Можно ли вернуть переплату налогам. Как вернуть переплату налогов из фнс

В процессе работы предприниматель иногда сталкивается с ситуацией, когда за ним числится переплата или задолженность по тому или иному налогу. И главный вопрос, который волнует налогоплательщика в этот момент, — какие будут санкции за неверное исчисление или уплату налога.

Самые распространенные причины образования переплаты или задолженности по налогу:

  • Естественные причины . Переплата налога может образоваться по естественным причинам. Пример: в 2013 году предприятие первые 9 месяцев имело доход, исчисляло с него налог и своевременно уплачивало авансовые платежи. В 4 квартале доходы отсутствовали или предприятие терпело убыток. В этом случае сумма произведенных за 9 месяцев авансовых платежей по налогу УСН может превысить сумму исчисленного по итогам года налога, и за предприятием будет числиться переплата.
  • Ошибки в исчислении налога . Переплата или задолженность может появиться, когда были допущены ошибки при исчислении налога и, соответственно, была произведена неверная его уплата. При обнаружении ошибок предприятие подает уточненный отчет за тот период, в котором образовалась ошибка в исчислении налога. Если неверное исчисление налога повлекло занижение суммы налога, то предприятию грозят штрафы и пени, причем довольно значительные (по ст. 122 НК РФ — до 40% от неуплаченной суммы налога).
  • Ошибки в платежных документах на уплату налог а. Ошибки в платежке могут привести к серьезным последствиям. В зависимости от того, в каком именно поле платежки допущена ошибка, можно определить её критичность для налогоплательщика. Не каждая ошибка приводит к неперечислению налога в бюджет, и в ряде случаев обязанность налогоплательщика по уплате налога все равно считается исполненной.

    Для того, чтобы платеж считался перечисленным, следующие поля платежного поручения должны быть заполнены верно:
    Наименование банка получателя (поле 13);
    Реквизиты банка получателя (поля 14,15 ).

    Эльба — всегда правильный расчет налогов,
    без ошибок и переплат!

    Остальные ошибки в платежном поручении, согласно ст. 45 НК РФ не влекут неперечисление налога в бюджет. В частности, ошибки в полях:

Счет получателя (поле 17) — с 2019 года уточнить можно и платежи, которые попали на неверный счёт Федерального казначейства;
Наименование получателя (поле 16);
ИНН — КПП получателя (поле 61 и 103);
КБК (поле 104);
Код ОКТМО (поле 105);
Основание платежа (поле 106);
Налоговый период (поле 107);
Номер документа (поле 108);
Дата документа (поле 109);
Тип платежа (поле 110);
Дата (к полю 4);
Статус плательщика (поле 101);
Назначение платежа (поле 24).

Ошибки в данных полях могут привести к тому, что платеж «повиснет» в «невыясненных платежах» в Федеральном казначействе, и налогоплательщику необходимо будет обратиться в инспекцию с заявлением об уточнении платежа (п. 7 ст. 45 НК РФ). Но обязанность по уплате налога будет считаться исполненной. Есть прецеденты, когда обязанность по уплате налога считалась исполненной при указании несуществующего КБК.

  • Неверная сумма в платежке (поле 7) может привести к образованию переплаты или задолженности по налогу. Все, что нужно в таком случае, — доплатить налог или решить, что делать с переплатой.

Если у предприятия имеется задолженность по налогам или сборам , то её следует погасить как можно скорее. Чем быстрее предприятие погасит задолженность, тем меньше будет сумма пеней. И не стоит забывать про необходимость оплаты самих пеней и штрафов. В случае их неуплаты средства могут быть взысканы с расчетного счета предприятия и даже за счет его имущества через суд.

Для того чтобы узнать суммы переплат и задолженностей, а также те КБК налогов, на которых они образовались, лучше всего сделать сверку с налоговой.

Если имеется переплата по какому-либо налогу , то согласно ст. 78 НК РФ предприятие может:

  • Зачесть излишне уплаченную сумму в счет предстоящих платежей по данному налогу (при условии, что КБК, на котором образовалась переплата, совпадает с КБК налога). Можно перенести сумму переплаты на другой КБК для погашения задолженности или в счет предстоящих платежей по другому налогу. Для этого необходимо написать заявление.
    Скачать заявление о зачёте переплаты по налогу в формате xls
  • Вернуть сумму переплаты на расчётный счёт предприятия. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату в течение одного месяца со дня получения заявления налоговой. Если у предприятия существуют долги перед налоговой (задолженность по налогам, пеням, штрафам), то возврат суммы переплаты делается только после зачета (погашения) этих задолженностей.
    Скачать заявление о возврате переплаты по налогу в формате xls

На практике решение вопроса о возврате (зачете) сумм переплат осложняется еще и тем, что налоговики часто не учитывают арбитражную практику и руководствуются ведомственными интересами. Это может быть причиной для проведения камеральной проверки, особенно, когда предприятие подает уточненный отчет в связи с уменьшением суммы исчисленного налога.

Как итог - переплата по налогу лучше, чем недоимка . Переплата может служить своего рода страховкой на случай выявления недоимки по данному налогу, например, в случае налоговой проверки. Из судебной практики следует, что компания может быть освобождена от ответственности за несвоевременную уплату налога, даже если переплата налога образовалась позже, чем задолженность. Главное, чтобы компания заявила об имеющейся переплате и произвела зачет до назначения проверки.

И. Дубовик

Как бы четко и слажено ни работал коллектив бухгалтерии, от ошибок в расчетах с бюджетом никто не застрахован. Переплата по налогам, как и недоплата, возникает в силу различных причин. Для бухгалтера важно не столько искать виновного, сколько принять необходимые меры, чтобы переплату не пришлось затем возвращать в судебном порядке. Что же для этого нужно сделать?

Как можно выявить переплату?

При ответе на поставленный вопрос нужно разобраться: когда может возникнуть ситуация, что бюджет окажется «должен» налогоплательщику? Переплата может произойти в результате подачи уточненной декларации за прошедшие налоговые периоды, где указана меньшая сумма к уплате, чем в первоначальной декларации, в результате технической ошибки (неверном указании суммы в платежном поручении при перечислении налога в бюджет), при внесении в налоговое законодательство изменений, вступающих в силу задним числом. Все возможные ситуации и не перечислишь. Важно своевременно выявить переплату.

Наличие переплаты выявляется путем сравнения сумм налога, подлежащих уплате за определенный налоговый период, с суммами по платежным документам, относящимся к тому же периоду, с учетом сведений о расчетах налогоплательщика с бюджетами. В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам.

Налогоплательщик также может узнать о переплате по итогам камеральной или выездной налоговой проверки. На налоговые органы возложена обязанность по сообщению налогоплательщику о каждом ставшем известным факте излишней уплаты налога и сумме переплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта (п. 3 ст. 78 НК РФ). Но ревизоры больше уделяют внимание недоимкам, поэтому лучше выявить переплату самостоятельно. Какие действия предпринять после этого?

Как может быть использована переплата?

Действиям налогоплательщиков и налоговых органов при выявлении излишне уплаченных или взысканных сумм налогов посвящена гл. 12 НК РФ. Вопросы самостоятельных переплат налогоплательщиков регулирует ст. 78 НК РФ. Существует всего три варианта использования сумм излишне уплаченных налогов.

В первую очередь упомянут вариант зачета в счет погашения налоговой задолженности, пеней, штрафов, так как бюджет не будет возвращать переплату по одному налогу при наличии задолженности по другому. Что касается второго и третьего варианта, у налогоплательщика есть право выбора. В любом случае бухгалтеру АУ нужно хорошо разбираться во всех возможных ситуациях.

Формы документов, используемых налоговыми органами при осуществлении зачета и возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней, штрафов, утверждены Приказом ФНС РФ от 03.03.2015 № ММВ-7-8/90@.

Как производится зачет переплаты?

Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов осуществляется по соответствующим видам налогов и сборов, а также по начисленным по ним пеням (абз. 2 п. 1 ст. 78 НК РФ). Иными словами, зачет производится по налогам одного уровня администрирования. Так, переплата по одному федеральному налогу (например, налогу на прибыль), засчитывается в погашение недоимки по другому федеральному налогу (скажем, НДС), или переплата по одному региональному налогу (допустим, налогу на имущество) может быть зачтена в погашение недоплаты по другому региональному налогу (например, транспортному налогу). Что касается местных налогов, это земельный налог и торговый сбор, плательщиком которого чаще являются торговые организации. Поэтому АУ переплата по земельному налогу может быть зачтена разве что в счет уплаты будущих платежей по данному налогу. Зачет налогов разного уровня (федеральных и региональных, или местных) не допускается вышеназванной нормой.

Отдельно нужно сказать про НДФЛ. Это федеральный налог работников учреждения – физических лиц, в то время как само учреждение в таком случае выступает налоговым агентом. Поэтому засчитывать переплату налога на прибыль или НДС в счет недоплаты по НДФЛ налоговый орган не будет (Письмо Минфина РФ от 19.02.2010 № 03‑02‑07/1-69).

Бухгалтеру не нужно представлять заявление для зачета переплаты по одному налогу в счет недоимки по другому, поскольку налоговый орган произведет зачет самостоятельно на основании положений п. 5 ст. 78 НК РФ. По-другому нужно действовать в ситуации, когда сумма переплаты направляется в счет погашения задолженности по пеням, штрафам. Налогоплательщику для этого нужно представить письменное заявление или заявление, направленное в электронной форме. В течение 10 дней со дня получения указанного заявления налоговики принимают решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения задолженности по пеням, штрафам (абз. 3 п. 5 ст. 78 НК РФ).

Недоимки по налогам, штрафам и пеням считаются уплаченными со дня принятия налоговым органом решения о зачете сумм переплаты (пп. 4 п. 3 ст. 45 НК РФ).

Если недоимки по другим налогам нет, а также отсутствует задолженность по пеням или штрафам, то налогоплательщик может направить переплату в счет уплаты будущих платежей тому же самому налогу или иным налогам (п. 4 ст. 78 НК РФ). Данный зачет производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика, которое может быть представлено в инспекцию в электронной форме. Срок для проведения зачета переплаты налога в счет предстоящих платежей составляет 10 рабочих дней со дня получения заявления либо со дня подписания акта сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

При этом сам акт сверки с налоговым органом расчетов с бюджетом, в котором фиксируется сумма переплаты, в отрыве от иных документов не является безусловным доказательством переплаты, а дата его составления не считается отправной точкой для определения срока давности обращения в суд. Если о факте излишней уплаты налога и штрафа стало известно из письма инспекции налогоплательщику, то именно с этой даты отсчитывается срок исковой давности для обращения в суд (три года). После пропуска данного срока суд может отказать в зачете переплаты в счет погашения иных обязательств (Постановление АС МО от 28.09.2015 № Ф05-12690/2015).

В суд приходится обращаться тогда, когда между налогоплательщиком и налоговым органом возникает спор по вопросу зачета сумм излишне уплаченных налогов по причине разногласий о размере переплаты. Если налогоплательщик полагает, что в результате принятия налоговым органом решения об отказе в зачете излишне уплаченных сумм в счет погашения имеющейся у него недоимки его права нарушены, он вправе также оспорить названное решение в суде (п. 80 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).

Как производится возврат переплаты?

Напомним: возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности) (абз. 2 п. 6 ст. 78 НК РФ).

Условием возврата излишне уплаченного налога является надлежащее соблюдение налогоплательщиком процедуры, регламентированной ст. 78 НК РФ: сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления (Письмо Минфина РФ от 07.10.2015 № 03‑02‑08/57177). При этом направление в налоговый орган указанного заявления является правом, а не обязанностью налогоплательщика, который может и отказаться от возврата налога, использовав переплату иным образом (Письмо Минфина РФ от 11.12.2014 № 03‑07‑11/63803). Помимо заявления, нужно представить документы, свидетельствующие о наличии переплаты. К таким документам относятся налоговые декларации (расчеты), платежные документы, подтверждающие уплату налога, объяснения причин излишней уплаты, другие доказательства.

Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п. 7 ст. 78 НК РФ). По мнению Верхового суда, высказанному в Определении от 03.09.2015 № 306‑КГ15-6527, основания для возврата излишне уплаченного налога на прибыль наступают с даты представления налоговой декларации за соответствующий год, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган. Именно с этого момента следует отсчитывать три года, отведенные для представления заявления на возврат налога.

Сама сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату в течение одного месяца со дня получения налоговым органом заявления от налогоплательщика (п. 6 ст. 78 НК РФ). Когда факт излишней уплаты налога устанавливается налоговым органом при проведении камеральной проверки, срок на возврат налога начинает исчисляться по истечении отведенного на камеральную проверку срока либо со дня завершения камеральной проверки, если она завершена досрочно (письма Минфина РФ от 15.10.2015 № 03‑04‑05/59032, от 07.10.2015 № 03‑02‑08/57177).

Кстати, за задержку налоговым органом возврата излишне уплаченного налога налогоплательщик имеет право требовать дополнительную сумму в виде процентов. Они подлежат уплате налогоплательщику за каждый календарный день нарушения срока возврата исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в дни нарушения срока возврата (п. 10 ст. 78 НК РФ). При расчете суммы процентов должны приниматься во внимание (Письмо Минфина РФ от 29.10.2014 № 03‑02‑08/54846):

– при определении периода просрочки – фактическое количество календарных дней просрочки с учетом дня фактического возврата налога (поступления средств в банк),

– при определении ставки процентов – ставка рефинансирования ЦБ РФ, действовавшая в дни нарушения срока возмещения, разделенная на количество дней в году (365 или 366).

Месячный срок возврата налога не такой большой, как кажется, поэтому бухгалтеру не стоит забывать о санкциях, которые можно применить к нерасторопным налоговикам.

Возврат переплаты по каким налогам подчиняется общим правилам?

Если говорить о федеральных налогах, то начать следует с налога на прибыль. В главе 25 НК РФ нет специальных норм, посвященных возврату переплаты по данному налогу, но в то же время есть отсылочные нормы к ст. 78 НК РФ. Причем спешить с возвратом переплаты не стоит, так как в течение года уплачиваются авансовые платежи, которые могут считаться излишне уплаченными только по итогам налогового периода.

Что касается НДС, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, то сумма налога возмещается налогоплательщику по специальным правилам, установленным ст. 176 НК РФ. Если переплата НДС образовалась вследствие того, что налогоплательщик сам уплатил излишнюю сумму, возврат налога производится в соответствии с положениями ст. 78 НК РФ (Постановление ФАС СЗО от 20.05.2013 № А21-6518/2012).

Как вернуть переплату по НДФЛ в специальном порядке?

В отличие от вышеназванных налогов для возврата НДФЛ пре­дусмотрен специальный порядок: переплата налога, возникшая у налогоплательщика-работника в результате действий налогового агента – работодателя, с учетом приоритета действия специальных норм над общими подлежит возврату в особом порядке, установленном ст. 231 НК РФ (Письмо ФНС РФ от 17.07.2015 № СА-4-7/12690@).

Этот порядок заключается в том, что налогоплательщик возвращает налог через налогового агента, который возвращает НДФЛ на основании письменного заявления лица, с которого излишне удержан налог. Налоговый агент обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным ему факте излишнего удержания налога и сумме излишне удержанного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

В течение трех месяцев с даты получения работодателем заявления работника излишне удержанный налог должен поступить на его банковский счет (абз. 3 п. 1 ст. 231 НК РФ).

Налоговому агенту не нужно ждать, когда налоговый орган вернет переплаченный за работника НДФЛ. Возврат ему удержанной суммы налога производится налоговым агентом за счет сумм этого налога, подлежащих перечислению в бюджетную систему в счет предстоящих платежей по НДФЛ по всем работникам учреждения.

Если данной суммы недостаточно для осуществления возврата излишне удержанной и перечисленной суммы НДФЛ, налоговый агент в течение 10 дней со дня подачи ему налогоплательщиком соответствующего заявления направляет в налоговый орган по месту своего учета заявление на возврат налоговому агенту излишне удержанной им суммы налога. Обозначенная процедура проводится по общим нормам ст. 78 НК РФ.

Вместе с заявлением на возврат излишне удержанной и перечисленной в бюджетную систему суммы НДФЛ налоговый агент представляет в налоговый орган выписку из регистра налогового учета за налоговый период и документы, подтверждающие излишнее удержание и перечисление суммы налога. До возврата из бюджета излишне удержанного НДФЛ налоговый агент вправе его вернуть за счет собственных средств (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2014 № 09АП-46626/2014).

Как отражается переплата налога в отчетности?

В любой налоговой отчетности есть место для указания данных, сколько начислено в бюджет и сколько уплачено. Поэтому если бухгалтер ошибся в составлении платежного поручения, то ему достаточно отразить это в уплаченных суммах. Отрицательная разница между начисленным и уплаченным налогом как раз и покажет переплату, с которой нужно работать в описанном выше порядке. Ситуация усложняется, если речь идет о завышении налоговой базы или расчете налога, приведшем к излишнему «финансированию» бюджета. В таком случае порядок корректировки налоговых обязательств в декларациях для каждого налога индивидуален.

Налог на прибыль. Наиболее часто встречающейся ситуацией завышения налоговой базы являются неучтенные в уменьшение полученных доходов произведенные расходы. В декларации по налогу на прибыль, форма которой утверждена Приказом ФНС РФ от 26.11.2014 № ММВ-7-3/600@, в приложении 2 к листу 02, где указываются связанные с производством и реализацией расходы и внереализационные расходы, есть место для информации о корректировке налоговой базы на выявленные ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым периодам, приведшие к излишней уплате налога. Причем для этого предусмотрено несколько строк (400, 401, 402, 403), если ошибок несколько и они относятся к нескольким предшествующим налоговым периодам. Обращаем внимание, что таким образом можно отразить как не учтенные ранее расходы, так и излишне признанные доходы, которые признаются уже текущими расходами. В таком качестве корректировка переплаты по предыдущим периодам корректирует налоговую базу настоящего периода в листе 02, в основном расчете налога.

Описанный порядок корректировки налоговой базы в «прибыльной» декларации есть не что иное, как реализация нормы абз. 3 п. 1 ст. 54 НК РФ, позволяющей исправлять текущим отчетным периодом допущенные ранее ошибки (искажения), которые привели к излишней уплате налога. В итоге старая переплата идет в зачет сегодняшнего налога. Тот же принцип реализуется в отчетности по другим налогам.

НДС. В декларации по данному налогу, форма которой утверждена Приказом ФНС РФ от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@, пре­дусмотрено много полей для указания различных корректировок, больше связанных с выставлением и получением корректировочного счета-фактуры, который может как увеличить, так и уменьшить отгрузку (объем и стоимость реализации товаров, работ, услуг). Еще одним основанием для самостоятельной корректировки налоговой базы является применение нерыночных цен по контролируемым сделкам с взаимозависимыми лицами, что приводит к увеличению налоговых обязательств продавца и, соответственно, к уменьшению их у покупателя. Однако последний не может их поправить в строках 105 – 109 разд. 3 декларации.

Переплата налога в результате использования меньшего вычета является следствием не занижения налоговой базы, а уменьшения самого расчета налога к уплате. Недопустимо применять абз. 3 п. 1 ст. 54 НК РФ к корректировке налога путем заявления налоговых вычетов (Определение ВС РФ от 28.08.2014 № 306‑ЭС14-631). А по ошибкам с вычетами, относящимся к прошлым периодам, перерасчет суммы налога производится за период, в котором были совершены ошибки (п. 1 ст. 54 НК РФ). В итоге при переплате налога путем недозаявления вычетов (например, по причине документов, поступивших с опозданием) бухгалтеру нужно просто представить уточненную декларацию по НДС за период, в котором было допущено излишнее начисление налога, связанное с заявленными в меньшем размере налоговыми вычетами.

НДФЛ. При расчете данного налога автономные учреждения выступают в роли налоговых агентов, которые с 2016 года отчитываются по новым формам (2‑НДФЛ и 6-НДФЛ), утвержденным приказами ФНС РФ от 30.10.2015 № ММВ-7-11/485@, от 14.10.2015 № ММВ-7-11/450@. В первой форме в последнем разд. V, где показываются общие суммы дохода и налога, есть поле для указания не возвращенной налоговым агентом излишне удержанной суммы НДФЛ. Во втором отчетном документе, заполняемом по всем получившим доход сотрудникам, есть место для указания НДФЛ, возвращенного налоговым агентом по правилам ст. 231 НК РФ. Таким образом, названные отчетные формы дополняют друг друга. Из первой можно узнать, сколько у конкретного налогоплательщика образовалось переплаты, а из второй – исполнил ли налоговый агент обязанность по возврату излишне удержанного налога. Учитывая, что формы составляются в разном формате (2‑НДФЛ по каждому работнику, а 6‑НДФЛ – в целом по сотрудникам учреждения), нужно быть готовым привести их к общему знаменателю в налоговом регистре по НДФЛ, который разрабатывается самостоятельно.

«Устранение» переплаты по налогам – не такая простая процедура, как может показаться на первый взгляд. Поэтому бухгалтеру АУ нужно попытаться избежать излишнего перечисления налога, но если это все же произошло, то не стоит паниковать, а нужно лишь последовательно совершить все действия, описанные в статье, и тогда переплата не затеряется и не зависнет на лицевом счете, а будет использована с пользой.

Заявление на возврат или зачет налоговой переплаты можно подать в инспекцию только в течение 3 лет со дня излишней уплаты налога (Пункт 7 ст. 78 НК РФ). А если 3 года прошли? Все, деньги навсегда остаются в бюджете? Ничего подобного, вы по-прежнему можете их использовать. Есть несколько способов это сделать.

Проверяем, действительно ли истекли 3 года

Сроки для подачи в ИФНС налоговой переплаты такие (Пункты 7, 14 ст. 78, п. п. 3, 9 ст. 79 НК РФ):
- для излишне уплаченного налога - 3 года со дня уплаты налога;
- для излишне взысканного налога - 1 месяц со дня, когда стало известно о факте излишнего взыскания налога, или со дня вступления в силу решения суда.
Но если вашу переплату сформировали авансовые платежи по налогу, то 3 года, отведенные для подачи в инспекцию заявления о возврате и зачете, исчисляются иначе. Недавно ВАС РФ указал (Постановление ВАС РФ от 28.06.2011 N 17750/10), что в таких случаях 3 года отсчитывают не от даты перечисления суммы авансового платежа в бюджет, а от дня, на который приходится:
(или ) дата подачи за весь налоговый период, если она была сдана вовремя;
(или ) крайний срок подачи такой декларации, если вы сдали ее с опозданием.
К примеру, переплату сформировали авансовые платежи по налогу на прибыль за I квартал 2008 г., уплаченные 28 апреля 2008 г. Если декларацию по этому налогу за 2008 г. вы сдали 28 марта 2009 г. (то есть за 2 дня до крайнего срока ее представления), то днем для отсчета 3 лет на подачу заявления о зачете или возврате будет именно 28 марта 2009 г. Таким образом, последний день для подачи заявления на возврат или зачет переплаты - 29 марта 2012 г., а вовсе не 29 апреля 2011 г., как склонны считать налоговики. И если инспекция вам откажет, то вы сможете обжаловать отказ в арбитражном суде в обычном порядке.
Если же вернуть налог через ИФНС действительно нельзя, действуем так.
Вариант 1. Используйте переплату, не требуя ее возврата
Сначала нужно получить результаты сверки, в которых будет отражена переплата, и написать в инспекцию заявление на ее возврат, несмотря на то что 3 года с момента излишней уплаты налога уже прошли. Скорее всего, инспекция в возврате откажет. Однако, подав заявление и получив отказ, вы зафиксируете, что в инспекцию за возвратом денег вы обращались. Дальше у вас есть несколько путей.

Используйте переплату как "налоговую подушку"

Она избавит вас от пеней и штрафов в случае, если инспекция выявит возникшую после излишней уплаты налога недоимку по налогам, перечисляемым в те же бюджеты, в размере меньшем, чем сумма переплаты, или равном ей (Пункт 42 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5; Постановления ФАС ВСО от 16.03.2010 по делу N А58-7447/09; ФАС СЗО от 31.10.2008 по делу N А42-1477/2008; Письмо Минфина России от 29.09.2005 N 03-02-07/1-251). То, что 3 года с момента излишней уплаты истекли, вовсе не означает, что переплата "сгорела", и не отменяет того факта, что бюджет получил денег больше, чем должен был. Поэтому казна от выявленной инспекторами недоплаты налога ничего не потеряла, а значит, не должно быть ни пеней, ни штрафа.

Из авторитетных источников
Петрова Светлана Михайловна, судья Высшего Арбитражного Суда РФ, кандидат юридических наук, доцент
"Недоимка - это задолженность налогоплательщика перед соответствующим бюджетом по уплате конкретного налога. Если на момент возникновения недоимки у налогоплательщика имеется переплата по налогам, перечисляемым в те же бюджеты, в сумме большей, чем недоимка, или равной ей, то занижение налога не приводит к возникновению задолженности перед бюджетом.
Это правило применяется и тогда, когда такая переплата не может быть возвращена налогоплательщику по его заявлению из-за того, что пропущен трехлетний срок на его подачу. Соответственно, налогоплательщику не могут быть начислены пени, которые являются компенсацией потерь бюджета, и с него нельзя взыскать штраф по ст. 122 НК РФ".

Используйте переплату для погашения недоимки

По другим налогам, задолженности по пеням и штрафам, в том числе и задолженности по текущим платежам в бюджет.
Дело в том, что КС РФ указал: п. 7 ст. 78 НК РФ, который ограничивает срок подачи заявления на возврат и зачет переплаты 3 годами, "не определяет срок, за пределами которого налоговый орган не вправе произвести зачет суммы излишне уплаченного налога в счет... недоимки и задолженности по пеням" (Пункт 3 мотивировочной части Определения КС РФ от 08.02.2007 N 381-О-П).
То есть зачет по заявлению налогоплательщика (Пункт 4, абз. 3 п. 5, п. 7 ст. 78 НК РФ) и зачет в счет имеющейся недоимки (пеней, штрафов), который инспекция обязана сделать самостоятельно (Абзацы 1, 2 п. 5 ст. 78 НК РФ), - совершенно разные зачеты. Для первого срок подачи заявления ограничен 3 годами, для проведения второго срок не ограничен вовсе.
Таким образом, через 3 года после излишней уплаты налога вы лишаетесь не переплаченных в бюджет денег, а возможности указать инспекции, что с ними делать (вернуть, либо зачесть в счет будущих платежей по этому или другим налогам, либо зачесть в счет названных вами недоимки, пеней или штрафов). С этого момента переплата может идти только на погашение недоимок по другим налогам (причем только таких, сроки взыскания которых не истекли (Абзац 2 п. 5 ст. 78 НК РФ)). А какие из таких недоимок погашать переплатой, налоговики решают сами. Инспекция обязана закрывать задолженность переплатой самостоятельно. Срок - 10 рабочих дней с момента:
(или ) составления акта сверки, в котором отражена недоимка;
(или ) обнаружения переплаты;
(или ) вступления в силу решения суда, которым подтверждено существование переплаты.
Но от инспекции ждать такого автоматического зачета, скорее всего, бесполезно. Поэтому все-таки письменно попросите провести зачет. Если инспекция переплату не зачтет, то придется дождаться требования на уплату недоимки и затем обращаться в суд, чтобы:
(или ) признать недействительным требование;
(или ) обязать инспекцию провести зачет.
Правда, обяжет ли суд сделать зачет переплаты, которой уже более 3 лет, неизвестно. По крайней мере, однажды суд поддержал именно налоговиков (Постановление ФАС СЗО от 22.12.2009 по делу N А05-10308/2009).

Рассказываем юристу
В заявлении в суд важно подчеркнуть разницу между:
- зачетом переплаты в счет недоимки, срок принудительного взыскания которой прошел;
- зачетом в счет недоимки переплаты, с момента перечисления в бюджет которой прошло больше 3 лет.
На недопустимость первого зачета указал КС РФ (Определение КС РФ от 08.02.2007 N 381-О-П).

Вариант 2. Попытайтесь вернуть переплату через суд
Вернуть переплату через суд можно, заявив иск о возврате излишне уплаченных в бюджет денег в течение 3 лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о переплате налога (Статья 196, п. 1 ст. 200 ГК РФ; п. 3 ст. 79 НК РФ; Определение КС РФ от 21.06.2001 N 173-О; Постановления Президиума ВАС РФ от 13.04.2010 N 17372/09, от 08.11.2006 N 6219/06). И этот момент далеко не всегда совпадает с днем излишней уплаты налога (Пункт 7 ст. 78 НК РФ). Но прежде нужно обратиться в инспекцию с заявлением о возврате переплаты, несмотря на почти стопроцентную вероятность получить отказ. Без этого суд может не принять ваш иск (Пункт 22 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5).

Из авторитетных источников
Петрова С.М., ВАС РФ
"Если налогоплательщик пропустил срок на возврат налоговой переплаты через налоговую инспекцию, то обращение в суд с требованием вернуть излишне уплаченную сумму налога следует расценивать как заявление имущественного характера. Поэтому размер госпошлины будет исчисляться от суммы налога (Подпункт 1 п. 1 ст. 333.21 НК РФ).
Обычно такие дела рассматривают судьи налогового состава".

Как показывает арбитражная практика, доказать, что организация узнала об излишней уплате налога позже момента его уплаты, непросто. Однако если есть желание, то побороться за возврат денег можно.
Ситуация 1. Вы узнали о переплате из акта сверки . Тогда вы можете настаивать, что именно день получения акта сверки является моментом, от которого должны отсчитываться 3 года для обращения в суд с иском о возврате налога (Постановления Президиума ВАС РФ от 13.04.2010 N 17372/09, от 08.11.2006 N 6219/06).
Ситуация 2. У вас есть документ, который подтверждает, что организация узнала о переплате меньше 3 лет назад (то есть что 3 года исковой давности начали течь не с момента излишней уплаты, а позже). Это может быть:
(или ) составленное менее 3 лет назад заключение внешних аудиторов или налоговых консультантов, где они указывают вам на обнаруженную ими ошибку в расчете налога, которая привела к переплате (Постановление ФАС ЗСО от 29.12.2010 по делу N А45-29759/2009);
(или ) появившееся менее 3 лет назад постановление ВАС РФ по спорному вопросу, разрешающее его в вашу пользу. Например, вы в какой-то неоднозначной ситуации платили налог, а потом ВАС РФ пришел к выводу, что в таком случае платить налог не нужно. С даты судебного акта ВАС РФ и начинается отсчет трехлетнего срока исковой давности (Постановления ФАС УО от 14.02.2011 N Ф09-256/11-С3, от 21.12.2010 N Ф09-10010/10-С2; пп. 1 п. 1 ст. 304 АПК РФ);
(или ) ваше заявление в инспекцию о возврате налога (Постановления ФАС УО от 18.12.2008 N Ф09-3027/08-С3, от 29.11.2010 N Ф09-9846/10-С3; ФАС ЦО от 23.09.2008 по делу N А64-7140/07-13).

Ситуация 3. Вашу переплату инспекция некоторое время зачитывала в счет текущих налоговых платежей . В этом случае настаивайте, что вы узнали о переплате только тогда, когда инспекция начала ее зачитывать (Постановление ФАС УО от 15.12.2008 N Ф09-9393/08-С3). Это возможно, если есть какой-то документ от инспекции, подтверждающий зачет (например, решение или извещение инспекции о зачете в рамках п. 5 ст. 78 НК РФ).
Учтите, что бесполезно настаивать на том, что трехлетний срок исковой давности для возврата налога через суд - от какого бы момента он ни отсчитывался - прерывается и начинает течь заново, когда инспекция самостоятельно стала зачитывать переплату в счет других платежей либо отразила ее в акте сверки (Статья 203 ГК РФ; Постановления ФАС ВВО от 24.02.2009 по делу N А28-5660/2008-155/21, от 16.02.2009 по делу N А43-5795/2008-40-86; ФАС ПО от 11.02.2010 по делу N А65-11889/2009; ФАС СКО от 04.03.2010 по делу N А32-7594/2009-51/103; ФАС МО от 27.01.2011 N КА-А40/17087-10).

Из авторитетных источников
Петрова С.М., ВАС РФ
"Правила ГК РФ о прерывании срока исковой давности не действуют в налоговых правоотношениях. Да и о самом сроке исковой давности в этих случаях говорить нельзя. Ведь в ст. 2 ГК РФ установлено, что гражданское законодательство к налоговым правоотношениям не применяется. Действительно, Конституционный Суд РФ указал, что пропуск трехлетнего срока для подачи в налоговый орган заявления о возврате излишне уплаченного налога не мешает налогоплательщику обратиться в суд с требованием о возврате этой переплаты в течение срока, равного общему сроку исковой давности. Но таким образом КС РФ просто очертил срок давности взыскания, срок обращения в суд в подобных случаях. И это вовсе не означает, что правила ГК РФ о прерывании срока исковой давности могут применяться к налоговым правоотношениям".

Ситуация 4. Инспекция письменно не сообщила вам о числящейся в карточке расчетов с бюджетом излишней уплате . Настаивайте, что срок давности не пропущен, поскольку налоговики не выполнили свою обязанность проинформировать вас о выявленной переплате (Пункт 3 ст. 78 НК РФ). Некоторые суды приходят к выводу, что и в таких случаях 3 года исковой давности должны отсчитываться с даты акта сверки, из которого налогоплательщик узнал о переплате (Постановления ФАС ДВО от 11.07.2011 N Ф03-2746/2011; ФАС СЗО от 08.04.2011 по делу N А56-25060/2010; ФАС ПО от 21.04.2010 по делу N А49-9726/2009).
Доказать, что 3 года исковой давности нужно отсчитывать с даты подачи вами уточненной декларации, в которой вы показали переплату, вряд ли получится (Постановление Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 N 12882/08).
Вариант 3. Уменьшите налог текущего периода
Это возможно, если переплата - следствие ошибки, которая привела к завышению налоговой базы в прошлом периоде (например, вы занизили расходы или завысили доходы) (Пункт 1 ст. 54 НК РФ). Вы можете сделать вид, что ошибку обнаружили только сейчас. А такие ошибки п. 1 ст. 54 НК РФ позволяет исправлять в периоде их выявления.
Увы, и этот способ, скорее всего, приведет вас в суд. Ведь в Минфине считают, что таким образом можно исправить ошибки не "старше" 3 лет (Письма Минфина России от 05.10.2010 N 03-03-06/1/627, от 04.08.2010 N 03-03-06/2/139).

Еще один возможный способ использовать просроченную переплату - списать ее на "прибыльные" расходы как безнадежный долг. Однако без спора с налоговиками сделать это не получится. Этим летом Минфин разъяснил, что такую переплату нельзя считать безнадежной дебиторской задолженностью и списывать в налоговые расходы за истечением срока давности возврата (Письмо Минфина России от 08.08.2011 N 03-03-06/1/457).

Все статьи Как вернуть переплату налога, если прошло больше трех лет (Кузьменко С.)

С ситуацией, когда необходимо вернуть излишне уплаченный налог, может столкнуться любой индивидуальный предприниматель. Переплата возникает не только вследствие ошибки, допущенной самим налогоплательщиком при формировании налоговой базы. Нередко причиной становятся действия налоговых органов, которые взыскивают с ИП в рамках проводимых контрольных мероприятий излишнюю сумму. Рассмотрим, как порядок действий предпринимателя по возврату налога зависит от причины возникновения переплаты, а также можно ли вернуть налог по истечении трехлетнего периода.

Алгоритм, прописанный в НК РФ

Чтобы разобраться в алгоритме действий с выявленной переплатой налога, необходимо обратиться к ст. ст. 78 и 79 Налогового кодекса РФ. Эти нормы регламентируют порядок возврата и зачета излишне уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов.

Вариант 1. Предприниматель сам переплатил налог

Согласно ст. 78 Налогового кодекса РФ устанавливают возможные решения в отношении излишне уплаченного налога в случаях, когда налогоплательщик допустил переплату по своей вине.

Фрагмент документа. Пункт 1 ст. 78 Налогового кодекса РФ (извлечение)
Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей <…>.

По общим правилам предприниматель, допустивший переплату, вправе самостоятельно выбрать между зачетом излишне уплаченных сумм в счет предстоящих платежей и их возвратом.

Переплата налогов: всегда ли выгодно возвращать?

При этом возврат излишне уплаченных денежных средств производится за счет средств бюджета или внебюджетного фонда, в который произошла переплата.
Срок, в течение которого коммерсант может воспользоваться своим правом на зачет или возврат сумм налога, ограничен тремя годами с момента поступления излишней суммы в бюджет (п. 7 ст. 78 НК РФ).

Фрагмент документа. Пункт 7 ст. 78 Налогового кодекса РФ.

Вариант 2. Налоговый орган взыскал с ИП больше положенного

Статья 79 Налогового кодекса РФ посвящена порядку возврата налога в случае, если переплата возникла по вине налогового органа.
В такой ситуации срок возврата денежных средств составляет всего один месяц, который начинает исчисляться со дня, когда налогоплательщик узнал о таком взыскании, или со дня вступления в силу соответствующего судебного решения (п. 3 ст. 79 НК РФ).

Особые условия

Возврат либо зачет излишне уплаченных денежных средств в полном объеме возможен только в отношении налогоплательщика, не имеющего какой-либо задолженности перед бюджетом. При наличии недоимки зачет или возврат производится лишь после того, как часть переплаты будет направлена в счет погашения недоимки или иной имеющейся задолженности (п. 6 ст. 78 НК РФ).
При этом зачет излишка в счет имеющейся недоимки производится налоговиками самостоятельно при его обнаружении, тогда как для зачета переплаты в счет предстоящих платежей или для его возврата необходимо письменное заявление налогоплательщика.
Срок рассмотрения заявления предпринимателя составляет 10 дней, по истечении которых налоговый орган выносит соответствующее решение. Форма заявления о возврате (зачете) излишне уплаченного (взысканного) налога является свободной.

Вернуть через суд

В п. 3 ст. 79 НК РФ определено, что в случае пропуска налогоплательщиком сроков для обращения в налоговый орган о возврате переплаты возврат денежных средств возможен только в судебном порядке. Напомним, что этот срок составляет три года с момента, когда налогоплательщик самостоятельно допустил переплату, и один месяц при принудительном взыскании излишней суммы налоговыми органами. Вместе с тем иск в судебный орган налогоплательщик может подать в течение трех лет со дня, когда он узнал или должен был узнать о факте переплаты.

Судебная практика. Правило о подаче иска в трехлетний срок со дня, когда предприниматель узнал или должен был узнать о факте переплаты, действует вне зависимости от того, была она допущена им самостоятельно либо была взыскана с него налоговиками (Постановление Президиума ВАС РФ от 08.11.2006 N 6219/06).

Спорные вопросы о сроке исковой давности

Как показывает практика, наибольшее количество споров между предпринимателями и контролерами по этой, казалось бы, несложной процедуре возврата переплаты касается определения момента, когда ИП должен был узнать о факте перечисления денежных средств в бюджет в размере, превышающем его реальные обязательства.

События, после которых о переплате известно

На законодательном уровне невозможно закрепить исчерпывающий перечень фактов, которые могут считаться моментом, когда налогоплательщик должен был узнать об излишней уплате налога. В связи с этим вопрос определения данного момента решается в судебном порядке в каждом случае индивидуально с учетом оценки причины, по которой была допущена переплата, изменения налогового законодательства в данный период времени и пр. При этом бремя доказывания ложится на налогоплательщика.

Судебная практика. В Постановлении от 25.02.2009 N 12882/08 Президиум ВАС РФ указал, что вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств. В частности, необходимо установить:
— причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога;
— наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации;
— изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода;
— другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания непропущенным срока на возврат налога (Постановление ФАС Поволжского округа от 03.12.2012 по делу N А12-1283/2012).
В соответствии со ст. 65 АПК РФ доказывать в суде эти обстоятельства будет именно налогоплательщик, а не инспекция (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 14.05.2012 по делу N А20-1884/2010).

Исходя из анализа арбитражной практики можно выделить факты, которые наиболее часто становятся предметом рассмотрения арбитрами в качестве событий, после которых налогоплательщику должно было стать известно о наличии переплаты или после которых он не мог достоверно узнать об этом.

Факт, свидетельствующий о том, что предприниматель знал о переплате

Предприниматель должен был узнать о переплате из акта налогового органа, составленного по итогам налоговой проверки. Правом на обращение в суд предприниматель может воспользоваться в течение трехлетнего срока с момента вынесения решения контролеров, а не с момента окончания проверяемого периода.

Судебная практика. Об излишней уплате ЕНВД налогоплательщик узнал только из акта выездной налоговой проверки и ранее указанной даты не мог узнать о наличии у него этой переплаты, так как осуществлял предпринимательскую деятельность, подпадающую, по его мнению, под специальный режим налогообложения. Право на обращение в суд с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы ЕНВД у налогоплательщика возникло после составления инспекцией акта выездной налоговой проверки (Постановление Президиума ВАС РФ от 21.12.2010 N 3972/10 по делу N А09-9907/08-30).

Факт, не подтверждающий знание о переплате

Подача предпринимателем первоначальной налоговой декларации не является моментом, когда налогоплательщик узнал о факте излишней уплаты налога.

Судебная практика. В случаях с уточненными декларациями многое зависит от ситуации. К примеру, в Постановлении от 14.07.2010 N КА-А41/7262-10 ФАС Московской области указал, что надо учитывать причину, по которой налогоплательщик допустил переплату. Налоговики, ссылаясь на Постановление Президиума ВАС РФ N 12882/08, определили, что срок исковой давности следует исчислять не с дат подачи уточненных налоговых деклараций, а с дат уплаты налога по первоначальным декларациям. Судьи же отметили, что причиной переплаты налога явилось отсутствие определенности по вопросу налогового учета расходов на приобретение, наладку и внедрение программ для ЭВМ в силу того, что специальных норм учета данных расходов НК РФ не устанавливает. Позиция же чиновников менялась: указанные расходы подлежали учету то на дату начала использования, то на момент возникновения расходов. Как следствие, суд посчитал, что срок исковой давности налогоплательщик не пропустил, так как о наличии переплаты ему стало известно в результате подачи уточненных налоговых деклараций.
Но есть и обратные случаи. Президиум ВАС РФ в Постановлении от 25.02.2009 N 12882/08 указал, что отсчет течения срока исковой давности нужно вести с даты представления первоначальной декларации: моментом, когда налогоплательщик узнал о факте излишней уплаты налога, не может считаться момент совершения им действий по корректировке своего налогового обязательства и представлению уточненной налоговой декларации.

Неуважительные причины пропуска исковой давности

Анализ судебной практики позволяет выявить причины пропуска исковой давности, которые налогоплательщики приводят в свое оправдание, но не признаются арбитрами уважительными:
— некомпетентность сотрудников, ответственных за формирование отчетности (Постановление Президиума ВАС РФ от 26.07.2011 N 18180/10 по делу N А19-7006/09-18-32);
— налоговый орган не сообщил налогоплательщику о факте переплаты, хотя обязан это делать в силу п. 3 ст. 78 НК РФ (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 14.05.2012 по делу N А20-1884/2010);
— налоговый орган не предоставил официальный ответ в десятидневный срок, ведь подать документы в суд можно, только получив отказ налогового органа вернуть переплату (п. 33 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).

Что делать, если три года истекли

Обратиться в суд

Исходя из вышеизложенного предпринимателю, решившему вернуть излишне уплаченный налог, обнаруженный по истечении трех лет с момента его уплаты, нужно соблюдать следующий алгоритм действий:
Шаг 1. Собрать доказательства, подтверждающие дату обнаружения им переплаты.
Шаг 2. Подать в налоговый орган мотивированное заявление о возврате или зачете переплаченной суммы налога.
Шаг 3. Подать исковое заявление в суд в течение трех месяцев:
— после получения отказа налоговиков вернуть или зачесть переплату;
— с момента окончания 10-дневного срока со дня подачи соответствующего заявления при отсутствии официального отказа вернуть или зачесть переплаченную сумму налога.
Алгоритм действий налогоплательщика при возврате излишне удержанных налоговиками сумм является аналогичным порядку действий, применяемому при самостоятельной переплате.

Списать сумму долга

Если предприниматель, имеющий устаревшую переплату, примет решение не затевать судебный спор с налоговиками по поводу ее возврата либо в отношении данной переплаты вступит в законную силу судебное решение об отказе в восстановлении срока давности для ее возврата, налогоплательщик вправе списать сумму излишне уплаченного налога. Списание возможно только при обращении налогоплательщика в налоговый орган с просьбой о списании указанных сумм, в том числе отмененных налогов.
При отсутствии такого обращения налоговики не вправе самостоятельно осуществить списание переплаты даже в отношении предпринимателей, своевременно представляющих в налоговый орган отчетность (Письмо ФНС России от 01.11.2013 N НД-4-8/19645@).

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Сумму излишне уплаченного или взысканного налога можно вернуть. Разберемся, в каких случаях у налогоплательщика есть на это право, и как это сделать

Как сказано в ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном этой статьей.

Как сказано в п. 6 ст. 78 НК РФ, сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Однако возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату в порядке, который предусмотрен ст. 79 НК РФ. При этом возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам или задолженности по пеням, штрафам возможен только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности) в соответствии со статьей 78 НК РФ.

По общему правилу зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика.

Согласно ст.

Можно ли вернуть излишне уплаченные налоги и как это сделать?

78 НК РФ налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта. Форма такого Извещения утверждена Приказом ФНС РФ от 25 декабря 2008 г. № ММ-3-1/683@.

Такой же срок предусмотрен и для случаев излишне взысканных налогов. Сообщение об этом факте передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Предложение об этом может внести как налоговый орган, так и налогоплательщик. Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком. Форма акта утверждена Приказом ФНС РФ от 20 августа 2007 г № ММ-3-25/494@.

Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Однако согласно п. 5 ст. 78 НК РФ, зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, производится налоговыми органами самостоятельно.

Положения этого пункта неоднократно были предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ. Так, в Определении от 8 февраля 2007 г. № 381-О-П высшая судебная инстанция пришла к выводу, что наделение налоговых органов полномочием самостоятельно, т.е. без соответствующего заявления и согласия налогоплательщика, производить зачет излишне уплаченной суммы налога в счет погашения недоимки по другим налогам не может рассматриваться как нарушающее справедливый баланс публичных и частных интересов, поскольку позволяет оперативно и эффективно удовлетворить имущественное притязание государства и способствует скорейшему исполнению конституционной обязанности налогоплательщика по уплате налога, а потому не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод.

Стоит обратить внимание, что в указанном случае налогоплательщик все равно имеет право представить в налоговый орган письменное заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам). В этом случае решение налогового органа о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, штрафам принимается в течение 10 дней со дня получения указанного заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда. Исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет, считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.

Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.

Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в тот же срок, который исчисляется со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.

Если возврат суммы излишне уплаченного или взысканного налога осуществляется с нарушением месячного срока, который отведен на эту процедуру, то налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.

Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата. Напомним, что с 1 июня ставка рефинансирования ЦБ установлена в размере 7, 75 %.

Стоит обратить внимание, что положения ст. 78 НК РФ в отношении возврата или зачета излишне уплаченных сумм государственной пошлины применяются с учетом особенностей, установленных главой 25.3 НК РФ.В Определении от 24 мая 2010 г. № ВАС-4438/10 по делу № А-32-16219/2009-63/225 ВАС РФ признал, что налоговая инспекция не вправе самостоятельно производить зачет сумм налогов, поскольку все требования об уплате обязательных платежей должны рассматриваться в рамках дела о банкротстве. Со дня возбуждения производства по делу о банкротстве не может применяться порядок зачета, установленный ст. 78 НК РФ.

Возвращать суммы из бюджета нужно в зависимости от того, по какой причине у организации образовалась переплата и каким способом вы планируете ее вернуть. Возможны три варианта:

  • организация по собственной инициативе перечислила в бюджет излишнюю сумму и планирует ее зачесть;
  • организация по собственной инициативе перечислила в бюджет излишнюю сумму и возвращает переплату на свой расчетный (лицевой) счет;
  • налоговая инспекция взыскала с организации излишнюю сумму.

Обнаружить переплату может как сама организация, так и налоговая инспекция.

Если первыми это сделали инспекторы (например, в ходе внутренней проверки), то в течение следующих 10 рабочих дней они должны письменно сообщить об этом организации (п. 3 ст. 78 НК РФ). Форма сообщения утверждена приказом ФНС России от 3 марта 2015 г. № ММВ-7-8/90. При этом под датой обнаружения переплаты следует понимать день, когда сотрудник налоговой инспекции выявил излишне уплаченную сумму по конкретному налогу. Эта дата будет указана в самом сообщении.

Зачет в счет недоимки

Если у организации есть недоимка по другим налогам (сборам, пеням, штрафам), то в первую очередь сумма переплаты направляется на ее погашение. Инспекция может самостоятельно решить, в счет какой недоимки засчитать переплату, и сообщить об этом организации.

Причем зачесть переплату коммерческой организации инспекция вправе без помощи суда.

Также организация вправе подать в инспекцию заявление о зачете с указанием, в счет какого налога (сбора, пеней, штрафа) зачесть переплату. Инспекция может предварительно назначить сверку расчетов с бюджетом .

В любом случае инспекция принимает решение о зачете излишне уплаченных сумм в счет недоимки в течение 10 рабочих дней:

  • с момента обнаружения переплаты, если организация не обращалась в инспекцию с заявлением о зачете в счет конкретного платежа;
  • со дня получения заявления организации о зачете в счет конкретного платежа (если организация подала такое заявление);
  • со дня подписания акта о сверке расчетов с бюджетом (если инспекция и организация провели сверку);
  • с момента вступления в силу решения суда (в т. ч. если организация добилась зачета через суд).

Такой порядок предусмотрен пунктом 5 статьи 78 Налогового кодекса РФ.

Зачет в счет предстоящих платежей

Если недоимки по другим налогам (сборам, пеням, штрафам) у организации нет, переплату можно зачесть в счет предстоящих платежей в бюджет. Такое решение налоговая инспекция принимает по заявлению организации. Предварительно могут назначить сверку расчетов с бюджетом .

Как заявить о зачете

Заявления о зачете подайте по форме, утвержденной приказом ФНС России от 3 марта 2015 г. № ММВ-7-8/90.

В заявлении есть строка для указания суммы, направляемой в счет погашения недоимки. Однако на момент подачи такого заявления вы можете и не знать точную сумму недоимки, в счет которой предполагается зачет. Например, если подаете заявление до составления налоговой декларации.

Если сумму долга перед бюджетом не знаете, то сумму предстоящего платежа, в счет которого организация просит зачесть переплату, в заявлении можете не указывать (письмо Минфина России от 2 сентября 2011 г. № 03-02-07/1-315). После того как размер недоимки станет известен, инспекция направит всю сумму имеющейся переплаты на ее погашение.

В какую налоговую инспекцию обращаться

Заявления о зачете налогов, излишне уплаченных в региональные бюджеты по местонахождению обособленных подразделений организации, можно подавать как в налоговую инспекцию по местонахождению организации, так и в налоговые инспекции по местонахождению обособленных подразделений (письмо ФНС России от 19 ноября 2010 г. № ЯК-37-8/15939).

Какими способами можно подать заявление

Заявление можно подать:

  • на бумажном носителе. Заявление должен подписать руководитель или представитель организации;
  • в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с усиленной квалифицированной электронной подписью .

Об этом сказано в пункте 4 статьи 78 Налогового кодекса РФ.

В течение какого срока можно заявить

Заявление о зачете организация может подать в течение трех лет с момента уплаты излишней суммы налога. Налоговая инспекция должна принять решение о зачете в течение 10 рабочих дней с момента получения заявления от организации. Такой порядок предусмотрен пунктами 4 и 7 статьи 78 Налогового кодекса РФ.

Совет: если планируете зачесть переплату в счет предстоящих платежей (по тому же или другому налогу), то заявление о зачете лучше подать заблаговременно. Как минимум за 10 рабочих дней до срока уплаты налога, в счет которого хотите зачесть переплату. В противном случае инспекция может начислить пени.

Налог считается уплаченным со дня вынесения инспекцией решения о зачете (подп. 4 п. 3 ст. 45 НК РФ). В свою очередь, инспекция принимает решение в течение 10 рабочих дней со дня, когда получит от организации заявление о зачете (п. 4 ст. 78 НК РФ). Если подать заявление слишком поздно (например, накануне или в последний день уплаты налога, в счет которого планируется зачесть переплату), то проверяющие могут не успеть с зачетом. И тогда у организации возникнет недоимка, а инспекция начислит пени за просрочку платежа до дня вынесения решения о зачете (подп. 4 п. 3 ст. 45, п. 3 ст. 75 НК РФ).

И что обидно, если инспекция примет решение о зачете своевременно (в течение 10 рабочих дней с момента получения заявления), то оспорить пени не удастся. Ведь действия контролеров соответствуют действующему законодательству. Аналогичные разъяснения есть в письмах Минфина России от 2 августа 2011 г. № 03-02-07/1-273, от 12 февраля 2010 г. № 03-02-07/1-62.

Ситуация: как определить срок, начиная с которого отсчитывается трехлетний период для подачи заявления о возврате (зачете) излишне уплаченных налогов?

Ответ на этот вопрос зависит от вида налога. Вернее, от того, предусмотрены ли авансовые платежи по этому налогу.

Общий срок для подачи заявлений о возврате или зачете излишне уплаченного налога - три года со дня уплаты данной суммы (п. 7 ст. 78 НК РФ). Но что считать днем уплаты? Зависит как раз от того, есть ли авансы по налогу.

Переплата по налогу, по которому перечислять авансовые платежи не нужно

Например, по НДС, НДПИ, ЕНВД, налогу на игорный бизнес. В таком случае трехлетний срок для подачи заявления отсчитывайте со дня перечисления излишней суммы налога. Если переплата возникла в результате нескольких платежей, то срок для заявления определяйте отдельно по каждому из них. Правомерность такого подхода подтверждается арбитражной практикой (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 29 июня 2004 г. № 2046/04, определение ВАС РФ от 26 марта 2009 г. № ВАС-1890/09, постановление ФАС Московского округа от 1 ноября 2008 г. № КА-А40/10257-08).

В бюджет переплатили налог, для которого предусмотрены авансовые платежи

Например, это налог на прибыль, налог на имущество, земельный налог. Для них трехлетний срок для подачи заявления нужно отсчитывать:

  • со дня представления декларации за налоговый период - если организация сдала декларацию в установленный срок или досрочно. Например, если организация сдала годовую декларацию по налогу на прибыль 20 марта 2015 года, она может подать заявление о возврате (зачете) излишне уплаченной суммы налога по этой декларации до 20 марта 2018 года;
  • с даты, установленной для подачи налоговой декларации, - если организация сдала декларацию с опозданием. Например, если организация сдала годовую декларацию по налогу на прибыль 15 апреля 2015 года, она может подать заявление о возврате (зачете) излишне уплаченной суммы налога по этой декларации до 28 марта 2018 года.

Правомерность такого вывода подтверждается письмами Минфина России от 15 июня 2012 г. № 03-03-06/1/309, ФНС России от 21 февраля 2012 г. № СА-4-7/2807 и арбитражной практикой (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 28 июня 2011 г. № 17750/10, ФАС Московского округа от 16 февраля 2012 г. № А40-49892/11-116-139, Дальневосточного округа от 13 февраля 2012 г. № Ф03-45/2012).

Заметьте: даже если вы не успели подать заявление в трехлетний срок, вернуть или зачесть налог можно через суд.

Пример обжалования решения налоговой инспекции об отказе в возврате суммы переплаты по налогу

Организация «Альфа» 27 января 2016 года подала в налоговую инспекцию заявление на возврат излишне уплаченного транспортного налога за 2012 год. По декларации за 2012 год сумма налога составила 390 000 руб., по уточненной декларации - 375 000 руб. Переплата в размере 15 000 руб. образовалась из-за применения неверной налоговой ставки.

Транспортный налог за 2012 год «Альфа» перечисляла авансовыми платежами. Авансы были уплачены тремя платежными поручениями:
- 26 апреля 2012 года - 130 000 руб.;
- 19 июля 2012 года - 130 000 руб.;
- 25 октября 2012 года - 130 000 руб.

Инспекция отправила «Альфе» решение от 15 февраля 2016 года. В решении инспекция указала, что отказывает в возврате налога, потому что трехлетний срок для подачи заявления пропущен. День, начиная с которого отсчитывается трехлетний период для подачи заявления, инспекция определила как дату платежа, перечисление которого повлекло за собой переплату, а именно 25 октября 2012 года.

Бухгалтер принял решение обжаловать решение налоговой инспекции. 22 февраля 2016 года организация обратилась в региональное УФНС России с письменной жалобой .

Ситуация: можно ли зачесть (вернуть) переплату по налогу, если с момента уплаты излишней суммы прошло более трех лет ?

Да, можно.

Как правило, для этого нужно обратиться в суд. Дело в том, что трехлетний срок, о котором сказано в пункте 7 статьи 78 Налогового кодекса РФ, установлен для внесудебного зачета (возврата) переплаты. Пропуск этого срока не лишает организацию права зачесть (вернуть) переплату через суд. Такие выводы содержатся в определении Конституционного суда РФ от 21 июня 2001 г. № 173-О.

Обращаться в суд есть смысл, если инспекция отказалась возвращать (зачитывать) излишне уплаченные суммы или вообще не ответила на заявление организации в установленный срок (п. 33 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57, письмо Минфина России от 1 июня 2009 г. № 03-02-07/1-281). При этом надо учитывать, что в некоторых случаях инспекции вправе самостоятельно проводить зачет переплаты, возникшей более трех лет назад. Речь идет о ситуациях, когда помимо переплаты у организации есть недоимка по налогам, пеням или штрафам. Если такую недоимку можно взыскать, не обращаясь в суд, и если срок для взыскания не истек, то «старую» переплату инспекция вправе зачесть в счет погашения этой недоимки. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 22 апреля 2015 г. № 03-02-07/2/23112.

Срок исковой давности

При рассмотрении дела в суде срок исковой давности определяется по нормам гражданского, а не налогового законодательства. Суд будет отсчитывать срок исковой давности не с момента уплаты излишней суммы, а с момента, когда организация узнала (должна была узнать) об этом (п. 1 ст. 200 ГК РФ).

Таким образом, основная задача организации, которая намерена вернуть переплату в судебном порядке, - доказать, что между датой обращения в суд и датой, когда ей стало известно о наличии переплаты, прошло не более трех лет (п. 1 ст. 65 АПК РФ).

Чем подтвердить трехлетний срок

Прежде чем подавать исковое заявление, нужно оценить, располагает ли организация необходимыми доказательствами. Например, если организация получала из инспекции сообщение о переплате, то обращаться в суд целесообразно только в том случае, если с момента получения такого документа не прошло три года.

Универсальных доказательств для подтверждения начального срока исковой давности (даты, когда организации стало известно о переплате) нет. В каждом конкретном случае суды могут по-разному оценивать доводы, представленные как организацией, так и налоговой инспекцией (ст. 71 АПК РФ).

День получения разъяснений от ФНС России и Минфина России

Суд должен учитывать все обстоятельства, имеющие значение для дела (постановление Президиума ВАС РФ от 25 февраля 2009 г. № 12882/08). Например, если организация обратилась в ФНС России или Минфин России с запросом по поводу определения налоговой базы, срок исковой давности может исчисляться с момента получения разъяснений. Ведь до получения разъяснений организация не могла правильно рассчитать сумму налога.

А вот дата подачи уточненной налоговой декларации, в которой организация показала уменьшение налога, не является точкой отсчета для исчисления срока давности. Решения, подтверждающие правомерность такого подхода, есть в окружной арбитражной практике (см., например, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 26 апреля 2010 г. № А32-4895/2009-59/76).

День получения акта выездной проверки

Начальным моментом для отсчета срока исковой давности может быть получение акта выездной налоговой проверки. Обычно это происходит, если по результатам проверки организации доначисляют налог на имущество, транспортный, земельный и другие налоги, которые учитываются при налогообложении прибыли.

В такой ситуации у организации возникают дополнительные расходы, поэтому ранее перечисленные суммы налога на прибыль становятся излишне уплаченными. Уточнив свои налоговые обязательства, организация сможет зачесть эти суммы в счет текущих (будущих) платежей или вернуть на банковский счет.

Поскольку о возникновении переплаты по налогу на прибыль и о возможности зачета (возврата) этих сумм организация узнает только после получения акта налоговой проверки, отсчитывать срок исковой давности в этом случае нужно с момента получения акта (ст. 200 ГК РФ). Правомерность такого подхода подтверждается арбитражной практикой (см., например, постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 мая 2015 г. № Ф08-2175/2015, ФАС Уральского округа от 19 декабря 2007 г. № Ф09-10590/07-С3).

День составления акта сверки расчетов

Организация может сослаться на то, что узнала о переплате при составлении актов совместной сверки расчетов с бюджетом . В таких случаях срок исковой давности начинается с даты подписания акта сверки (см., например, определение ВАС РФ от 16 октября 2009 г. № ВАС-13453/09, постановления ФАС Уральского округа от 22 июня 2009 г. № Ф09-4077/09-С3, Дальневосточного округа от 11 июля 2011 г. № Ф03-2746/2011, от 23 апреля 2010 г. № Ф03-2351/2010, Московского округа от 22 марта 2010 г. № КА-А40/2210-10, от 9 ноября 2009 г. № КА-А41/11714-09, от 22 апреля 2009 г. № КА-А40/3293-09, от 6 февраля 2009 г. № КА-А41/188-09, Западно-Сибирского округа от 29 июля 2009 г. № Ф04-4570/2009(11952-А75-15)).

Прерывание срока давности

Следует отметить, что срок исковой давности может прерываться. Для этого необходимо, чтобы инспекция совершила какие-либо действия, свидетельствующие о признании долга (ст. 203 ГК РФ).

Однако воспользоваться этой нормой на основании акта сверки, выданного налоговой инспекцией, не удастся. Акты сверки расчетов, а также решения о проведении частичного зачета переплаты не являются признанием долга. Следовательно, они не могут быть основанием для прерывания срока давности для возврата (зачета) излишне уплаченных налогов, пеней и штрафов.

Такой вывод подтверждается устойчивой арбитражной практикой (см., например, определения ВАС РФ от 22 февраля 2012 г. № ВАС-1345/12, от 24 января 2012 г. № ВАС-17660/11, постановления ФАС Московского округа от 12 апреля 2013 г. № А40-68277/12-90-445, от 20 марта 2013 г. № А40-120856/11-107-499, Северо-Кавказского округа от 26 сентября 2011 г. № А22-1389/2010, от 4 марта 2010 г. № А32-7594/2009-51/103, от 27 февраля 2010 г. № А32-12635/2008-70/98, Поволжского округа от 11 февраля 2010 г. № А65-11889/2009, Западно-Сибирского округа от 5 октября 2011 г. № А46-16162/2010, Волго-Вятского округа от 30 апреля 2009 г. № А17-2713/2008).

Ситуация: должны ли налоговые инспекторы начислить проценты, если зачитывают в счет недоимки по другому налогу излишне взысканные суммы налога (сбора, пеней) ?

Да, должны.

На сумму излишне взысканного налога (сбора, пеней) начисляются проценты (п. 5 ст. 79 НК РФ). Организация имеет право получить проценты и в том случае, когда она попросила зачесть излишне взысканный налог (сбор, пени) в счет недоимки по другому налогу (п. 9 ст. 79 НК РФ). Объясняется это тем, что проценты - это компенсация материальных потерь организации, которые были вызваны излишним взысканием сумм налога. И неважно, в какой форме деньги возвращаются организации - перечислением на банковский счет или зачетом в счет недоимки по другому налогу.

Аналогичная точка зрения отражена в письме ФНС России от 21 сентября 2011 г. № СА-4-7/15431.

Согласны с таким подходом и судьи (см., например, определение ВАС РФ от 24 ноября 2008 г. № 15129/08, постановления ФАС Московского округа от 5 мая 2011 г. № КА-А40/3771-11-П, от 20 августа 2009 г. № КА-А41/8136-09, Восточно-Сибирского округа от 21 июля 2008 г. № А19-18067/07-33-Ф02-3291/08).