Митрополит алексий. Святитель алексий, митрополит московский и всея россии, чудотворец (†1378)

Происхождение и ранние годы

Будущий митрополит Алексий Бяконт родился в конце $XIII$ века, точная дата неизвестна – между $1292$ и $1305$ годами. Его родители были боярского рода, отец Федор Бяконт , мать звали Марией , происходили они из Чернигова. Семья Бяконт в Москве занимала высокое положение.

Имя, данное при рождении мальчику, в источниках различается: в житии его называют Елевферием , а в более ранних источниках Симеоном . По данным Жития митрополита Алексия , написанного в $1459$ году Пахомием Логофетом , он в раннем возрасте овладел знанием грамоты и хотел уйти в монастырь.

Монастырская жизнь

Предположительно в $19$ лет он постригся в монахи в Богоявленском монастыре Загородья. Постриг проводил старший брат Сергия Радонежского Стефан . После пострижения Алексий до $40$ лет жил монахом, об этом отрезке жизни известно немного.

Замечание 1

Отметим только, что у Алексия однозначно имелись связи с великокняжеским двором.

Наместник митрополита Феогноста и епископ Владимира

Симеон Гордый распорядился назначить Алексия наместником при пожилом митрополите Феогносте и переселиться на митрополичье подворье в $1344$ году. В звании наместника Алексий изучил греческий язык. Феогност благословил Алексия своим преемником. В $1352$ году Алексий стал епископом во Владимире, восстановив на некоторое время владимирскую епархию.

Принятие сана митрополита

Выше отмечено, что Феогност утвердил Алексия преемником, но для исполнения этого требовалось согласие Константинополя. Князем Симеоном Гордым было отправлено посольство для решения этого вопроса. Патриарх Филофей одобрил кандидатуру Алексия на пост митрополита. Алексий поехал в Константинополь, получив по пути от жены хана Узбека Тайдулы ярлык на то, чтобы сам святитель, его свита и имущество были защищены в пути. В Константинополе Алексий пребывал в течение года.

Грамота патриарха Филофея от $30$ июня $1354$ года возводит святителя в сан митрополита в качестве исключения: ранее митрополитом мог стать грек по происхождению, Алексий же назначен за свои особые достоинства и заслуги.

В этой же настольной грамоте патриарха Филофея город Владимир утверждался как местопребывание русских митрополитов, Киев сохранялся в качестве первого престола. Однако фактически резиденции митрополитов располагались в Москве.

Замечание 2

Патриарх Филофей принял преемника Феогноста потому, что хотел не допустить распад митрополии и вмешательство светских деятелей в дела церкви.

С конца $XIII$ века было несколько попыток создания независимых митрополий на Юго-Западе. Определенное давление на Киевскую митрополию оказывали польские короли, по вероисповеданию католики, а также великие литовские князья, которые были вообще язычниками.

Государственная деятельность

Алексий имел большой авторитет с начала своей деятельности в Москве, духовная грамота Симеона Гордого от $1353$ года сообщает нам, что он был советником младших братьев великого князя – Ивана Ивановича и Андрея Ивановича . Став митрополитом, Алексий действовал весьма активно. В $1357$ году он ездил в Орду, где исцелил ханшу Тайдулу . Она выдала Алексию ярлык, подтверждающий все привилегии церкви: освобождение от всех податей, защита от насилия.

Сложные отношения были с основанной литовской митрополией, которая, в нарушение договора, пыталась распространять власть на земли, подвластные Алексию. Эти действия совершались с подачи великого литовского князя Ольгерда , митрополит Алексий даже попал к нему в плен, однако сумел бежать. Спор о границах разбирал патриарх Каллист в Византии.

После смерти Ивана II Красного в $1359$ году, Алексий стал одним из регентов при его сыне Дмитрии и успешно действовал в возвращении авторитета Московскому княжеству. Алексий умело манипулировал претендентами на великокняжеский ярлык, сохраняя верность Дмитрию Ивановичу .

При внешней лояльности, Алексий стремился повлиять на создание союза князей, способных противостоять Орде.

В. Никоновской летописи приводятся оба имени вместе. Не исключено, что источники отражают существование у святителя Алексия так называемого прямого имени (соответствующего святому, память которого приходится на день рождения) и крестильного (ситуация, хорошо известная на примере двойных христианских княжеских имен). Близкое соседство имен Елевферий и Симеон наблюдается в святцах дважды: Симеон Юродивый, память 21 июля, и мученик Елевферий, память 4 августа; Симеон, сродник Господень, память 18 сентября, и Елевферий, умученный с Дионисием Ареопагитом, память 3 октября; первые 2 памяти присутствуют и в самых кратких вариантах месяцеслова, известных в XIV в. Указания на дату рождения даже в древнейшем рассказе Свода г. весьма противоречивы. В достаточно подробных хронологических выкладках, на основании которых годом рождения считается -й («в черньци пострижеся 20-ти лет, а в чернечестве поживе 40-те лет, а в митрополиты поставлен бысть 60-те лет, а пребысть в митрополитех 24 лета. И бысть всех дней житиа его 85 лет» , надежна только продолжительность пребывания во главе митрополии. В то же время указание на 40 лет монашеской жизни могло появиться в результате неверного осмысления сообщения, что святитель Алексий «пребысть в чернечестве даже и до 40-ть лет» , в котором речь идет скорее не о продолжительности иноческого подвига, а о приблизительном возрасте при назначении свт. Алексия владычным наместником. Предпочтение при определении времени рождения следует отдать упоминанию современных святителю Алексию исторических лиц и событий, не согласующихся с датой г.: «В княжение великое тферьское Михаилово Ярославича, при митрополите Максиме, до убиения Акинфова» (т.е. до похода на Переяславль зимой 1304-1305 тверского боярина Акинфа Великого ). Важное свидетельство рассказа, что святитель Алексий «старее сый князя великого Семена (род. в ) 17 лет» , относящее рождение святителя к г., не может быть безоговорочно принято, т.к. здесь возможна описка (ошибка внутреннего диктанта) в записи числа под влиянием звучания имени («Семена» – «семьнадесять» вместо «тринадесять»). Если считать годом рождения святителя Алексия -й, то в качестве великого князя должен был быть упомянут Андрей Александрович Городецкий , а не Михаил Ярославич (хотя последний вернулся из Орды с ярлыком на великое княжение осенью , т.е. после убиения Акинфова, позднейший биограф святителя Алексия мог исчислять начало нового правления от даты смерти кн. Андрея – 27 июля ). Крестным отцом святителя Алексия был княжич Иоанн Данилович (будущий Калита).

Согласно житию, выучившись грамоте в раннем возрасте, святитель Алексий уже в отрочестве начал мечтать о монашеской жизни, после того как однажды, уснув на ловле птиц силками, услышал голос, называющий его монашеским именем и предвещающий стать «ловцом человеков». В возрасте около 20 лет святитель Алексий принял постриг в одном из московских монастырей. По свидетельству жития преподобного Сергия Радонежского, это был Богоявленский монастырь в Загородье (современный Китай-город), где святитель Алексий жил вместе со старшим братом преподобного Сергия Стефаном; однако, по др. достоверным источникам, связь святителя и его рода с этой обителью не прослеживается.

Примерно до 40 лет святитель Алексий вел монашескую жизнь. О большей части этого периода известно лишь, что святитель Алексий «всяко благоизволение иноческого жития исправле и всяко писание Ветхого и Нового закона проиде». Несомненно, в это время он продолжал сохранять связи с великокняжеским двором. По инициативе великого князя Симеона Иоанновича Гордого (принимая во внимание свидетельство летописного рассказа, не ранее ) святитель Алексий был назначен наместником престарелого митрополита Феогноста и переселился на митрополичье подворье. Возможно, в период наместничества он выучил греческий язык. Митрополит Феогност еще при жизни благословил святителя Алексия «в свое место митрополитом», 6 дек. г. святитель Алексий был возведен в сан епископа Владимирского. Тем самым на короткое время была восстановлена Владимирская епархия , упраздненная в г. в связи с переселением Киевских митрополитов во Владимир ; после возведения святителя Алексия в сан митрополита кафедра вновь была ликвидирована. В Константинополь было направлено посольство от великого князя Симеона Иоанновича и митрополита Феогноста для получения согласия Патриарха на утверждение кандидатуры святителя Алексия. Уже в это время роль святителя Алексия в государственных делах Великого княжества Московского была весьма велика – согласно духовной грамоте великого князя Симеона (+ ), будущий митрополит оставался советником его младших братьев – князей Ивана и Андрея (впрочем, эти пожелания осуществились, вероятно, не в полной мере, т.к. Иван, уцелевший в отличие от Андрея во время эпидемии чумы, находился под сильным влиянием своих бояр, и в первую очередь шурина – тысяцкого Василия Вельяминова).

За время отсутствия святителя Алексия в Москве умер великий князь Иоанн Иоаннович , и святитель Алексий оказался фактически одним из регентов при малолетнем Димитрии (род. в ). В этих условиях в первую половину правления великого князя Димитрия Иоанновича роль святителя Алексия, бывшая значительной уже в годы «тихого и кроткого» Иоанна Иоанновича, еще более возросла (хотя до смерти в княгини-матери традиционно сильным оставалось влияние ее брата – московского тысяцкого). Ярлык на великое княжение владимирское получил суздальский князь Дмитрий Константинович , и юный московский князь временно лишился многих территориальных приобретений – «купель» своего деда Ивана Калиты . Возможностью нового подъема Московское княжество и его династия во многом обязаны святителю Алексию, связавшему с ними судьбу митрополии и использовавшему в их интересах свой авторитет Первосвятителя. Это был глубоко осознанный выбор, сделанный задолго до регентства при князе Димитрии Иоанновиче.

В качестве церковного и государственного деятеля святитель Алексий стоял у истоков успешной борьбы Великого княжества Московского против ордынского ига. Лояльно относясь к верховной власти мусульманских правителей, он в то же время последовательно проводил политику, направленную на создание союза русских княжеств, могущего противостоять заметно ослабевшей во 2-й половине XIV в. Орде . Впервые такой союз, включивший в себя и отдалённый Новгород, был испытан в совместном походе русских князей на Тверь в г.; после заключения мирного договора с Москвой и признания главенства великого князя Димитрия Иоанновича к нему присоединилось и Тверское княжество . О значительной роли святителя Алексия в общерусской политической жизни свидетельствует возникновение с его времени практики скрепления митрополичьей печатью межгосударственных соглашений (договор 1 сентября Москвы и Новгорода с побеждённой Тверью). Выступал он и гарантом межкняжеских отношений московского правящего дома. По благословению святителя Алексия в г. был заключен договор между князьями московского дома Димитрием Иоанновичем и Владимиром Андреевичем . В то же время из указанного договора следует, что решающую роль в определении политики московских князей играло боярство. В г. святитель Алексий скрепил своей печатью предъявленное ему первое завещание князя Димитрия, предусматривавшее разделение земель и власти после женитьбы князя Владимира на дочери литовского великого князя Ольгерда. Между и гг. по ходатайству святителя Алексия Димитрий Иоаннович передал Владимиру Андреевичу Лужу и Боровск .

Игоги церковной деятельности святителя Алексия

За почти четверть века возглавления Русской Церкви святитель Алексий поставил 21 епископа , причем на некоторые кафедры дважды, а на Смоленскую – трижды. В бытность митрополитом святитель Алексий всемерно способствовал распространению и упрочению на Руси общежительного монашества . С его именем связано создание и возобновление ряда обителей в Москве и в Митрополичьей области. Кроме Спасо-Андроникова (около 1360), Чудова (около 1365) и Симонова (между 1375 и 1377) монастырей по его благословению (согласно преданию, записанному в 1-й половине XVII в.) в 1360–1362 гг. был основан Введенский Владычный в Серпухове монастырь , возобновлены древние, но пришедшие в упадок Цареконстантиновский под Владимиром и Нижегородский Благовещенский . Монастырское предание приписывает ему также создание Алексеевского девичьего монастыря в Москве для своих сестер (около 1358), хотя это мнение разделяется далеко не всеми исследователями . Относительно 3 последних монастырей нельзя исключить позднего возникновения преданий, имевших целью возвысить значение обители, связав их историю с прославленным Московским святителем. По существу открытым остается вопрос о богослужебном уставе общежительных монастырей в это время, поскольку наиболее ранние дошедшие русские списки Иерусалимского типикона датируются лишь самым концом XIV в.

При святителе Алексие продолжало распространяться почитание святителя Петра . Перед поездкой святителя Алексия в Орду в г. в Успенском соборе в Москве у гроба митр. Петра «зажьглася свеча сама о себе» ; после молебна она была раздроблена для благословения присутствующих. В праздник Успения Богородицы г., по свидетельству летописей, у гроба митрополита Петра исцелился мальчик, немой и с парализованной рукой; святитель Алексий велел звонить в колокола и служил молебен.

Кончина

Под конец жизни святитель Алексий оказался перед проблемой назначения своего преемника. Очевидно, он, как и великий князь Димитрий Иоаннович , противился навязываемой извне кандидатуре Киприана , заблаговременно назначенного в Константинополе, видя в этом победу Ольгерда и неудачу собственной церковной политики (что в тот момент соответствовало действительности, хотя позднее ситуация существенно изменилась). Вероятно, святитель Алексий желал видеть своим преемником человека искушенного, подобно себе, в монашеской жизни. Идеальной фигурой в этом отношении был преподобный Сергий Радонежский , и святитель Алексий мог надеяться силой своего авторитета склонить великого князя к согласию на эту кандидатуру. Однако преподобный отказался от предложения святителя Алексия – согласно житию, из смирения, но, возможно, он не считал себя вправе оспаривать каноничность решения Вселенского Патриарха и относился к Киприану, с которым его связывали добрые личные отношения, как к человеку, вполне достойному возглавить Русскую Церковь после смерти святителя Алексия . В такой ситуации святитель Алексий, по всей видимости, вынужден был согласиться с кандидатурой великокняжеского духовника и печатника Митяя , предложенной великим княем Димитрием Иоанновичем, хотя и не одобрял поставления Первоиерарха из мирян, без продолжительного монашеского искуса. Об отрицательном отношении святитель Алексий к великокняжескому кандидату сообщают источники, либо откровенно враждебные нареченному митрополиту Михаилу («Повесть о Митяе»), либо сравнительно поздние и испытавшие на себе воздействие первых (житие преподобного Сергия Радонежского). Показательно, что пострижение Митяя–Михаила совершил еще при жизни святителя Алексия архимандрит его Чудова монастыря Елисей Чечетка.

Перед смертью святитель Алексий заповедал великому князю Димитрию Иоанновичу погрести себя вне церкви, за алтарем собора в Чудове монастыре . Скончался святитель 12 февраля г. «в заутренюю годину» , на отпевании присутствовало большое число народа, включая епископов, великого князя Димитрия и князя Владимира Андреевича Серпуховского и малолетних сыновей великого князя – Василия и Юрия. По настоянию великого князя Первосвятителя погребли внутри храма, близ алтаря.

Молитвы

Тропарь, глас 8

Яко Апостолом сопрестольна, и врача предобра, и служителя благоприятна, к раце твоей честней притекающе, святителю Алексие, Богомудре чудотворче, сошедшеся любовию в память твою, светло празднуем, в песнех и пениих радующеся и Христа славяще, таковую благодать тебе даровавшаго исцелений и граду твоему великое утверждение.

Ин тропарь, глас 4

Апостольских преемников, архиереев сопрестольниче, России всея пастырю и учителю, всеблаженне отче Алексие, Владыце всех молися мир пастве твоей даровати, и спасение душам, и велию милость.

Ин тропарь, глас 3

Свыше от Бога глас глаголющ услышав, от юности подвизався, мудре, в молитвах, и во умилении, и слезах, во бдениих же и пощениих образ быв добродетели, отонюдуже и дом Духу Пречистому явися. Сего ради Русския митрополии архиерейским саном почтен быв, Христово стадо упасл еси добре, еретическая нападения, не усумнеся, отрази и церкви воздвиже Христови, святителю Алексие, иночествующих лики собра и сих Христови привел еси. Умре же, явися, яко спящ, цел, соблюден бысть пред многими леты, подавая цельбы болящим. Тем молим тя: моли Христа Бога спасти град твой Москву неврежден и страну и православныя люди по велицей Его милости.

Кондак, глас 8

Яко солнце незаходимое, от гроба воссия нам, от мног лет сокровены честным твоя мощи нетленны, святителю Алексие, тобою благодать приемлем: всю бо страну сию и вся ны чудесы и добротою обогащаеши, действом благодати, да поем ти: радуйся, отче, светило России.

Ин кондак, глас 3

Яко светоносная память святителя всем разруши уныние и свет облиста Небесных Даров, всех созывающи на веселие: от Бога бо, святителю Алексие, благодать обрете прогонити недуги и вся человеки исцеляти, и мнихом же степень (монахам же путь) показася.

Молитва 1-я

О, пречестная и священная главо и благодати Святаго Духа исполненная, Спасово со Отцем обиталище, великий архиерее, теплый наш заступниче, святителю Алексие! Предстоя у Престола всех Царя и наслаждаяся света Единосущныя Троицы и херувимски со ангелы возглашая песнь Трисвятую, великое же и неизследованное дерзновение имея ко Всемилостивому Владыце, молися паствы Христовы спасти людей; благостояние святых церквей утверди, архиереи благолепием святительства украси; монашествующия к подвигом добраго течения укрепи; град сей и вся грады и страны добре сохрани, и веру святую непорочну соблюсти умоли, мир весь предстательством твоим умири, от глада и пагубы избави ны, и от нападения иноплеменных сохрани; старыя утеши, юныя настави, безумныя умудри, вдовицы помилуй, сироты заступи, младенцы возрасти, плененныя возврати, немощствующия исцели и везде тепле призывающих тя и с верою притекающих ко святой иконе твоей, усердно припадающих и молящихся тебе, от всяких напастей и бед ходатайством твоим свободи, да зовем ти: о, богоизбранный пастырю, звездо всесветлая мысленныя тверди, тайнаго Сиона необоримый столпе, миродохновенный цвете райский, всезлатая уста слова, Московская похвало, всея России украшение! Моли о нас Всещедраго и Человеколюбиваго Христа, Бога нашего, да в день страшнаго пришествия Его шуияго стояния избавит нас, и радости святых причастники сотворит со всеми святыми во веки. Аминь.

Молитва 2-я

О священнейший отче, святителю Христов Алексие, пастырю и учителю наш, не отрини нас (имена), с верою притекающих к твоему заступлению, но скоро потщися помолитися Царю царствующих и Господу господствующих, да избавит стадо Свое от волков, губящих е, и всяку страну христианскую огради и сохрани святыми твоими молитвами от мирскаго мятежа и труса, нашествия иноплеменник и междоусобныя брани, от глада же и губительства, потопа и меча, и огня, и напрасныя смерти, и якоже исцелением от слепоты царицы агарянския спасл еси отечество твое, тако помилуй и нас, умом, словом и делом во тьме греховней сущих, и избави нас гнева Божия и вечныя казни, яко да твоим ходатайством и помощию, Своим же милосердием и благодатию, Христос Бог тихое и безгрешное житие даст нам пожити в веце сем и на Страшнем судище Своем сподобит деснаго стояния со всеми святыми. Аминь.

Труды

Святитель Алексий является автором Послания и грамоты на Червленый Яр, Поучения христианам нижегородских и городецких пределов и Устава о новых постах. Послание и грамота связаны со спором между Рязанским и Сарайским епископами о епархиальной принадлежности Червленого (Черленого) Яра. Вопрос этот уже разбирался ранее митрополитом Феогостом и был решен в пользу Рязанского епископа, но при новом митрополите возник вновь. Святитель Алексий подтвердил решение своего предшественника, снабдив грамоту учительным посланием. Евфимий Чудовский, который в кон. XVI в. . В нем митрополит, по согласию с князьями Димитрием Иоанновичем и Владимиром Андреевичем, устанавливает новые седмичные посты перед днями памяти великомученика Димитрия Солунского (26 окт.), «осенним Юрьевым днем» (26 ноября) и перед памятью святых князей Бориса и Глеба (24 июля). Дата выдачи уставной грамоты в сочетании с выбором святых мучеников (Димитрий Солунский – небесный покровитель великого князя Димитрия Иоанновича, Георгий наряду с Борисом и Глебом традиционно считался покровителем русских. князей) заставляет предполагать связь учреждения новых постов с неудачным походом Ольгерда на Москву в ноябре– декабре 1368 г. и с надеждой на заступничество святых воинов-мучеников и в дальнейшем. Однако эти новые посты, установленные святителем Алексием, не вошли в практику Русской Церкви, возможно, отчасти это связано с общей тенденцией снижения интереса к наследию святителя Алексия в 90-х гг. XIV , переписанном в ростовском Григорьевском затворе, текст приписан «митрополиту всея Руси», имя которого выскоблено и в XVII в. заменено на святителя Алексия («Алексия святаго»). Исторические реалии, которые позволяли бы отождествить автора поучения с конкретным святителем, в тексте отсутствуют. Исходя из датировки Уваровского списка можно предполагать, что исходно в заглавии поучения стояло имя др. Русского митрополита XIV в.– нареченного Михаила (Митяя) или Пимена (имена Феогноста и Дионисия не было нужды заменять, а сочинения Западнорусского митрополитов Феодорита и Романа едва ли были известны в Ростове), лишь позднее замененное на прославленное и авторитетное имя святителя-чудотворца Алексия. Менее вероятно, что другое имя было написано в заголовке Уваровского списка по ошибке и при сверке его с другими списками в XVII , с именем святителя Алексия принято связывать создание особой редакции перевода на славянский язык Нового Завета (см. Чудовский Новый завет), выполненного несомненно в Константинополе не позднее кон. XIV в. Хотя к наст. времени исследователи не считают этот кодекс автографом святителя Алексия и отказались от его датировки г., временем второй поездки святителя в Константинополь (судя по снимкам, кодекс, пропавший в г., написан несколькими почерками, явно более молодыми, чем сер. XIV в.,– скорее ближе к концу столетия), в филологической лит-ре высказывается гипотеза о существовании в окружении митрополита (возможно, в Чудовом монастыре) группы переводчиков, связанных с Константинополем и переведших помимо Нового Завета также «Устав литургии» Патриарха Филофея, Служебник и Триоди, подготавливавших, т. о., переход богослужения Русской Церкви (первоначально, вероятно, в общежительных монастырях, прямо или косвенно связанных со святителем Алексем) со Студийского

Сочинения

  • Грамота митрополита Алексия на Червленый Яр боярам, баскакам, духовенству и мирянам о подсудимости их Рязанскому епископу // АИ. Т. 1. № 3. С. 3–4; ПДРКП. Ч. 1. № 19. Стб. 167–172;
  • Поучение Алексия митрополита от Апостольских деяний к христолюбивым христианом // ПрТСО. 1847. Ч. 5. С. 30–39;
  • Невоструев К. Вновь открытое поучительное послание святого Алексия, митрополита Московского и всея России // ДЧ. 1861. Ч. 1. С. 449–467;
  • Леонид [Кавелин], архим. Село Черкизово // Моск. вед. 1882. 17 июня. № 166. С. 4;
  • Холмогоровы В. и Г. Радонежская десятина (Московского уезда) // ЧОИДР. 1886. Кн. 1. С. 30. Примеч. 2;
  • Слово преосвященного Алексия митрополита // Макарий. История РЦ. Кн. 3. С. 543–544. Коммент. 160.

Источники

  • ПСРЛ. Т. 2. С. 29–25; Т. 6. С. 325–330; Т. 12. C. 253, 257; Т. 13. Ч. 1. С. 31–33, 39–40, 84, 91–92,153, 239, 283; Т. 15. Вып. 1. Стб. 61, 66, 74–76, 81, 84, 87, 100, 105, 110, 111, 120, 121, 123–124, 126; Т. 20. С. 271–276; Т. 21. Ч. 2. С. 346–386; Т. 25. С. 180, 269, 277, 287, 330; Т. 29. С. 16–17; Т. 34. С. 200;
  • Житие митрополита всея Руси святого Алексия, составленное Пахомием Логофетом / ЧОЛДП. СПб., 1877–1878. Т. 4. № 1–2;
  • Службы и акафист иже во святых отцу нашему Алексию митрополиту, всея России чудотворцу. М., 1891;
  • Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа / Труд святителя Алексия, митр. Московского и всея Руси. М., 1892;
  • Шляков Н. Житие св. Алексия, митрополита Московского, в пахомиевской редакции // ИОРЯС. СПб., 1914. Т. 19. Кн. 3. С. 85–152;
  • Настольная грамота Патриарха Филофея Алексию от 30 июня 1354 г. // РИБ. Т. 6. Прил. № 9. Стб. 41–52;
  • Грамота патриарха Филофея к свт. Алексию с призывом помириться с князем // Там же. Прил. № 28;
  • Грамота к вел. кн. тверскому Михаилу с призывом помириться с митр. Алексием // Там же. Прил. 29;
  • Соборное определение Патриарха Нила о незаконности поставления Киприана митр. Киевским // Там же. Прил. 30;
  • Кучкин В.А. Из литературного наследия Пахомия Серба: (Старшая ред. Жития митрополита Алексея) //Источники и историография славянского средневековья. М., 1967. С. 242–257;
  • Прохоров Г. М. Повесть о Митяе: Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. Л., 1979. С. 216–218;
  • Ярлык Алексия от Тайдулы // РФА М., 1987. Вып. 3. С. 593. № 9.

Литература

  • [Горский А. В.]. Святый Алексий, митр. Киевский и всея России // ПрТСО. 1848. Ч. 6. С. 89–128;
  • Каменский А. Святитель Алексий // Странник. 1894. Авг. С. 421–444; Сент. С. 1–25; Окт. С. 197–211; Нояб. С. 405–421; Дек. С. 601–618;
  • Муретов М. Д. Церковно-практическое и научно-богословское значение славянского перевода Нового Завета в труде святителя Алексия, митрополита Киево-Московского и Всероссийского // БВ. 1897. Нояб. С. 177–199; Дек. С. 375–414;
  • Соколов Пл. Русский архиерей из Византии и право его назначения до начала XV в. К., 1913. С. 318–466;
  • Лихачев Н. П. Два митрополита // Сб. ст. в честь Д. Ф. Кобеко. СПб., 1913. С. 1–8;
  • Орешников А. Перстень св. Алексея митрополита // SK. 1928. Т. 2. С. 171–186;
  • Карташев. Очерки. Т. 1. С. 307–323;
  • Семенченко Г. В. духовная грамота митрополита Алексея: (К изучению истории раннего завещательного акта Северо-Восточной Руси) // Источниковедческие исследования по истории феодальной России. М., 1981;
  • Флоря Б. Н. Борьба московских князей за смоленские и черниговские земли во 2-й пол. XIV в. // Проблемы исторической географии в России. М., 1982. Вып. 1;
  • Кучкин В. А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X–XIV вв. М., 1984. С. 242–256;
  • Прохоров Г. М. Алексей (Алексий), митр. всея Руси // СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 25–34;
  • он же. Житие Алексея митрополита // Там же. С. 243–245;
  • Мейендорф И. Ф., прот. Византия и Московская Русь: Очерки по истории церк. и культурных связей XIV в. П., 1990;
  • Пентковский А.М. Из истории литургических преобразований в Русской Церкви в третьей четверти XIV в. // Символ. 1993. № 29. С. 217–238;
  • Петров Д. А. Утраченные памятники архитектуры XVI в. в новгородских монастырях // Новгородские древности. М., 1993. (Архив архитектуры; Вып. 4). С. 186–192;
  • Баталов А. Л. Московское каменное зодчество конца XVI в. М., 1996;
  • Шевченко И. И. Некоторые замечания о политике Константинопольского Патриархата по отношению к Восточной Европе в XIV в. // Славяне и их соседи. М., 1996. Вып. 6;
  • Макарий. История РЦ. Кн. 3; Клосс Б. М. Житие Сергия Радонежского. М., 1998. С. 38–48;
  • Кучкин В.А. Первая договорная грамота Дмитрия Донского с Владимиром Серпуховским // Звенигород за шесть столетий. М., 1998;
  • Пресняков А.Е. Образование Великорусского государства. М., 1998. С. 199–217;
  • Алексеев А.А. Текстология славянской Библии. СПб., 1999. С. 191–195;
  • Петров Д.А. Проблемы исторической топографии Новгорода. М., 1999. С. 57;
  • Афанасьева Т. И. Литургия преждеосвященных Даров в славянской рукописной традиции XII–XV вв.: (Лингвотекстол. анализ): АКД. СПб., 2000. С. 10, 18–19.

Использованные материалы

  • Фрагмент статьи I тома «Православной энциклопедии»
    • http://sedmitza.ru/index.html?sid=77&did=41329&p_comment=belief
  • http://www.samara.orthodoxy.ru/Molitva/Molitva/Svyatie/Aleks_Ms.html

    ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 120–121

    ГИМ. Чуд. № 18. Л. 165 об.– 167

    БАН. Собрание епископа Павла (Доброхотова). № 18. Л. 205

    Напр., в Ефросинове сборнике – РНБ. Кир.-Бел. 6/1083 Л. 327 об.– 336 об.; РГАДсвт. Алексий РО МГАМИД. № 453. Л. 304–309 об.

    ГИМ. Увар. № 589–4 (Царск. № 361). Л. 64 об.– 69 об.

    Оригинал и копия грамоты воспроизведены фототипически в приложении к изд.: Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа / Труд святителя Алексия, митр. Московского и всея Руси; Фототип. изд. Леонтия, митрополита Московского. М., 1892

Святой Алексей (родился в 1292 или 1300 – умер 12 февраля 1378) – митрополит всероссийский (1354-1378). Отец его, черниговский боярин Фёодор Бяконт, переселился в Москву со своей разорённой родины при князе Данииле Александровиче . (Боковыми ветвями рода Бяконта стали потом знатные семьи Плещеевых, Игнатьевых и Жеребцовых). Старшего сына боярина Фёдора звали Елевферием, крёстным его отцом стал сын князя Даниила, Иван (впоследствии – князь Иван Калита). В юности Елевферий проявил большие способности в учении и склонность к уединенно-созерцательной жизни. На 20-м году жизни Елевферий постригся в московском Богоявленском монастыре под именем Алексея (Алексия) и поступил здесь под руководство опытного старца Геронтия. Через 20 лет монашеской жизни и книжной подготовки инок Алексей выступил на общественное поприще. Тогдашний митрополит Феогност , вероятно, по совету его друга Стефана , брата Сергия Радонежского и княжеского духовника, поручил Алексею заведовать судебными делами церкви. Эту должность он исполнял 12 лет, изучив за это время греческий язык. 6 декабря 1352 г. Феогност посвятил Алексея во епископа Владимирского. В следующем 1353 г. скончались от моровой язвы («чёрной смерти», ходившей тогда по всей Европе) митрополит Феогност и великий князь Симеон Гордый , заповедав перед смертью передать митрополичью кафедру Алексею.

Алексею пришлось вынести борьбу за митрополичий престол с другими кандидатами: Феодоритом, рукоположенным в этот сан болгарским патриархом, и Романом, посвященным в Константинополе по проискам некоторых удельных князей, не желавших возвышения Москвы . Вследствие этого Алексею пришлось два раза ездить в Константинополь, где патриарх Калласт утвердил его «архиепископом Киева и великой России с титлом всечестного митрополита и экзарха». Устроив в России церковные дела, пришедшие вследствие моровой язвы и удельных распрей в крайнее запущение, Алексей принял горячее участие в политическом благоустройстве своей родины, страдавшей от татарского ига и усобиц. С опасностью для жизни он два раза ездил в Золотую Орду . В первый раз, в августе 1357 г., митрополит излечил там слепую Тайдулу – жену хана Джанибека . Во второй раз он был в Орде в 1358, когда «добрый хан» Джанибек скончался, и его место занял свирепый Бердибек, убивший при воцарении 12 своих братьев. По словам летописи, «многу истому приим святитель Алексей от татар в это время» и только «с Божиею помощию и пречистою его Матере молитвою цел и здоров от насилья поганых возвратился на Русь». Однако митрополиту удалось не только умилостивить свирепого Бердибека, собиравшегося снова опустошить Россию, но и выхлопотать от него ярлык для охраны русского духовенства и его освобождения от сборов и налогов.

Митрополит Алексей (Алексий) Московский, икона. Ок. 1690-х гг.

С января 1358 по июнь 1360 г. Алексей прожил в разоренном Киеве, занимаясь восстановлением церквей и монастырей. С 1359 г., со смертью великого князя Ивана II Красного , святитель сделался опекуном его 9-летнего сына Дмитрия (потом названного Донским). Митрополит помог мальчику-Дмитрию получить в 1362 г. ярлык на великое княжение вместо суздальского князя Дмитрия Константиновича , который в 1359 на три года завладел этим титулом, отняв его у Москвы. Митрополит Алексей всячески содействовал укреплению московского главенства над Северо-Восточной Русью. Смиряя в пользу Москвы строптивость удельных князей, он не останавливался перед решительными мерами, вплоть до закрытия церквей, как это сделал по его поручению Сергий Радонежский в Нижнем Новгороде во время распри тамошних князей с москвичами. Вместе с тем митрополит деятельно занимался постройкой монастырей. В 1361 г. он основал в Москве женский Алексеевский монастырь; в том же году на берегу Яузы – монастырь во имя нерукотворенного образа Спасителя, где первым настоятелем был ученик преподобного Сергия - Андроник, отчего монастырь получил название «Спасоандрониевского». В 1362 г. митрополитом был основан Владычний монастырь в трёх верстах от Серпухова, в 1365 г. – восстановлены два древних монастыря – Благовещенский в Нижнем Новгороде и Константино-Еленский во Владимире.

Митрополит Алексий Московский был покровителем державы и правящей династии. В этой статье Вы найдете житие и иконы, посвящённые Святителю.

Митрополит Алексий Московский чудотворец

В сердце Кремля, в величественном – древней усыпальнице московских святителей вдумчивый богомолец, вспоминающий о начале Московской Руси не найдет одной могилы – одно имя выпадает из общей череды. Это имя митрополита Московского Алексия.

Здесь покоятся его непосредственные предшественники митрополиты Петр и Феогност, преемник – митрополит Киприан, чей путь на русскую митрополичью кафедру был особенно тернист и сложен, и многие другие, но чтобы молитвенно поклониться мощам святителя Алексия, нам придется отправиться в другой храм – в Богоявленский (Елоховский) собор. Туда, где рядом со своим небесным покровителем ныне покоится и .

Святитель Алексий – не тот человек в истории Русской Православной Церкви, рассказ о котором можно уместить в двух словах или даже в рамках одной статьи. Его жизнь так наполнена драматическими событиями, что они могли бы составить канву захватывающего приключенческого романа, в котором нашлось место всему: путешествиям, пленению, политике, интригам, войнам и чудесам.

На духовном небосклоне святой Руси фигура святителя Алексия как звездами окружена целым сонмом святых не меньшей величины. Те, с кем он соприкасался практически ежедневно, также прославлены Церковью каждый по своим заслугам. , святые благоверные и супруга его Евдокия, в иночестве Евфросиния…

Но кроме духовного, наша история имеет и другие измерения. Жизнь и деятельность святителя Алексия дает нам богатую пищу для размышлений в разных направлениях, поскольку, обращаясь к его личности, мы видим не только святого, монаха, подвижника, архиерея, но и, цитируя современную «Православную энциклопедию», государственного деятеля, дипломата.

Чтобы понять, в какой ситуации пришлось действовать митрополиту Алексию, нужно вспомнить расстановку сил на тогдашней политической арене. Московское княжество еще слабо, с одной стороны оно подчинено Орде, с другой ему постоянно угрожают соседи: Суздальские и Тверские князья.

Стремительно набирает силу княжество Литовское, чьи правители, не оставляя язычества, умело лавируют между Православием и Католичеством, раскалывая русскую митрополию ради собственной выгоды. Кроме того, Русская Церковь не самостоятельна в своих решениях: всё приходится делать с оглядкой на куда московских архипастырей постоянно вызывают для решения спорных вопросов.

Обстановка очень динамична: смерть одного из князей порождает волну претензий и усобиц между другими. Политические весы постоянно качаются, слабеет то одна, то другая сторона: интриги и политическая нестабильность в Византии влечет за собой нестроения на Руси, т.к. два враждующих Патриарха могут поставить на престол разных претендентов.

Ослабление Орды и раздоры среди ханов казалось бы должны сыграть на руку московским князьям, но этим пользуется в первую очередь литовский князь Ольгерд. Бывшие враги завтра становятся кровными родственниками, а родственники – кровными врагами. Человеческий фактор очень силен, и духовному владыке невозможно не принимать чьей-то стороны. Митрополит Алексий сумел сделать свой исторический выбор, еще при жизни своей став покровителем державы и правящей династии.

Высокая судьба, ему, первенцу знатных кровей, сыну боярина Федора Бяконта и его жены Марии, казалось, уготована от рождения. Перебравшись из Чернигова в Москву, семья будущего первосвятителя заняла заметное место среди московского боярства. Младшие братья святителя Алексия стали родоначальниками знаменитых родов Фофановых и Плещеевых. Крестным отцом младенца был княжич Иоанн Данилович (позже получивший прозвище Калита).

По преданию, Господь Сам призвал будущего первосвятителя, во сне пообещав ему, увлекавшемуся ловлей птиц, сделать его «ловцом человеков». Так в возрасте около двадцати лет юноша принял постриг в одном из московских монастырей. Был ли это, как свидетельствует житие преподобного Сергия Радонежского, Богоявленский монастырь в в Загородье (современный Китай-город), достоверно неизвестно, но вероятно тогда инок и познакомился со старшим братом преподобного Сергия Стефаном.

Через много лет, инок Алексий привлек внимание Великого князя Семена Ивановича и митрополита Московского Феогноста, получил назначение на Владимирскую кафедру и вскоре еще при жизни митрополита Феогноста стал считаться его преемником.

Почти год митрополит Алексий дожидался в Константинополе настольной патриаршей грамоты, которая бы официально сделала его митрополитом Киевским и всея Руси. Вскоре ему придется снова возвращаться сюда и подтверждать свои права в споре с литовцем митрополитом Романом, ставленником князя Ольгерда. Не умолчим о том, что в любую поездку, в Константинополь ли, в Орду ли, с пустыми руками никто не отправлялся.

Князь Ольгерд, один из лучших военачальников своего времени, был сильным и опасным соперником православной Москвы. Московский летописец с восхищением отмечал, что этот князь «не пил вина, ни пива, ни кваса, имел великий разум и подчинил многие земли, втайне готовил свои походы, воюя не столько числом, сколько умением». Крестился Ольгерд, по преданию, только на смертном одре, хотя если верить немецким историческим источникам, так и умер язычником.

Именно Ольгерд убедил вернувшегося из ссылки Патриарха Каллиста поставить Романа митрополитом для православных епархий Великого княжества Литовского. В случае отказа литовский князь грозил принять католичество. Именно из тех времен растут горькие корни сегодняшней религиозной ситуации на Украине.

Одна из поездок в Константинополь чуть не стоила митрополиту Алексию жизни: на обратном пути его корабль попал в бурю, святитель чудом уцелел, дав обет выстроить монастырь в честь того праздника, в который он ступит на землю. Такова история основания Спасо-Андроникова монастыря в Москве.

Часто приходилось митрополиту Алексию бывать и в Орде. Особо известен эпизод исцеления им ханши Тайдулы от глазной болезни. С Ордой святитель всегда стремился поддерживать ровные дипломатические отношения, для ханов же это означало только одно: постоянные подношения и непременная выплата дани.

Управляя своей митрополией, святителю Алексию приходилось много путешествовать и не раз рисковать жизнью. В 1359 году во время смоленско-московско-литовских военных действий, митрополит Алексий отправился в Киев, был захвачен Ольгердом, ограблен и заточен. Милостию Божией святителю удалось бежать в Москву.

Одной из главных заслуг митрополита Алексия стала его опека над осиротевшим Великим князем Дмитрием Иоанновичем, примирение его с претендовавшим на Владимирское княжение князем Дмитрием Константиновичем Суздальским посредством династического брака между отпрысками княжеских родов: Дмитрием Московским и Евдокией Суздальской, дочерью князя Дмитрия Константиновича. Этот политически необходимый брак впоследствии дал Руси двух святых, составивших одну из самых прекрасных и достойных , чей пример особенно востребован в наши дни.

Справедливости ради надо сказать, что потомки Дмитрия Донского не сохранили между собой мира и вели порой жесточайшую борьбу за власть. Думается, одной из причин конфликта стало то, что Василий Дмитриевич, старший сын Дмитрия Донского, оказавшись в плену в Орде, бежал оттуда благодаря князю Ольгерду, который потребовал чтобы наследник Московского престола женился на его дочери. Так литовское влияние проникло в самое сердце великокняжеской семьи и принесло печальные плоды.

Но это случится позже. Пока же Ольгерд, ведущий борьбу с немецкими рыцарями, использует походы на московские земли в качестве легкого пути сбора необходимых для продолжения войны средств. Литовцы огнем проходят по Московской Руси, и в 1368 году осаждают саму Москву. Вместе с Дмитрием Московским и его двоюродным братом Владимиром Серпуховским в осажденной Москве находился и митрополит Алексей. Через два года литовцы снова придут под стены Кремля, но, к счастью, снова не возьмут города.

Будучи регентом при малолетнем князе Дмитрии Московском, митрополит Алексий последовательно проводил политику, направленную на создание союза русских княжеств, могущего противостоять Орде. Не раз посланником митрополита Алексия к князьям становился ни кто иной, как сам Сергий Радонежский, выполнявший трудные дипломатические поручения. Иногда политика требовала очень жестких решений. Так, приглашенного в 1368 году в Москву князя Михаила Александровича Тверского с ведома митрополита Алексия заключили в темницу, хотя прежде князю была обещана неприкосновенность.

Тем не менее, политика Москвы дала свои плоды: государство крепло и развивалось, а бесконечное соперничество князей уходило в прошлое.

Не будем идеализировать отношения святителя Алексия и Великого князя Дмитрия: не во всем они были одинаково единодушны. Предчувствуя кончину, митрополит Алексий желал видеть на первосвятительском месте достойного преемника и надеялся, что им станет Сергий Радонежский, но тот категорически отказался.

Дмитрий Донской имел на этот счет свои планы и, не смущаясь противодействием и осуждением со стороны духовенства, продвигал к первосвятительскому престолу своего ставленника, наскоро постриженного в монахи священника Митяя. Митрополит Алексий не благословлял выбора князя, считая, что епископом может быть лишь инок, прошедший все ступени монастырской жизни.

Великий князь Дмитрий Донской, воспитанный одним святым, долго не смирится с назначением московским митрополитом другого будущего святого – митрополита Киприана. Так история Руси дает нам удивительный урок: человеческие страсти, надежды и упования пред лицем Господа словно выцветают, являя миру совсем другие свои стороны, как на амальгаме проявляя скрытые доселе достоинства и добродетели.

Конечно, наш рассказ о святителе Алексие не полон. Мы не успели рассказать о его вкладе в развитие и укрепление монашеской жизни на Руси, о его письменном наследии. Интересно, например, что в одной из проповедей святитель, обращаясь к пастве вполне по-современному призывал ее к благоговейной тишине в храме…

Надеемся, наш рассказ хоть немного приподнимет перед читателем полог прошлого, и за суховатыми и высокопарными словами житий мы увидим не только сильного духом, талантливого архипастыря, правившего церковным кораблем, но умелого государственного кормчего.

Вы прочитали статью Святитель Алексий Московский: житие, молитва, икона . Читайте также:

Святитель Алексий происходил из боярского рода Черниговского княжества и назывался в мире Елевферием. Он родился в 1300 году (по другим данным — в 1292, 1293, 1304 году) и с малых лет отдан был учиться грамоте. «Бог преж-де избра от юности пастыря овцам и учителя велика» и рано открыл будущему святителю его высокое предназначение. На двенадцатом году жизни Елевферий раскинул сети для ловли птиц, незаметно для самого себя задремал и вдруг явственно услышал голос: «Алексий! Что напрасно тру-дишься? Ты будешь ловить людей». С этих пор отрок стал задумчив, молчалив, оставил детские игры и охотнее начал читать Божественные книги. Наклонность к душеспасительному чтению и молитве росла в нем с каждым годом, и скоро самым пламенным желанием его стало вступить в монастырь, чтобы совершенно посвятить себя Богу.

И в 1320 году вступил в Богоявленский монастырь в Москве и тогда же пострижен был с именем Алексий — на 20-м году. Двадцать лет пробыл Алексий в Богоявленском мона-стыре, изнуряя себя постом и бдением, молитвами и слеза-ми, изучая Святое Писание, совершенствуясь и возвышаясь в духовной жизни. Наставником и руководителем его был старец Геронтий, опытный в духовной жизни. Стефан, брат преподобного Сергия, поступивший в обитель Богоявлен-скую, с 1337 года был духовным братом его: они вместе певали на клиросе и духовно любили друг друга. Митрополит Феогност любил Стефана, Геронтия и Алексия и по временам призывал их к себе для духовных бесед. Впоследствии митро-полит поставил Стефана в игумена обители, а Алексия, оценив его добродетели и высокие дарования, приблизил к себе, поручив ему управление судебными делами Церкви. При таком отношении к святителю-греку у Алексия появилась необходимость знать греческий язык, разговорный и письменный. При занятиях судебными делами он коротко узнал людей и их слабости и приобрел обширные и точные сведения о церковных законах. Двенадцать лет отправлял он судейскую должность, с званием наместника митрополичьего.

В конце 1352 (1350) года владыка Феогност посвятил Алексия в епископа Влади-мирского. Митрополит и великий князь Иоанн Иоаннович положили, на общем совещании, быть блаженному Алексию преемником Феогноста на митрополичьей кафедре. Об этом избрании тогда же написано было в Константинополь с просьбой «не поставлять никого другого в митрополита России, как преподобного Алексия, который много лет был наместником и жизни весьма добродетельной».

Сделавшись в 1354 году митрополитом, святой Алексий стал с неутомимой ревно-стью заниматься церковными делами. В то время Русская Церковь раздираема была великими нестроениями и распрями в частности, из-за претензий митрополита Литвы и Волыни Романа, который требовал себе доходов от Тверского епископа. Святителю известно было, что хотя при митрополите Феогносте испрашивали себе особого митрополита, но это было не надолго, да и не в том виде, как хотел Роман.

И чтобы положить конец смутам и тревогам, смиренный святитель отправился в 1356 году в Константинополь, туда же явился и Роман. Патриарх Каллист подтвер-дил Роману, чтобы был он митрополитом Литвы и Волыни, а Алексию предоставил считаться архиепископом Киева и великой России, и с титлом «всечестнаго митрополита и экзарха». На обратном пути поднялась страшная буря на море: волны катились, как горы, и корабль каждую минуту готов был исчезнуть в бездне. Все бывшее с митрополитом отчаивались в спасении. Святитель молился, молился усердно, дав обет соорудить храм во имя святого того дня, в который корабль пристанет к берегу. Господь услышал молитву святителя. Настала тишина, и ко-рабль пристал к берегу 16 августа. Итак святитель остался обетным должником Всемилостивому Спасителю.

В Москве приняли ожидаемого святителя с восторгами радости. И он с ревностью обратился к делам митрополии. Несколько епархий оставалось без архипастырей, умерших от моровой язвы. Он посвятил епископов в Ростов, Смоленск и Рязань. В то же время низложил он Сарайского епископа Афанасия за распоряжение в чужой епархии и посвятил в Сарай Иоанна. Всячески заботясь о своей пастве, устраивал общежительные монастыри (по образцу Троицкого, основанного преподобным Сергием). Святитель Алексий много трудился для умиротворения смут и междоу-собиц, налаживал отношения с ордынскими ханами.

Слава о святой жизни митрополита Алексия дошла до столицы татарского хана. Жена хана Джанибека Тайдула впала в тяжкую болезнь и ослепла. Никакие врачевания не могли возвратить ей зрение, и она решилась обратиться к святителю Алексию, о котором слышала, как о святом муже. В Москву явилось посольство от хана с письмом к великому князю. «Мы слышали, — писал хан, — что есть у вас служитель Божий, который если в чем попросит Бога, Бог слушает его. Отпустите его к нам, и если его молитвами исцелеет моя царица, будете иметь со мною мир; если же не отпустите его, пойду опустошать вашу землю». Смутился смиренный святитель, когда великий князь передал ему грамоту хана и просил исполнить его волю. Любовь к отчизне и святой Церкви не дозволяла отказаться от исполнения воли грозного хана; но как смиренному принять на себя такое великое дело? «Прошение и дело превышают меру сил моих, — говорил святитель князю, — но я верю Тому, Который дал прозреть слепому, не презрит Он молитвы веры». Святитель начал готовиться в путь. В соборном храме со всем клиром совер-шил он молебствие перед иконой Богоматери и потом перед ракой святителя Петра. Во время самого моления внезапно перед глазами всех сама собой зажглась свеча при гробе чудотворца Петра. Утешенный Алексий разделил чудесную свечу на части, раздал ее в благословение предстоявшим и, сделав из остатка малую свечу, взял ее вместе с освященной водой для совершения нового молебствия в Орде. Из Москвы отправился он 18 августа 1357 года. С верой твердой шел он в Орду; а вера Тайдулы была укреплена видением. Когда блаженный Алексий был на пути, Тайдула видела во сне мужа, облеченного в святительскую одежду, пришедшего к ней, и с ним других, одетых в ризы. Она повелела устроить одежды того вида, как видела она. Ожидаемый принят был с честью в Орде. Святитель отслужил над болящей молебен с чудной свечой, окропил ее святой водой, и Тайдула стала видеть. При-знательный хан дал святителю в качестве почести перстень, который доселе можно видеть в патриаршей ризнице. Святитель, совершив чудо веры между людьми тьмы, возвратился на родину, а Тайдула много потом ходатайствовала за Русь.

Святая ревность о благе отечества заставила святого Алексия еще раз предпринять тот же путь. Хан Джанибек был злодейски убит своим сыном Бердибеком, который умертвил еще и 12 братьев своих. В Москву явился посол нового хана и требовал от русских князей даров и их самих звал в Орду. Святителя умоляли снова идти в Орду смягчать жестокость Бердибека. Опасность была очевидна. «Но пастырь добрый полагает душу свою за овцы», — сказал себе святитель и отправился по Волге в Золотую Орду. Ему пришлось испытать в Орде много притеснений и скорбей. Но при помощи Божией сумел он снискать благосклонность Бердибека. И признатель-ная Тайдула не могла забыть своего целителя: при ее посредстве исходатайствована была милость для Русского государства и Церкви: святитель Алексий получил от Бердибека ярлык и охрану духовенства русского.

Когда скончался великий князь Иоанн (1359 год), на рамена святителя пала опека над несовершеннолетним князем Димитрием (будущим Донским). И несколько лет он был гражданским и духовным руководителем Руси. Своим умом и обширным образованием, настойчивостью и твердостью характера, благочестивой и строгой жизнью святой Алексий приобрел себе всеобщее уважение. Ревностно заботясь о благочестии всей своей паствы и поучая ее исполнению христианских обязанностей, святитель был учителем и миротворцем князей, ссорившихся между собой за свои владения. Трудами святителя росла и крепла власть великого князя москов-ского. Он возвышал Москву как центр Православия и единения Руси.

Между тем святитель занимался строением обители иночества. В 1361 году основал он женскую общежительную обитель во имя Ангела Хранителя своего Алексия. В том же году основан им на берегу реки Яуза обетный монастырь во имя Нерукотворенного образа Спасителя. Святитель, обращаясь к преподобному Сергию, говорил: «Хочу, чтобы ты уступил мне одного из учеников твоих». И преподобный с любовью отдал ученика своего Андроника в настоятели новой обители. В 1362 году основан святителем владычний монастырь, в 3 верстах от Серпухова. Здесь был первым игуменом ученик его Варлаам, доселе чтимый за благочестивую жизнь. После того исполнил святитель прежнее намерение свое о восстановлении двух древних монастырей: Благовещенского в Нижнем Новгороде и Константино-Еленского во Владимире. В том и в другом введено им общежитие. В 1365 году основана в самом Кремле обитель в честь чуда Архангела Михаила, на месте, подаренном царицей Тайдулой. Это был благодарный памятник чуду, совершившемуся над царицей в день празд-нования чуду в Колоссах (6/19 сентября). Святитель со всей щедростью строил и украсил храм Архангела Михаила. Обеспечил содержание обители, где положил быть полному общежитию. «В Чудовом монастыре, — писал преподобный Иосиф Волоколамский, — блаженный митрополит Алексий посадил честных старцев, испросив одних у святого Сергия, а других взял из иных монастырей, бывших под его рукою; эти иноки жили иночески, жизнью духовною, так, что многие приходили к ним, старые и юные, и получали пользу». Самым надежным наставником был здесь сам святитель. Он любил эту обитель и здесь подвизался, по временам, в посте и молитвах. «Монастырь Михаила чуда приказываю тебе, своему сыну, великому князю Димитрию Ивановичу», — писал святитель. Он же подал совет великому князю построить каменный кремль, безопасный от пожаров и надежный для защиты против неприятеля.

С 1367 года святителю Алексию много надлежало перенести скорбей и трудов по делам тверских князей. Вместе с преподобным Сергием умирил Тверь, и князь Михаил, после пяти лет вражды, вынужден был смиряться перед великим князем Димитрием. Договор заключен был при посредстве святителя Алексия. В нем читаем: «По благословению отца нашего митрополита всей Руси князь тверской дает клятву за себя и за своих наследников признавать великого князя московского старшим своим братом, никогда не искать Владимирской вотчины и не принимать ее от хана».

Митрополит нередко посещал своего пустынного друга преподобного Сергия, и совещался с ним о всем, что касалось церковных дел. Мудрые советы смиренного старца и его святая равноангельская жизнь подали святителю мысль приготовить в лице Сергия достойного себе преемника первосвятительской кафедры. Чувствуя ослабление старческих сил своих, он хотел поступить по примеру своего предшественника митрополита Феогноста, который еще при жизни вместе с великим князем просил патриарха не назначать себе другого приемника, кроме него, то есть Алексия.

И вот он вызвал к себе в Москву преподобного Сергия из его любимого уединения. Пеший идет старец-игумен к своему другу-митрополиту. С любовью встретил святитель пустынного гостя. Среди беседы он вдруг приказал принести золотой «парамандный» крест, украшенный драгоценными каменьями. Он своими руками возложил на Сергия золотой крест, «как бы в знак обручения святительского сана», и сказал: «Я желал бы, пока сам жив, найти человека, который мог бы после меня пасти стадо Христово. Знаю достоверно, что все от Великодержавного до послед-него человека тебя пожелают иметь своим пастырем. Теперь, заблаговременно ты почтен будешь саном епископа, а после исхода моего и престол мой восприимешь».

Глубоко смутило смиренномудрую душу Сергия столь неожиданное предложение старца-святителя. С великим уничижением, даже со скорбью, он стал отрекаться от предлагаемой ему чести, несмотря на долгие уговоры святителя. Тогда прозорли-вый святитель увидел, что если он еще будет настаивать на своем желании, то заставит преподобного Сергия удалиться в какую-нибудь безвестную пустыню, и опасаясь, чтобы совсем не скрылся светильник, тихим светом озарявший и благодатной теплотой согревавшей его паству, переменил разговор. Утешив старца словом отеческой любви, он отпустил его с миром в обитель.

Святитель Алексий достиг глубокой старости, 78 лет, пробыв на кафедре митропо-личьей 24 года. В продолжение служения посвящено им было более 20 архипасты-рей Русской Церкви.

Драгоценным памятником пастырского учения его служат Евангелие, окружное послание к пастве и послание к христианам Нижегородской области. Евангелие святого Алексия, писанное собственной рукой его, хранится в Чудовом монастыре. Оно писано тогда, как святитель был в Константинополе, и, следовательно, тогда, как мог он иметь в руках лучшие списки греческого Евангелия. В окружном поучении святитель, сказав о своей обязанности учить паству и о расположении, с какими паства должна принимать наставления. Всем говорит: «Приходите к иерею, отцу духовному, с покаянием и слезами; отвергните все дела злые и не возвращайтесь к ним. Истинное покаяние в том и состоит, чтобы возненавидеть свои прежние грехи. Оставив все дела свои, без лености собирайся на церковную молитву. Не говорите: отпоем себе дома. Как храмина без огня от одного дыма не может нагреться, так и эта молитва без церковной. Церковь именуется земным небом. В ней закалается Агнец, Сын и Слово Божие, для очищения грехов всего мира; в ней проповедуется Евангелие Царства Божия и писания святых апостолов; в ней престол славы Божией, невидимо осеняемый Херувимами; в ней руками священниче-скими приемлются Тело и Кровь Божественные и преподаются верным во спасение и очищение души и тела. Итак, входя в церковь, вострепещи душою и телом: не в простую храмину входишь. Не дерзайте, дети, прогневлять Бога своими разговора-ми в церкви. Имейте знамение Христово в душах ваших. Знак же для овец стада Божия есть приобщение Тела и Крови Христовой. Вы, дети, как овцы словесного стада, не пропускайте ни одного поста, не возобновив на себе сего знамения, причащайтесь Тела и Крови Христовой».

В послании к Нижегородской пастве научает паству страху Божию. Пастырям говорит: «Не убойтесь лица сильных, запрещайте им обижать меньших. Пусть будет между христианами мир, любовь и правда, не на словах только и на языке, но в сердце чистом и душе прямой. Пишу это не для одних игуменов и иереев, но и для князей и бояр, для мужей и жен, и для всех православных христиан. Имейте, дети, попечение, покорность и послушание к духовным отцам вашим, так как они учат вас полезному и спасительному для души». Святой Церковью святитель прославляется как «питатель вдов, и сирот отец, помощник сущим в скорби всеизряден, плачущим утешение, пастырь и наставник всем заблуждающим», «церковная красото», «великий чудотворец», «светило всея российския митрополии», «златозарная российская звезда».

Святитель Божий окончил земное течение свое 12 февраля 1378 года. Он завещал положить тело его в Чудовом монастыре, указал и место погребения «за алтарем храма» своего, не желая, по смирению, быть похороненным в храме. Но благоче-стивый великий князь Димитрий Иоаннович Донской (1363—1389), глубоко почи-тавший великого святителя, повелел положить тело митрополита Алексия в церкви, близ алтаря. Целебные мощи его открылись спустя 50 лет после его кончины.

Так как первый храм, построенный в Чудовом монастыре самим святителем Алек-сием во имя святого Архистратига Михаила, в память бывшего чуда его в Хонех, был деревянный, то случилось, что крыша его, пришедшая от долгого времени в ветхость, обрушилась во время совершения Божественной литургии, причем по устроению Божию все бывшие в это время в храме остались невредимыми. Тогда великий князь московский Василий Васильевич Темный (1425—1462) повелел построить каменный храм. И когда внутри прежнего деревянного храма стали копать рвы для фундамента нового храма, то нашли мощи великого святителя Алексия неповрежденными и даже одежды на нем неистлевшими. Это было 20 мая 1431 года. С того времени стали чтить память святителя. В новом храме, освященном, как и прежний, во имя Архистратига Божия Михаила, был устроен придел в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, в котором и поло-жили многоцелебные мощи святителя Алексия.

В 1484 году при настоятеле Чудова монастыря архимандрите Геннадии (с 12 декаб-ря 1484 года — архиепископ Новгородский; память 4/17 декабря) в обители началось строительство новой трапезной с храмом во имя святителя Алексия. В 1485 году святые мощи его были перенесены в новый трапезный храм и поставлены у южной стены, где и хранились два столетия. 12 февраля 1535 года, в день памяти святителя, мощи его были переложены в новую серебряную гробницу.

20 мая 1686 года при патриархе всея России Иоакиме († 1690) мощи святителя торжественно перенесли из обветшавшего к тому времени трапезного храма в арку между новоустроенными храмом в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и храмом во имя святителя Алексия, где почивали открыто. Ныне святые мощи покоятся в Богоявленском патриаршем соборе в Москве.

Со времени открытия мощей исцеления и чудеса разного рода обильным потоком текут от святителя Божия.

Память святителя Алексия Русская Церковь торжественно празднует 12/25 февраля — в день кончины, и 20 мая/2 июня — в день обретения и перенесения святых его мощей. Сохранилось в «Иконописном подлиннике» и описание иконы обретения мощей святителя.