздух поднимается боевая шестерка. Ведет ее старший лейтенант Семейко, недавно назначенный комэском. Не каждому летчику можно доверить взлетать в такую погоду. Для этого полета отобраны лучшие летчики - Жабинский, Тараканов и другие.

Группе штурмовиков предстоял

о рано утром нанести удар по переправе врага, которая, по докладу разведчика, находилась севернее Каховки.

Фашисты обычно на день эту переправу разбирали, а понтоны маскировали. На этот раз переправа не разбиралась. Гитлеровцы, видимо, надеялись на нелетную погоду.

Опытный глаз ведущего быст

ро определил переправу. По ней шли автомашины. У Семейко появилось желание как можно быстрее совместить метки прицела с этой узенькой полоской, которая пересекала Днепр, побыстрее освободить бомбоотсеки, точно сбросить стокилограммовые фугасные бомбы.

В воздухе появилось много шапок зенитных раз

рывов. Самолеты ИЛ-2 хорошо защищены броней от осколков зенитных снарядов. И все же зенитки врага были серьезной угрозой для «илов». Об этом Семейко не забывал ни на секунду.

Подойдя ближе к переправе, группа перешла в атаку. Сброшены бомбы. Вывод из атаки и резкий разворот влево. Все внимание п

ереправе. И какая радость охватила Семейко, когда он увидел, что она разрушена и разошлась на две части. Все, что было на ней, скрылось в кипучей пене Днепра.

Задание выполнено. Можно следовать на свой аэродром. В этот момент Николай почувствовал удар. Потемнело в глазах, онемела левая рука, она

больше не подчинялась воле летчика. Но он нашел в себе силы, сумел вывести самолет из крена, собрал группу и взял курс на восток.

При подходе к аэродрому Семейко приказал группе рассредоточиться и первым пошел на снижение. Он предупредил командира полка Ляховского, находившегося на земле: «Сажус

ь левее «Т», самолет поврежден».

Даже в этот момент Семейко не думал о себе, его больше волновали ведомые: если он сядет правее посадочного знака, то, развернувшись, загородит посадочную полосу для других, тем самым осложнит положение ведомых.

После приземления летчик сразу же выключил двига

тель. В конце полосы машина остановилась, но летчик не открывал фонарь кабины. Воздушный стрелок Павел Кудрин тотчас бросился на помощь комэску. Командир был недвижим. Голова его беспомощно уткнулась в переднее бронестекло кабины.

Вытащив из кабины своего командира, стрелок позвал санитарную маш

ину, на которой летчик и был отправлен в госпиталь.

К счастью, ранение оказалось не очень серьезным, и через несколько дней Николай вернулся в родной полк.

После освобождения Украины от фашистов Семейко принимал активное участие в освобождении Белоруссии.

Боец-коммунист, он предъявлял вр

агу обвинение за страдания и жертвы советского народа, которые принес фашизм. Каждым своим боевым вылетом увеличивал счет уничтоженных фашистов, умножал славу эскадрильи.

Шестерка «илов», взревев моторами, пошла на взлет. Это комэск Николай Семейко повел свою группу для выполнения штурмового уда

ра по железнодорожной станции Толочин. К этому времени за плечами у молодого летчика было уже более сотни успешных боевых вылетов, грудь украсили четыре боевых ордена.

Полет к цели проходил на малой высоте. Когда показалась станция, ведущий прибавил газ. На путях стояли два эшелона вагонов по пя

тьдесят, паровозы под парами. Чуть набрав высоту, вся шестерка устремилась в атаку.

Вначале были применены реактивные снаряды, пушки и пулеметы. При выходе из атаки сбросили бомбы.

Опыт не подвел. С первого захода взорван паровоз, загорелось несколько цистерн. Белые клубы пара, перемешиваясь

с черным, смоляным дымом горящих цистерн, заволокли небо.

Семейко сделал энергичный разворот и повел группу на повторную атаку. Ярким пламенем заполыхали оба железнодорожных состава. Взорван второй паровоз. Все шесть самолетов встали в «круг», и каждый выбирал себе цель.

Николаю казалось, ч

то он впервые с такой силой нажимал на гашетки пушек и пулеметов. Волнения не было, оно пришло позже, когда он совершил посадку на своем аэродроме и друзья поздравляли его с успешным выполнением боевого задания.

После освобождения Советской Белоруссии начались бои на территории Восточной Пруссии

Советские танкисты неудержимой стальной лавиной двигались вперед. Они стремились молниеносным ударом рассечь восточнопрусскую группировку фашистских войск и, выйдя к берегам Балтийского моря, севернее Эльбинга, отрезать им пути отхода на Померанию.

Фактор времени имел решающее значение. На пом

ощь танкистам пришли летчики-гвардейцы штурмовой авиационной дивизии полковника Токарева. Поддержи они с воздуха танкистов, танки захватят Эльбинг, выйдут к морю; в противном случае враг успеет подбросить резервы, постарается удержать за собой прибрежную магистраль, тогда нашей пехоте потребуется мн

ого усилий, чтобы выбить гитлеровцев.

К решающим боям с врагом готовились летчики всех эскадрилий дивизий. Их возглавляли опытные командиры Герои Советского Союза А. Я. Брандыс, Л. И. Беда, А. К. Недбайло, Д. Жабинский. К этому времени молодой, энергичный Николай Семейко был назначен штурманом п

олка. Он получил задачу в качестве ведущего группы нанести удар по подходящим резервам противника.

Подготовив летчиков к полету, он четко отдал команду: «По самолетам!»

Через полчаса полета штурман обнаружил колонну автомашин противника с пушками. Он развернул свою группу на цель, и все шест

ь самолетов устремились в атаку. Понеслись вниз реактивные снаряды. Ведущий расстреливал фашистов из пушек и пулеметов. Сбрасывались бомбы. В результате внезапного удара было уничтожено много живой силы и техники врага.

Вслед за группой Семейко пришли штурмовики эскадрильи Жабинского, а затем -

летчики Недбайло. И так продолжалось до позднего вечера.

Наши войска продвигались на Запад. Противник нес большие потери.

В боях за Восточную Пруссию с целью непрерывного воздействия на противника штурмовики часто дежурили в воздухе, обычно шестерками. 20 апреля 1945 года Герой Советского Со

юза капитан Семейко во главе группы штурмовиков выполнял свой 227 боевой вылет.

Воздушная обстановка казалась спокойной: истребителей противника в воздухе не было.

Делая разворот, летчики снижались до 300 метров, все внимание уделяли береговой черте. Семейко внимательно просматривал каждый у

часток западнее Кенигсберга, стремясь обнаружить расположение зенитных батарей.

Время от времени до него доносился негромкий голос воздушного стрелка:

Разрывы справа, ниже, - но откуда бьет зенитка, стрелок не видел.

Разрывы слева, - торопливо передает он.

Семейко делает разворот

Пристально смотрит на песчаную отмель залива, выводит самолет в горизонтальный полет и видит, как впереди самолета мелькают огоньки, в воздухе появляется несколько шапок зенитных разрывов. Летчик запоминает это место и пытается обнаружить зенитную артиллерию. Но как лучше построить боевой порядок

группы? Построиться парами - значит создать лучшие условия для вражеских зенитчиков. Командир перестраивает группу в боевой порядок «круг одиночных самолетов», тем самым дает возможность прицеливаться каждому.

Внимание Семейко привлекает площадка недалеко от берега. Оттуда мелькают зловещие блик

и. Нет, это не фары автомашин.

В воздухе появляются разрывы. Развернувшись, ведущий вводит самолет в пикирование.

Перед глазами вновь мелькают знакомые блики. Ясно, что это зенитная батарея ведет огонь.

«Теперь от возмездия не уйдут», - решает Семейко, увеличивая угол пикирования. Еще не

сколько секунд, и ведущий откроет ураганный огонь из пушек и пулеметов.

В этот момент с земли передали разрешение на уход. Группа штурмовиков Анатолия Недбайло готова была сменить эскадрилью Семейко.

Казалось бы, штурману полка можно теперь уходить на свой аэродром, но не таков Николай Семей

ко. Его шестерка идет в атаку, ведя огонь из пушек и пулеметов.

Анатолий Недбайло, подошедший со своей группой, видел огонь зениток и стремительное пикирование штурмовика. Он спешил помочь товарищам быстрее подавить обнаруженную зенитную батарею, ни на секунду не выпускал из виду пикирующий само

Выводи, врежешься в землю! - крикнул он в микрофон.

У ведущих групп штурмовиков было установлено такое правило: если увидел зенитку, немедленно подави ее, только тогда можешь считать, что совесть твоя чиста. И самолет Семейко пикировал на площадку, откуда продолжали бить зенитки. Были

ясно видны стволы зенитных орудий, от них разбегались в стороны солдаты, которые, видимо, поняли, что подбитый штурмовик врежется в расположение батареи. Еще мгновение - и на земле взметнулся взрыв.

Летчик не воспользовался парашютом, не покинул боевой машины, до последнего дыхания продолжал бо

рьбу с врагом, выполняя свой священный долг перед Родиной, оставив о себе бессмертную память.

И возвышается среди памятников, навеки поставленных нашим народом, бронзовый бюст прославленному сыну Советской Родины Николаю Семейко, коммунисту-воину, дважды Герою Советского Союза.