Юрий симонов: «дирижёр был персоной и музыкальным лидером…. Оркестр московской филармонии, юрий симонов, александр романовский Награды и звания Юрия Симонова

Дирижер Юрий Симонов отпраздновал свое 70-летие 2011-05-22 18:10 6632

Дирижер Юрий Симонов дал концерт в Национальном театре оперы и балета — так музыкант отпраздновал свое семидесятилетие. В интервью Людмиле Ткаченко — корреспонденту «Известий в Украине» Юрий Симонов рассказал, почему для Киева он выбрал произведения Вагнера, о дебюте в Большом театре и почему мужчин в оркестре становится все меньше.

Подарочный тур

известия: Признайтесь, что вам сейчас больше по душе: гастроли с концертами по странам мира или педагогическая деятельность?

юрий симонов : Трудно сказать, но сейчас меня в основном интересует творчество. Я стремлюсь поменьше ездить и разговаривать,

лучше дирижировать своим оркестром, потому что самое главное для серьезного дирижера — оркестр, который он воспитывает. Нынешний приезд в Киев — это не та гастрольная форма жизни дирижера, когда каждую неделю он работает с другим оркестром, с другими людьми. Так я работал много лет, и умею это делать. Но сегодня это меня уже не очень интересует. Когда приезжаешь в другую страну, в другой театр, к другим людям, очень много сил и времени уходит на то, чтобы привыкнуть к ним, к звуку их инструментов. Надо, чтобы люди также привыкли к твоим рукам, жестам. Дирижер — это не фортепианный солист, тем более, не скрипач или виолончелист. Пианисту достаточно пробежать по клавишам рояля, услышать его звучание и, сказав себе, что здесь хороший рояль, можно отдыхать до начала концерта. Скрипач или виолончелист приезжают со своим инструментом. Им вообще репетировать не нужно. Десять минут «попробовали» акустику — и все. У дирижера все по-другому. На подготовку потребуется 4—5 дней, а то и неделя. А если спектакль — то и месяц. Поэтому стараюсь ездить уже меньше. Но в моем юбилейном году друзья сделали мне подарок — устроили тур по странам, включая Украину.

и: Как вы стали дирижером Большого театра Москвы?

симонов: После победы на международном конкурсе дирижеров Академии Святой Чечилии в Риме я был приглашен работать с Ленинградским филармоническим оркестром, а мой дебют в Большом театре состоялся в 1969 году с оперой «Аида». Так Верди положил начало моей дирижерской работе в Москве — я получил место главного дирижера, которое занимал до 1985 года.

и: Вы часто бывали в зарубежных турах?

симонов: Очень часто. Дебютировал с оперой Чайковского «Евгений Онегин» в лондонском «Ковент Гарден». Тогда же впервые дирижировал концертом Лондонского симфонического оркестра, с которым впоследствии не раз сотрудничал. Четыре года спустя там же дирижировал «Травиатой» Верди. Неоднократно выезжал в зарубежные туры по Австрии, Германии, Швейцарии, Франции, Голландии, Испании, Чехии. В 2001 году мне удалось основать оркестр Liszt-Wagner в Будапеште. В качестве приглашенного дирижера выступал со многими симфоническими оркестрами Европы, США, Канады, Японии, Южной Америки. Кроме того, мы с женой живем на два дома: в Москве и Будапеште. Вот уже 34 года я сотрудничаю с Венгерским национальным оперным театром, в котором поставил практически все оперы Вагнера, в том числе «Кольцо Нибелунгов».

Сколько можно играть Чайковского!

и: Чем вы руководствовались, подбирая программу для концерта в Киеве?

симонов: Первые соображения: ехать на гастроли без солистов. Без солистов не страшно, ведь дирижер — тоже артист, хотя в наше время дирижеров вообще не показывают. Разве что когда он идет к яме, проходит к пульту, поздоровается — и все. И тут же зал переключает внимание на сцену, где главный герой — музыка. Дирижер должен показать залу голоса солирующих скрипок, валторн, саксофонов...

Я русский дирижер, значит, в программе должно быть русское произведение, конечно, любимое. Решил, что это балет Стравинского «Жар-птица», точнее короткая его редакция, сюита 1919 года. Потом подумал: еду в театр, где есть балет, значит, артистам или дирижерам будет интересно услышать именно эту музыку. Выбрал также оперу «Тристан и Изольда» Вагнера. Для меня немецкая дирижерская школа — это моя линия развития, потому что мой непосредственный педагог по дирижированию, профессор Ленинградской консерватории Николай Семенович Рабинович, ученик Александра Васильевича Гаука. У него в 30-е годы прошлого века был свой класс в Ленинградской консерватории. А Гаук — ученик Николая Малько, который был учеником Феликса Мотля. Мотль — ученик Густава Малера. Так что я прямой потомок немецкой дирижерской школы и горжусь этим. Первое отделение я посвятил мелодичной славянской музыке. Но согласитесь, приехать с пятой симфонией Чайковского — как-то немножко пошло. Сколько можно это играть!

и: Какой оптимальный срок работы над спектаклем?

симонов: Каждый артист, как каждый человек, привыкает жить так, как у него складывается жизнь в начале его пути. Моя удача — в оперном театре. Можно сказать, я там родился. Отец и мать были артистами хора в Саратовском оперном театре, и мою коляску, которая вечно стояла за кулисами, качали по очереди все артисты. Когда мне исполнилось три года, я научился во время спектакля забираться в темную директорскую ложу, взбираться на стул и начинал «дирижировать» непослушными ручонками, копируя местного дирижера Александра Гофмана. Билетеры, ругая родителей, за то, что оставляют малыша без присмотра, снимали меня со стульев, выдворяли из ложи, а я появлялся в другой — продолжая заниматься своим делом.

Ноты с картошкой

и: Когда же сбылась ваша детская мечта?

симонов: В 12 лет я дирижировал оркестром в музыкальной десятилетке, а когда учился в Оперной студии Ленинграда, которая была настоящим оперным театром, в 22 года впервые дирижировал «Русалку» Даргомыжского. Дипломной работой в консерватории стала опера Шебалина «Укрощение строптивой». В Оперной студии Ленинграда и Большом театре я научился глубоко работать над спектаклем. Для меня работа над одним спектаклем — полгода жизни. Потому что надо и партитуру разобрать, и что-то почитать. Это называется кабинетная работа. Первым делом надо подготовить концертмейстеров, которые занимаются с солистами в классах, побывать на их репетициях. Когда я служил в Большом театре, то каждый день давал по шесть уроков мастер-класса: четыре-пять утром и два вечером. В среднем до 500 уроков провожу. С солистами и пианистами каждую ноту разбираю: это потише, это немного погромче, тут немного подвинуть темп вперед, тут притормозить, а это нота слишком темная, ее стоит высветлить... Если работаешь в театре, нужно служить, как епископ в церкви. Если один состав оркестрантов — это легче, но опасно, лучше два. А я имел четыре. Представляете, сколько партитур нужно подготовить каждому артисту! Вчера из ложи вашего театра посмотрел на оркестр и увидел, что партии расписаны на плохой желтой бумаге, да еще корявым подчерком. Мы «картошкой» называем такие ноты. Дирижер должен взять партии домой, вычистить всю грязь, написать штрихи как следует.

и: Приходилось ли вам конфликтовать с режиссерами, которые навязывают свою постановочную часть спектаклю?

симонов: Приходилось, хотя я человек неконфликтный. И не потому что боюсь споров, просто не терплю конфликты. Меня это оскорбляет, обижает... Но это были тихие конфликты, я старался больше с этим человеком не работать. Как-то с одним дирижером поспорил из-за увертюры «Дуэньи» Прокофьева. Он считал, что увертюра в спектакле не нужна. Это его право. Но композитор почему-то пишет увертюру! Была такая традиция, а мы хотим от нее отказаться. Зачем? Если вы берете к исполнению классическое произведение, так дайте публике возможность послушать его в первозданном виде. Не нужно считать себя умнее автора.

и: Среди ваших учеников есть женщины?

симонов: Конечно. Но все зависит от того, какая женщина-дирижер. Если показывает во время работы, что она красавица — это одно. Если увлечена процессом игры и все делает правильно — это другое. Сегодня беда в том, что в оркестре мужчин становится все меньше. Они теперь больше занимаются бизнесом. Ведь не секрет, что музыка — не очень доходная статья. Чтобы быть музыкантом, надо иметь какую-то финансовую базу. А если у тебя семья, два-три ребенка, на зарплату не проживешь. Поэтому мужчины в скрипачи сейчас не идут. У меня в оркестре добрая половина женщин.

Дирижер Юрий Симонов отпраздновал свое 70-летие 2011-05-22 18:10 6632

Дирижер Юрий Симонов дал концерт в Национальном театре оперы и балета — так музыкант отпраздновал свое семидесятилетие. В интервью Людмиле Ткаченко — корреспонденту «Известий в Украине» Юрий Симонов рассказал, почему для Киева он выбрал произведения Вагнера, о дебюте в Большом театре и почему мужчин в оркестре становится все меньше.

Подарочный тур

известия: Признайтесь, что вам сейчас больше по душе: гастроли с концертами по странам мира или педагогическая деятельность?

юрий симонов : Трудно сказать, но сейчас меня в основном интересует творчество. Я стремлюсь поменьше ездить и разговаривать,

лучше дирижировать своим оркестром, потому что самое главное для серьезного дирижера — оркестр, который он воспитывает. Нынешний приезд в Киев — это не та гастрольная форма жизни дирижера, когда каждую неделю он работает с другим оркестром, с другими людьми. Так я работал много лет, и умею это делать. Но сегодня это меня уже не очень интересует. Когда приезжаешь в другую страну, в другой театр, к другим людям, очень много сил и времени уходит на то, чтобы привыкнуть к ним, к звуку их инструментов. Надо, чтобы люди также привыкли к твоим рукам, жестам. Дирижер — это не фортепианный солист, тем более, не скрипач или виолончелист. Пианисту достаточно пробежать по клавишам рояля, услышать его звучание и, сказав себе, что здесь хороший рояль, можно отдыхать до начала концерта. Скрипач или виолончелист приезжают со своим инструментом. Им вообще репетировать не нужно. Десять минут «попробовали» акустику — и все. У дирижера все по-другому. На подготовку потребуется 4—5 дней, а то и неделя. А если спектакль — то и месяц. Поэтому стараюсь ездить уже меньше. Но в моем юбилейном году друзья сделали мне подарок — устроили тур по странам, включая Украину.

и: Как вы стали дирижером Большого театра Москвы?

симонов: После победы на международном конкурсе дирижеров Академии Святой Чечилии в Риме я был приглашен работать с Ленинградским филармоническим оркестром, а мой дебют в Большом театре состоялся в 1969 году с оперой «Аида». Так Верди положил начало моей дирижерской работе в Москве — я получил место главного дирижера, которое занимал до 1985 года.

и: Вы часто бывали в зарубежных турах?

симонов: Очень часто. Дебютировал с оперой Чайковского «Евгений Онегин» в лондонском «Ковент Гарден». Тогда же впервые дирижировал концертом Лондонского симфонического оркестра, с которым впоследствии не раз сотрудничал. Четыре года спустя там же дирижировал «Травиатой» Верди. Неоднократно выезжал в зарубежные туры по Австрии, Германии, Швейцарии, Франции, Голландии, Испании, Чехии. В 2001 году мне удалось основать оркестр Liszt-Wagner в Будапеште. В качестве приглашенного дирижера выступал со многими симфоническими оркестрами Европы, США, Канады, Японии, Южной Америки. Кроме того, мы с женой живем на два дома: в Москве и Будапеште. Вот уже 34 года я сотрудничаю с Венгерским национальным оперным театром, в котором поставил практически все оперы Вагнера, в том числе «Кольцо Нибелунгов».

Сколько можно играть Чайковского!

и: Чем вы руководствовались, подбирая программу для концерта в Киеве?

симонов: Первые соображения: ехать на гастроли без солистов. Без солистов не страшно, ведь дирижер — тоже артист, хотя в наше время дирижеров вообще не показывают. Разве что когда он идет к яме, проходит к пульту, поздоровается — и все. И тут же зал переключает внимание на сцену, где главный герой — музыка. Дирижер должен показать залу голоса солирующих скрипок, валторн, саксофонов...

Я русский дирижер, значит, в программе должно быть русское произведение, конечно, любимое. Решил, что это балет Стравинского «Жар-птица», точнее короткая его редакция, сюита 1919 года. Потом подумал: еду в театр, где есть балет, значит, артистам или дирижерам будет интересно услышать именно эту музыку. Выбрал также оперу «Тристан и Изольда» Вагнера. Для меня немецкая дирижерская школа — это моя линия развития, потому что мой непосредственный педагог по дирижированию, профессор Ленинградской консерватории Николай Семенович Рабинович, ученик Александра Васильевича Гаука. У него в 30-е годы прошлого века был свой класс в Ленинградской консерватории. А Гаук — ученик Николая Малько, который был учеником Феликса Мотля. Мотль — ученик Густава Малера. Так что я прямой потомок немецкой дирижерской школы и горжусь этим. Первое отделение я посвятил мелодичной славянской музыке. Но согласитесь, приехать с пятой симфонией Чайковского — как-то немножко пошло. Сколько можно это играть!

и: Какой оптимальный срок работы над спектаклем?

симонов: Каждый артист, как каждый человек, привыкает жить так, как у него складывается жизнь в начале его пути. Моя удача — в оперном театре. Можно сказать, я там родился. Отец и мать были артистами хора в Саратовском оперном театре, и мою коляску, которая вечно стояла за кулисами, качали по очереди все артисты. Когда мне исполнилось три года, я научился во время спектакля забираться в темную директорскую ложу, взбираться на стул и начинал «дирижировать» непослушными ручонками, копируя местного дирижера Александра Гофмана. Билетеры, ругая родителей, за то, что оставляют малыша без присмотра, снимали меня со стульев, выдворяли из ложи, а я появлялся в другой — продолжая заниматься своим делом.

Ноты с картошкой

и: Когда же сбылась ваша детская мечта?

симонов: В 12 лет я дирижировал оркестром в музыкальной десятилетке, а когда учился в Оперной студии Ленинграда, которая была настоящим оперным театром, в 22 года впервые дирижировал «Русалку» Даргомыжского. Дипломной работой в консерватории стала опера Шебалина «Укрощение строптивой». В Оперной студии Ленинграда и Большом театре я научился глубоко работать над спектаклем. Для меня работа над одним спектаклем — полгода жизни. Потому что надо и партитуру разобрать, и что-то почитать. Это называется кабинетная работа. Первым делом надо подготовить концертмейстеров, которые занимаются с солистами в классах, побывать на их репетициях. Когда я служил в Большом театре, то каждый день давал по шесть уроков мастер-класса: четыре-пять утром и два вечером. В среднем до 500 уроков провожу. С солистами и пианистами каждую ноту разбираю: это потише, это немного погромче, тут немного подвинуть темп вперед, тут притормозить, а это нота слишком темная, ее стоит высветлить... Если работаешь в театре, нужно служить, как епископ в церкви. Если один состав оркестрантов — это легче, но опасно, лучше два. А я имел четыре. Представляете, сколько партитур нужно подготовить каждому артисту! Вчера из ложи вашего театра посмотрел на оркестр и увидел, что партии расписаны на плохой желтой бумаге, да еще корявым подчерком. Мы «картошкой» называем такие ноты. Дирижер должен взять партии домой, вычистить всю грязь, написать штрихи как следует.

и: Приходилось ли вам конфликтовать с режиссерами, которые навязывают свою постановочную часть спектаклю?

симонов: Приходилось, хотя я человек неконфликтный. И не потому что боюсь споров, просто не терплю конфликты. Меня это оскорбляет, обижает... Но это были тихие конфликты, я старался больше с этим человеком не работать. Как-то с одним дирижером поспорил из-за увертюры «Дуэньи» Прокофьева. Он считал, что увертюра в спектакле не нужна. Это его право. Но композитор почему-то пишет увертюру! Была такая традиция, а мы хотим от нее отказаться. Зачем? Если вы берете к исполнению классическое произведение, так дайте публике возможность послушать его в первозданном виде. Не нужно считать себя умнее автора.

и: Среди ваших учеников есть женщины?

симонов: Конечно. Но все зависит от того, какая женщина-дирижер. Если показывает во время работы, что она красавица — это одно. Если увлечена процессом игры и все делает правильно — это другое. Сегодня беда в том, что в оркестре мужчин становится все меньше. Они теперь больше занимаются бизнесом. Ведь не секрет, что музыка — не очень доходная статья. Чтобы быть музыкантом, надо иметь какую-то финансовую базу. А если у тебя семья, два-три ребенка, на зарплату не проживешь. Поэтому мужчины в скрипачи сейчас не идут. У меня в оркестре добрая половина женщин.

Юрий Симонов родился в 1941 году в Саратове в семье оперных певцов. Впервые встал на дирижерский подиум в неполные 12 лет, исполнив с оркестром Саратовской Республиканской музыкальной школы, в которой учился по классу скрипки, соль-минорную симфонию Моцарта. В 1956 г. поступил в специальную школу-десятилетку при Ленинградской государственной консерватории, а затем и в консерваторию, которую окончил по классу альта у Ю. Крамарова (1965) и по дирижированию у Н. Рабиновича (1969). Еще будучи студентом, Симонов стал лауреатом 2-го Всесоюзного конкурса дирижеров в Москве (1966), после чего был приглашен в Кисловодскую филармонию на должность Главного дирижера.

В 1968 г. Ю. Симонов становится первым советским дирижером - победителем международного конкурса. Это произошло в Риме на IV-ом конкурсе дирижеров, организованном Национальной Академией Santa Cecilia. В те дни газета «Мессаджеро» писала: «Абсолютным победителем соревнования оказался советский 27-летний дирижер Юрий Симонов. Это большой талант, исполненный вдохновения и очарования. Его качества, которые публика нашла исключительными - таким же было и мнение жюри - заключаются в незаурядной способности входить в контакт с публикой, во внутренней музыкальности, в силе воздействия его жеста. Воздадим должное этому юноше, который безусловно станет поборником и защитником большой музыки». Е.А. Мравинский немедленно взял его ассистентом в свой оркестр и пригласил вместе с собой на гастроли Заслуженного коллектива Республики Академического симфонического оркестра Ленинградской филармонии по Сибири. С тех пор (вот уже более сорока лет) творческие контакты Симонова с прославленным коллективом не прекращаются. Кроме регулярных выступлений в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии, дирижер принимал участие в зарубежных турах оркестра по Великобритании, Австрии, Германии, Швейцарии, Франции, Голландии, Испании, Италии и Чехии.

В январе 1969 г. Ю. Симонов дебютировал в Большом театре оперой «Аида» Верди, а уже с февраля следующего года, после его триумфального выступления на гастролях театра в Париже, был назначен Главным дирижером ГАБТа СССР и занимал этот пост в течение 15-ти с половиной лет - срок рекордный для этой должности. Годы работы маэстро стали одним из блестящих и значимых периодов в истории театра. Под его управлением состоялись премьеры выдающихся творений мировой классики: «Руслан и Людмила» Глинки, «Псковитянка» Римского-Корсакова, «Так поступают все» Моцарта, «Кармен» Бизе, «Замок герцога Синяя борода» и балет «Деревянный принц» Бартока, балетов «Золотой век» Шостаковича, «Анна Каренина» Щедрина. А поставленная в 1979 г. опера Вагнера «Золото Рейна» ознаменовала возвращение творчества композитора на сцену театра после почти сорокалетнего отсутствия.

И все же, наиболее важным вкладом в историю Большого театра следует считать кропотливую и поистине подвижническую работу Ю. Симонова с постоянно обновляющимися коллективами театра (оперной труппой и оркестром) по капитальному возобновлению и поддержанию высочайшего музыкального уровня спектаклей так называемого «Золотого фонда». Это: «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского, «Князь Игорь» Бородина, «Пиковая дама» Чайковского, «Садко» и «Царская невеста» Римского-Корсакова, «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Дон Карлос» Верди, «Петрушка» и «Жар-птица» Стравинского и другие... Ежедневная многочасовая работа дирижера в классах, регулярно проводившаяся с вновь организованной в те годы стажерской вокальной группой, стала прочным фундаментом дальнейшего профессионального роста молодых артистов после завершения творческой деятельности маэстро в театре в 1985 году. Впечатляет не только масштаб сделанного Юрием Симоновым в театре, но и то, что за один сезон он становился за дирижерский пульт в театре около 80 раз, и при этом не менее 10 названий на театральной афише в сезон находились под его непосредственным художественным руководством!

В конце 70-х годов Ю. Симоновым из молодых энтузиастов оркестра театра был организован Камерный оркестр, который успешно гастролировал по стране и за рубежом, выступая с И. Архиповой, Е. Образцовой, Т. Милашкиной, Ю. Мазуроком, В. Мальченко, М. Петуховым, Т. Докшицером и другими выдающимися артистами того времени.

В 80-е и 90-е годы Симонов осуществил ряд оперных постановок в крупнейших театрах мира. В 1982 г. он дебютирует оперой Чайковского «Евгений Онегин» в лондонском Covent Garden, а четыре года спустя там же ставит «Травиату» Верди. За ней последовали другие вердиевские оперы: «Аида» в Бирмингеме, «Дон Карлос» в Лос-Анджелесе и Гамбурге, «Сила судьбы» в Марселе, «Так поступают все» Моцарта в Генуе, «Саломея» Р. Штрауса во Флоренции, «Хованщина» Мусоргского в Сан-Франциско, «Евгений Онегин» в Далласе, «Пиковая дама» в Праге, Будапеште и в Париже (Оpera Bastille), оперы Вагнера в Будапеште.

В 1982 г. маэстро получил приглашение продирижировать серией концертов Лондонского симфонического оркестра (LSO), с которым впоследствии неоднократно сотрудничал. Также выступал с симфоническими оркестрами Европы, США, Канады, Японии. Участвовал в крупнейших международных фестивалях: Эдинбургском и Salisbury в Великобритании, Tanglewood в США, фестивалях Малера и Шостаковича в Париже, «Пражская весна», «Пражская осень», «Будапештская весна» и других.

С 1985 по 1989 год руководил созданным им Государственным Малым симфоническим оркестром (ГМСО СССР), много выступая с ним в городах бывшего СССР и за рубежом (Италия, ГДР, Венгрия, Польша).

В начале 1990-х Симонов был главным приглашенным дирижером Филармонического оркестра в Буэнос-Айресе (Аргентина), а с 1994 по 2002 год - Музыкальным директором Бельгийского Национального оркестра в Брюсселе (ONB).

В 2001 г. Ю. Симонов основал Liszt-Wagner оркестр в Будапеште.

Вот уже более тридцати лет он является постоянным приглашенным дирижером Венгерского национального оперного театра, в котором за годы сотрудничества поставил почти все оперы Вагнера, включая тетралогию «Кольцо нибелунга».

Кроме оперных постановок и концертов со всеми Будапештскими оркестрами, маэстро с 1994 по 2008 год проводил летние международные Мастер-курсы (Будапешт и Мишкольц), которые посетило более ста молодых дирижеров из тридцати стран мира. Венгерское телевидение сняло о Ю. Симонове три фильма.

Активную творческую деятельность дирижер сочетает с преподавательской: с 1978 по 1991 год Симонов вел класс оперно-симфонического дирижирования в Московской консерватории. С 1985 года - профессор. С 2006 г. преподает в Санкт-Петербургской консерватории. Проводит мастер-классы в России и за рубежом: в Лондоне, Тель-Авиве, Алма-Ате, Риге.

Среди его учеников (в алфавитном порядке): М. Адамович, М. Аркадьев, Т. Богани, Е. Бойко, Д. Ботинис (ст.), Д. Ботинис (мл.), Ю. Ботнарь, Д. Бретт, В. Вайс, Н. Вайцис, А. Вейсманис, М. Венгеров, А. Викулов, С. Власов, Ю. Гандельсман, И. Головчин, Г. Гутьерос, П. Дабровский, Э. Дядюра, М. Жолтовский, С. Кальянов, Ким Е.-С., Л. Ковач, Я. Ковач, Ю.-П. Куусела, А. Лавренюк, Ли И.-Ч., Д. Лоос, А. Лысенко, В. Мендоза, Г. Менеши, М. Метельска, В. Моисеев, В. Небольсин, А. Оселков, А. Рамос, Г. Ринкявичус, А. Рыбин, П. Сальников, Е. Самойлов, М. Сахити, А. Сиднев, В. Симкин, Д. Ситковетский, Я. Скибинский, П. Сорокин, Ф. Стадэ, И. Сукачев, Г. Тертерян, М. Тургумбаев, Л. Харрелл, Т. Хитрова, Г. Хорват, В. Шарчевич, Н. Шнэ, Н. Шпак, В. Щесюк, Д. Яблонский.

Маэстро являлся членом жюри дирижерских конкурсов во Флоренции, Токио, Будапеште. В декабре 2011 будет возглавлять жюри по специальности «оперно- симфоническое дирижирование» на I Всероссийском музыкальном конкурсе в Москве.

В настоящее время Ю. Симонов работает над учебником по дирижированию.

С 1998 г. Юрий Симонов является художественным руководителем и главным дирижером Академического симфонического оркестра Московской филармонии . Под его руководством оркестр в короткий срок возродил славу одного из лучших оркестров России. Во время выступлений с этим коллективом проявляются особые, характерные для маэстро качества: редкая по силе выразительности дирижерская пластика, умение устанавливать доверительный контакт с залом, яркое театральное мышление. За годы его работы с коллективом подготовлено около двухсот программ, состоялись многочисленные гастроли по России, США, Великобритании, Германии, Испании, Корее, Японии и другим странам. Восторженная зарубежная пресса отмечала, что «Симонов извлекает из своего оркестра диапазон чувств, граничащих с гениальностью» (Financial Times), называла маэстро «неистовым вдохновителем своих музыкантов» (Time).

Юбилею работы Ю. Симонова с оркестром Московской филармонии (сезон 2008-2009) был посвящен абонементный цикл «10 лет вместе».

Основным событием 2011 года стало празднование 70-летия маэстро. Оно ознаменовалось новогодними концертами в Китае, двумя праздничными программами в Москве и концертами в Оренбурге в марте, туром по Испании и Германии в апреле. В мае прошли гастроли в Украине, Молдове и Румынии. Кроме этого, в рамках филармонической программы «Сказки с оркестром», Ю. Симонов провел персональный абонемент из трех составленных им литературно-музыкальных композиций: «Спящая красавица», «Золушка» и «Волшебная лампа Аладдина».

В сезоне 2011-2012 юбилейные туры продолжатся в Великобритании и Южной Корее. Кроме этого, 15 сентября состоится еще один юбилейный концерт - теперь чествовать будут сам оркестр Московской филармонии, которому исполняется 60 лет. В этом юбилейном сезоне с оркестром и маэстро Симоновым выступят выдающиеся солисты: пианисты Б. Березовский, Н. Луганский, Д. Мацуев, В. Овчинников; скрипачи М. Венгеров и Н. Борисоглебский; виолончелист С. Ролдугин.

В репертуаре дирижера - произведения всех эпох и стилей, от венских классиков до наших современников. Вот уже несколько сезонов подряд большой популярностью у слушателей пользуются составленные Ю. Симоновым сюиты из музыки балетов Чайковского, Глазунова, Прокофьева и Хачатуряна.

Дискография Ю. Симонова представлена записями на фирмах «Мелодия», EMI, Collins Classics, Cypres, Hungaroton, Le Chant du Mondе, Pannon Classic, Sonora, Tring International, а также видеофильмами его спектаклей в Большом театре (американская фирма Кultur).

Юрий Симонов - народный артист СССР (1981), кавалер Ордена Почета РФ (2001), лауреат Премии Мэрии Москвы в области литературы и искусства за 2008 год, «Дирижер года» по рейтингу газеты «Музыкальное обозрение» (сезон 2005-2006). Награжден также «Офицерским крестом» Венгерской Республики, «Орденом Командора» Румынии и «Орденом за заслуги в культуре» Польской Республики. В марте 2011 года маэстро Юрий Симонов был награжден Орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

4 марта 75-летний юбилей отметит один из ведущих музыкальных деятелей России, Народный артист СССР, профессор, художественный руководитель и главный дирижёр Академического симфонического оркестра Московской филармонии Юрий Иванович Симонов. Его искусство отмечено множеством престижных наград и званий, среди которых орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени, «Офицерский крест» Венгерской Республики, «Орден Командора» Румынии, «Орден за заслуги в культуре» Польской Республики, и многие другие. Музыкальные критики отмечают необычайную многогранность творческого метода Симонова, состоящую из сочетания «непревзойдённого мастерства, внимания к деталям и вместе с тем масштабности замыслов, яркости контрастов, эффектности кульминаций и непосредственной эмоциональности ». Темперамент дирижёра, уникальная пластика жеста, безупречное чувство стиля и умение объединить энергию оркестрантов в единое русло делают каждый концерт с участием Юрия Симонова захватывающим и неповторимым.

В свой юбилейный вечер маэстро вновь будет блистать за дирижёрским пультом оркестра, которым руководит почти 20 лет. В грандиозной симфонической программе юбилейного вечера прозвучат Пятая симфония Бетховена и «Дон Кихот» - фантастические вариации на рыцарскую тему Рихарда Штрауса.

Юрий Симонов родился в 1941 году в Саратове. Окончил Ленинградскую консерваторию по классу альта у Ю. Крамарова (1965) и по дирижированию у Н. Рабиновича (1969). В 1966 году стал лауреатом II Всесоюзного конкурса дирижёров в Москве, а в 1968 году, на Пятом конкурсе дирижёров, организованном Национальной Академией Санта Чечилия в Риме - первым советским дирижёром-победителем международного конкурса. Е. А. Мравинский немедленно взял его ассистентом в Заслуженный коллектив Республики Академический симфонический оркестр Ленинградской филармонии. В 1970 году Юрий Симонов стал самым молодым в истории главным дирижёром Большого театра России и проработал в этой должности рекордные 15 лет. Годы работы маэстро стали одним из блестящих и значимых периодов в истории театра. Под его управлением состоялись премьеры выдающихся творений мировой классики: опер «Руслан и Людмила» Глинки, «Псковитянка» Римского-Корсакова, «Так поступают все» Моцарта, «Кармен» Бизе, «Замок герцога Синяя Борода» Бартока, балетов «Золотой век» Шостаковича, «Анна Каренина» Щедрина, «Деревянный принц» Бартока. А поставленная в 1979 году опера Вагнера «Золото Рейна» ознаменовала возвращение творчества композитора на сцену театра после почти сорокалетнего отсутствия.

В 1980-е и 1990-е годы Симонов выступал с крупнейшими симфоническими оркестрами Европы, США, Канады, Японии. Участвовал во многих международных фестивалях, осуществил ряд оперных постановок в крупнейших театрах мира, среди которых лондонский «Ковент Гарден», театры Бирмингема, Лос-Анджелеса, Гамбурга, Марселя, Генуи, Флоренции, Сан-Франциско, Далласа, Праги, Будапешта и Парижа.

В начале 1990-х Симонов был главным приглашённым дирижёром Филармонического оркестра в Буэнос-Айресе (Аргентина), а с 1994 по 2002 год - музыкальным директором Бельгийского национального оркестра в Брюсселе (ONB). В 2001 году Ю. Симонов основал оркестр Liszt-Wagner в Будапеште. Более тридцати лет он является постоянным приглашённым дирижёром Венгерского национального оперного театра, в котором поставил десять опер Вагнера, включая тетралогию «Кольцо нибелунга». Кроме оперных постановок и концертов со всеми будапештскими оркестрами, маэстро с 1994 по 2008 год проводил летние международные мастер-курсы (Будапешт и Мишкольц), которые посетило более 100 молодых дирижёров из 30 стран мира.

Активную творческую деятельность дирижёр сочетает с преподавательской: с 1978 по 1991 год Юрий Иванович Симонов вёл класс оперно-симфонического дирижирования в Московской консерватории, с 1985 года - профессор. С 2006 года преподаёт в Санкт-Петербургской консерватории. Мастер-классы Симонова проходят в России и за рубежом: в Лондоне, Тель-Авиве, Алма-Ате, Риге. Летом 2013 и 2014 годов маэстро делился своим мастерством с молодыми дирижёрами на международных мастер-классах, организованных Московской филармонией.

С 1998 года Юрий Симонов является художественным руководителем и главным дирижёром Академического симфонического оркестра Московской филармонии. За годы его работы с коллективом сыграно более двухсот программ в Москве, состоялись многочисленные гастроли по России, США, Великобритании, Германии, Испании, Китаю, Южной Корее, Японии и другим странам. Восторженная зарубежная пресса отмечала, что «Симонов извлекает из своего оркестра диапазон чувств, граничащих с гениальностью» (Financial Times), называла маэстро «неистовым вдохновителем своих музыкантов» (Time).

Дискография Ю. Симонова представлена записями на фирмах «Мелодия», EMI, Collins Classics, Cypres, Hungaroton, Le Chant du Mondе, Pannon Classic, Sonora, Tring International, а также видеофильмами его спектаклей в Большом театре (американская фирма Кultur).

Коллектив радиостанции «Орфей» поздравляет Юрия Ивановича Симонова со знаменательным юбилеем! Желаем здоровья, благополучия и дальнейших творческих свершений!

Концертный зал радио «Орфей» посвящает маэстро три вечера, которые раскроют разные творческие грани дирижера. А в день рождения Юрия Ивановича состоится прямая трансляция юбилейного вечера из Концертного зала имени П.И. Чайковского.

2 марта . Концертный зал радио "Орфей". К 75-летию Юрия Симонова. Концерт АСО МГАФ под управлением Ю. Симонова, солист Б. Березовский. В программе произведения К.М. фон Вебера, С.Слонимского и С. Рахманинова. Запись из КЗЧ от 18.12.2010г.

3 марта . Концертный зал радио "Орфей". К 75-летию Юрия Симонова. Концерт АСО МГАФ под управлением Ю. Симонова, солистка Х. Герзмава. В программе произведения Г. Свиридова, П. Чайковского, Верди, Доницетти, Пуччини, Пуленка. Запись из КЗЧ от 24.12.2010г.

4 марта . Концертный зал радио "Орфей". К 75-летию Юрия Симонова. Прямая трансляция из КЗЧ юбилейного вечера дирижера. В программе произведения Бетховена и Р. Штрауса. Ведущая Е.Панфилова

Юрий Симонов родился в 1941 году в Саратове в семье оперных певцов. Впервые встал на дирижерский подиум в неполные 12 лет, продирижировав оркестром музыкальной школы. С 15 лет учился в музыкальной школе при Ленинградской консерватории. Окончил Ленинградскую консерваторию по классу альта у Ю.Крамарова (1965) и по дирижированию у Н.Рабиновича (1969). В 1966 г. стал лауреатом 2-го Всесоюзного конкурса дирижеров в Москве, после чего возглавил Симфонический оркестр Кисловодской филармонии. В 1968 г. он стал первым советским дирижером - победителем международного конкурса. Это случилось в Риме на IV конкурсе оркестровых дирижеров Национальной Академии Santa Cecilia.

Стажировался у Е.А.Мравинского в Заслуженном коллективе России академическим симфоническим оркестре Ленинградской филармонии. С тех пор Ю.Симонова связывают тесные творческие контакты с этим прославленным коллективом, кроме регулярных выступлений в Большом зале филармонии, дирижер принимал участие в зарубежных турах оркестра, включающих выступления в Австрии, Германии, Швейцарии, Франции, Голландии, Испании, Чехии.

В 1969 г. Ю.Симонов дебютировал в Большом театре СССР в «Аиде» Верди, а уже в следующем году был назначен главным дирижером ГАБТа и занимал этот пост до 1985. В 1979 воссоздал Камерный оркестр Большого театра. Годы работы маэстро в театре стали одним из ярчайших периодов в истории Большого. Под руководством Ю.Симонова состоялось поистине эпохальное возвращение на сцену театра оперного творчества Р.Вагнера после почти 40-летнего отсутствия («Золото Рейна», 1979); прошли премьеры ряда выдающихся произведений советских композиторов («Анна Каренина» Щедрина, 1972, «Золотой век» Шостаковича, 1982).

В 80-е годы Ю.И.Симонов осуществил ряд оперных постановок в крупнейших оперных театрах мира. В 1982 он дебютировал с оперой Чайковского «Евгений Онегин» в лондонском Covent Garden, а четыре года спустя там же дирижировал «Травиатой» Верди. На его счету - постановки «Дон Карлоса» Верди в Лос-Анджелесе, «Хованщины» Мусоргского в Сан-Франциско, «Саломеи» Р.Штрауса во Флоренции, «Так поступают все» Моцарта в Генуе, «Пиковой дамы» Чайковского в Оpera Bastille (Париж), ряда опер Вагнера в Будапеште.

В 1982 г. маэстро Симонов впервые продирижировал концертом Лондонского симфонического оркестра (LSO), с которым впоследствии неоднократно сотрудничал. В качестве приглашенного дирижера выступал со многими симфоническими оркестрами Европы, США, Канады, Японии, Южной Америки, сотрудничал со всеми ведущими коллективами России. Участвовал в крупнейших международных фестивалях: Эдинбургском и Salisbury в Великобритании, Tanglewood в США, фестивалях Малера и Шостаковича в Париже, «Пражская весна», «Пражская осень», «Будапештская весна» и других.

В 1985-1989 гг. руководил Государственным Малым симфоническим оркестром СССР.

В начале 1990-х Симонов был главным приглашённым дирижёром Филармонического оркестра в Буэнос-Айресе (Аргентина). В 1994-2002 гг. - музыкальный директор Бельгийского Национального оркестра в Брюсселе.

В 2001 г. Ю.Симонов основал оркестр Liszt-Wagner в Будапеште. Он также является постоянным приглашенным дирижером Венгерского национального оперного театра, в котором за долгие годы сотрудничества (с 1977) поставил десять опер Р.Вагнера, включая тетралогию «Кольцо нибелунга». Кроме оперных постановок и концертов со всеми Будапештскими оркестрами, маэстро с 1994 года ведет летний международный мастер-курс в Будапеште, который посетило более ста молодых дирижеров из тридцати стран мира. Венгерское телевидение сняло о Ю.Симонове три фильма.

В 1978-1991 гг. Юрий Симонов вёл класс оперно-симфонического дирижирования в Московской консерватории, с 1985 - профессор. В настоящее время регулярно проводит мастер-классы в России и за рубежом. Среди его учеников: И.Головчин, Г.Ринкявичюс, П.Сальников, Е.Самойлов, В.Симкин, Д.Ситковецкий, П.Сорокин, И.Сукачев, Д.Яблонский, М.Венгеров, Д.Кирпанев, И.Манашеров. Маэстро неоднократно являлся членом жюри на дирижерских конкурсах во Флоренции, Токио, Будапеште.

С 1998 года Юрий Симонов является художественным руководителем и главным дирижером Академического симфонического оркестра Московской филармонии. Под руководством Ю.Симонова оркестр в короткий срок возродил славу оркестра как одного из лучших в России. В работе с оркестром особо проявились высокопрофессиональные качества маэстро: особая дирижерская пластика, умение устанавливать доверительный контакт с залом, яркое театральное мышление. За эти годы дирижером подготовлены сотни программ, проведены гастроли по России, США, Великобритании, Германии, Испании, Корее, Японии и другим странам. Восторженная зарубежная пресса отмечала, что «Симонов извлекает из своего оркестра диапазон чувств, граничащих с гениальностью» (Financial Times), называла маэстро «неистовым вдохновителем своих музыкантов» (Time). Юбилею работы Ю.Симонова с оркестром был посвящен абонементный цикл «10 лет вместе» филармонического сезона 2008/2009.

В поистине безграничном оперном и симфоническом репертуаре дирижёра - произведения всех эпох и стилей, от венских классиков до наших современников. Большой популярностью слушателей пользуются составленные им сюиты из балетов Чайковского и Прокофьева.

Дискография Ю.Симонова представлена записями на фирмах «Мелодия», EMI, Collins Classics, Cypres, Hungaroton, Le Chant du Mondе, Pannon Classic, Sonora, Tring International, а также видеофильмами его спектаклей в Большом театре (американская фирма Кultur).

В 2008 году Юрий Симонов возглавлял Молодежный симфонический оркестр СНГ. С 13 по 24 сентября 2008 г. с большим успехом прошел гастрольный тур коллектива по маршруту Москва - Баку - Душанбе - Бишкек - Алматы.

Юрий Симонов - народный артист СССР (1981), кавалер Ордена Почета РФ (2001), лауреат Премии Мэрии Москвы в области литературы и искусства за 2008 год, «Дирижёр года» по рейтингу газеты «Музыкальное обозрение» (сезон 2005/2006). Награжден также «Офицерским крестом» Венгерской Республики, «Орденом Командора» Румынии и «Орденом за заслуги в культуре» Польской Республики.