Павел васильевич рычагов (ссср). Генерал-лейтенант рычагов павел васильевич Павел рычагов биография

Родился 2 января 1911 года в деревне Нижние Лихоборы (ныне в черте города Москва, Россия) в семье крестьянина. Русский. Окончил неполную среднюю школу. Работал на фабрике упаковщиком.
В Красной Армии - с 1928 года.
Окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС в 1930 году и 2-ю Борисоглебскую военную школу летчиков им. Осовиахима в 1931 году.
После этого стал служить младшим лётчиком в авиационной части. В 1933 году стал командиром звена, а в следующем году командиром отряда.
За время службы совершил более 3000 посадок, в том числе более 500 – ночных, налетал более 170 тысяч километров.
В звании старшего лейтенанта командовал звеном в 109-й истребительной авиационной эскадрилье 36-й истребительной авиационной бригады Киевского военного округа.
Участвовал в национально-освободительной войне в Испании с 20 октября 1936 года по 6 февраля 1937 года, был командиром 1-й эскадрильи, а затем командиром 26-й группы истребителей И-15.
Имел псевдоним «Пабло Паланкар».
В боях над Мадридом был трижды сбит: 7 ноября стрелком бомбардировщика Ю-52, а 16 и 19 ноября - итальянскими истребителями Фиат-32, но всякий раз спасался на парашюте.

«…Мне особенно запомнился Павел Рычагов. Энергичный, порывистый, острый на язык, неудержимо храбрый в бою, он был одним из популярнейших героев национально-революционной войны в Испании.
В одном из воздушных боев Рычагову не повезло: самолет загорелся, и оставалось одно - прыгать с парашютом. Вспоминаю, как Павел еще долго сокрушался по этому поводу и все грозил:
- Того гада, который по мне дал очередь, еще встречу и рассчитаюсь с ним! Я запомнил две последние цифры его бортового номера - 86. Подумать только, «юнкерс» был уже почти моим, но я, вот беда, слишком близко к нему подошел - хотел в упор расстрелять, а фашист меня и опередил - пробил очередью цилиндры двигателей. Высота небольшая, огонь, дым… Решаю прыгать. Кое-как вывалился из кабины. Приземлился удачно - на крышу не грохнулся, на церковный шпиль не наткнулся. Асфальт, правда, был твердоватый, но ничего… Сбросил я парашют, радуюсь, что к фашистам не занесло, а тут ко мне подбегают, хватают, заламывают руки и вопят: «Итальяно! Фасисто!». А я, как на зло, все испанские слова перезабыл, растерялся. Ну, думаю, попал из огня в полымя! Расстреляют, а потом иди доказывай, что ты не верблюд! Наконец, вспомнил одно - единственное слово и стал орать, что было мочи: «Министерио! Министерио!». То есть, хотел сказать, чтобы меня вели в военное министерство, где я всем был знаком, вплоть до министра. Но куда там! «Итальяно! Фасисто!». Хорошо, что в толпе нашелся знакомый, объяснил, кто я такой. Но тут новая беда. Люди, услышав, что я республиканский летчик, руки опустили, но зато начали тискать в объятиях так, что еще немного и задушили бы.
Уж не знаю, удалось ли Рычагову сбить тот самый «юнкерс» с бортовым номером, кончавшимся цифрами «8» и «6», но в сражении под Гвадалахарой он увеличил свой боевой счет на два самолета. И здесь ему снова не повезло. При посадке поврежденный в бою самолет Рычагова скапотировал, и нам пришлось заниматься эвакуацией машины, а затем восстанавливать ее…»
(Из книги «Вместе с патриотами Испании»)

Всего в Испании произвел около 80 боевых вылетов, лично сбил 6 самолетов (5 истребителей и 1 бомбардировщик) и 14 в группе. По другим данным лично сбил 8 самолетов.
Летчики эскадрильи, которой он командовал, сбили около 40 самолетов.
После возвращения из Испании получил звание майора и должность командира 109-й отдельной истребительной эскадрильи. В его части служила и его жена - летчица Мария Петровна Нестеренко.
С декабря 1937 года по апрель 1938 года командовал советской авиации в Китае.
Имел псевдоним «Генерал Баталин».
В боях с японцами сбил 15 самолетов
В марте – апреле 1938 года командовал ВВС Московского военного округа.
14 апреля 1938 года ему было присвоено воинское звание «комбриг».
С апреля (мая) по сентябрь 1938 года был командующим ВВС и членом Военного совета Приморской группы войск Краснознаменного Дальневосточного фронта, затем до 1939 года командовал ВВС 1-й Отдельной Краснознаменной армии.
Участвовал в боях в районе озера Хасан.
9 февраля 1939 года получил звание комдива.
Будучи командующим ВВС 9-й армии участвовал в советско-финляндской войне
11 апреля 1940 года ему было присвоено воинское звание «комкор», а 4 июня - звание «генерал-лейтенант авиации».
В июне 1940 года он был назначен заместителем начальника ВВС РККА, в июле - первым заместителем начальника ВВС РККА, в августе - начальником Главного управления ВВС РККА, в марте 1941 года - командующим ВВС Красной Армии и заместитель народного комиссара обороны СССР.
В апреле 1941 года был снят с должности и отправлен на учебу в Академию Генштаба.
24 июня 1941 года был арестован и необоснованно репрессирован. Вместе со своей женой майором М. П. Нестеренко он был расстрелян 28 октября 1941 года в районе поселка Барбыш (ныне территория детского парка имени Гагарина) под городом Куйбышев (ныне Самара, Россия). Место захоронения не известно.
23 июля 1954 года был реабилитирован посмертно.

Список известных воздушных побед П. В. Рычагова:
04.11.1936 2 Фиат-32 Мадрид лично
05.11.1936 1 Хе-51 Мадрид лично
06.11.1936 2 Хе-51 Мадрид лично
15.11.1936 1 Ю-52 Мадрид лично
06.01.1937 2* Хе-51 Мадрид лично

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 декабря 1936 года, за мужество и героизм, Павлу Васильевичу Рычагову было присвоено звание Героя Советского Союза («Золотая Звезда» № 86).
Награждён двумя орденами Ленина (25.05.1936, 31.12.1936), тремя орденами Красного Знамени (08.03.1938, 25.10.1938, 21.05.1940), медалью «ХХ лет РККА» (1938).

Примечание:
* Предположительно, сбил немецких летчиков лейтенанта Ганса-Петера фон Галлеру и унтер-офицера Курта Кнайдинга. Оба немца погибли.

Р ычагов Павел Васильевич - лётчик-истребитель, командир авиационной эскадрильи в войсках республиканской Испании, капитан.

Родился 2 января 1911 года в деревне Нижние Лихоборы (ныне – территория Северного округа Москвы) в семье крестьянина. Русский. Окончил неполную среднюю школу.

В Красной Армии с 1928 года. В 1930 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1931 году – 2-ю Борисоглебскую военную школу лётчиков имени ОСОАВИАХИМа. С ноября 1931 года - младший лётчик 3-й авиаэскадрильи ВВС Ленинградского военного округа, с сентября 1933 года - командир звена 109-й истребительной эскадрильи 5-й Житомирской авиабригады, с ноября 1935 года - инструктор авиаэскадрильи высшего пилотажа и воздушной стрельбы 8-й военной школы пилотов, командир звена 109-й истребительной эскадрильи 36-й истребительной авиабригады ВВС Киевского военного округа. За личные успехи по освоению новой авиатехники старший лейтенант Рычагов был награждён орденом Ленина.

С 20 октября 1936 года по 6 февраля 1937 года под псевдонимом "Пабло Паленкар" участвовал в боевых действиях в Испании. В многочисленных боях эскадрилья И-15 под его командованием сбила около 40 самолётов мятежников, лишив их господства в воздухе. Лично сбил 8 самолётов (по другим данным 15 самолетов), имел боевой налёт в 105 часов.

З вание Героя Советского Союза старшему лейтенанту Рычагову Павлу Васильевичу присвоено 31 декабря 1936 года за мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга. После учреждения знака особого отличия "Золотая Звезда" ему была вручена медаль № 86.

По возвращении из Испании в марте 1937 года назначен командиром 65-й истребительной эскадрильи, ему досрочно присвоено воинское звание "майор". В 1937 году поступил на учёбу в Военно-воздушную академию имени Н.Е. Жуковского.

В ноябре 1937 года направлен в Китай, чтобы возглавить боевую деятельность советских лётчиков-истребителей в боях с японскими захватчиками. Его испанский боевой опыт очень пригодился в начальный период, так как первые группы истребителей такого опыта не имели, и это негативно сказывалось в воздушных боях. В Китае Рычагов формировал авиационные группы в должности советника по истребительной авиации. Под его руководством был осуществлён ряд авианалётов по аэродромам в Ханьчжоу и Тайване, взбудоражившие весь мир. Разгром базы ВВС на Тайване 23 февраля 1938 года, где было уничтожено около 50-и самолётов и трёхлетний запас топлива, вызвал шоковое состояние у японцев. В течение целого месяца оттуда не взлетали самолёты.

С марта 1938 года - командующий ВВС Московского военного округа. С мая 1938 года П.В. Рычагов – командующий ВВС и член Военного Совета Приморской группы войск Дальневосточного фронта, а с сентября 1938 - ВВС Отдельной Краснознамённой Дальневосточной армии. В боях у озера Хасан в 1938 году он руководил боевыми действиями авиационной группировки. Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва (с 1937). Комбриг (14.04.1938). Комдив (9.02.1939).

Участник советско-финляндской войны: в ноябре 1939 года - марте 1940 года – командующий ВВС 9-й армии.

С июня 1940 года - заместитель начальника, с июля - первый заместитель начальника, с августа - начальник Главного управления ВВС РККА. С марта 1941 года – заместитель Народного комиссара обороны СССР. На одном из заседаний ЦК выступил с резкой критикой новых самолетов обвинив в плохой работе советских авиаконструкторов. После чего в апреле 1941 года снят с поста заместителя наркома обороны и зачислен на учёбу в Академию Генерального штаба. В июне 1941 года провёл секретное инспектирование советско-германской границы.

В первый день войны большое количество советских самолётов погибло на земле, несмотря на то что службы оповещения и посты ВНОС (воздушного наблюдения и обнаружения самолетов) незамедлительно сообщили о приближающемся противнике. «Сталинские соколы» не смогли даже взлететь. В ночь на 24 июня 1941 года П.В. Рычагов арестован на вокзале Москвы, куда срочно прибыл из санатория Сочи. Обвинен в участии в антисоветском военном заговоре. Подвергался пыткам и избиениям, под физическим воздействиям дал признательные показания, от которых затем отказался.

Был без суда расстрелян 28 октября 1941 в посёлке Барбыш (район Самары) по распоряжению наркома внутренних дел вместе с женой Марией Нестеренко (майор ВВС, командир отдельного авиаотряда) и 18-ю другими участниками "заговора". Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1947 года лишен звания Герой Советского Союза.

Посмертно реабилитирован Постановлением Главной военной прокуратуры СССР от 23 июля 1954 года. Восстановлен посмертно в КПСС 19 марта 1963 года. 22 апреля 1969 года восстановлен в звании Героя Советского Союза.

Генерал-лейтенант авиации (4.06.1940). Награждён двумя орденами Ленина (25.05.1936, 31.12.1936), тремя орденами Красного Знамени (18.03.1938, 25.10.1938, 21.05.1940), медалью "ХХ лет РККА" (1938).

Именем П.В. Рычагова названа улица в Северном округе Москвы, на которой стоял дом, в котором жил Герой.

Рычагов Павел Васильевич (1911-1941).

Военный лётчик-ас и военачальник, Герой Советского Союза (31.12.1936 г.), генерал-лейтенант авиации.

Павел Рычагов родился 2 ноября 1911 года в маленькой подмосковной деревне Нижние Лихоборы, ныне в черте Москвы, в семье крестьянина. В детстве он ничем не выделялся среди деревенских мальчишек. Играл в лапту, запускал змея, ходил в школу, увлекался спортом. Окончив неполную среднюю школу, работал на фабрике упаковщиком.
С 1928 года служил в рядах Красной Армии.
В 1930 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС.
В 1931 году окончил 2-ю Борисоглебскую военную школу лётчиков им. ОСОАВИАХИМа. Как лучший её выпускник, получил назначение в 109-ю истребительную авиационную эскадрилью 5-й Житомирской истребительной авиационной бригады Киевского военного округа.
В 1933 году стал командиром звена, а через несколько месяцев командиром авиационного отряда и вывел его в передовые подразделения.
В начале 1936 году за успехи в боевой, политической и технической подготовке старший лейтенант Рычагов был награждён орденом Ленина. В октябре авиаотряд Рычагова в полном составе был отправлен в Испанию.

В течении 4-х месяцев напряжённых боёв, Рычагов пробыл в Испании с 20.10.1936 г. по 6.02.1937 г., совершил около 80 боевых вылетов (общий налёт 105 часов). Эскадрилья истребителей И-15 под его командованием сбила над Мадридом 40 самолётов противника, из них 8 — уничтожил лично их командир.

В начале февраля 1937 года отозван из Испании вместе с уцелевшими лётчиками своего отряда. Присвоено внеочередное воинское звание майор. Он был назначен командиром 65-й истребительной эскадрильи 81-й авиационной бригады.

31 декабря 1936 года за мужество и героизм, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза («Золотая Звезда» № 86) с вручением ордена Ленина.

В декабре 1937 года его избрали депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва.
С декабря 1937 года — старший военный советник по использованию советских лётчиков-добровольцев в Китае во время Японо-Китайской войны (1937-1945), командующий советской авиацией.
В период март-апрель 1938 года командующий ВВС МВО.
8 апреля 1938 года ему было присвоено звание «Комбриг». В мае он становится командующим ВВС и членом Военного совета Приморской группы войск Краснознамённого Дальневосточного фронта и 1-й Отдельной Краснознамённой армии. За участие в боях в районе озера Хасан, он был награждён вторым орденом Красного Знамени (25.10.1938 г.). 9 февраля 1939 года получил звание «Комдив».
В 1938 году по предложению И.В.Сталина Рычагов был принят в члены КПСС без прохождения кандидатского стажа. Рекомендации дали Сталин и Ворошилов.
В 1939 году Рычагов был назначен Командующим ВВС 9-й армии, участвующей в боях советско-финской войны, награждён третьим орденом Красного Знамени (21.05.1940 г.). Затем возвратился на Дальний Восток.
11 апреля 1940 года ему было присвоено воинское звание «Комкор», а 4 июня звание «Генерал — лейтенант авиации».
В июне 1940 года назначен заместителем начальника ВВС РККА.
В июле 1940 года — первым заместителем начальника ВВС РККА.
С августа 1940 года (в возрасте 29-ти лет) назначен начальником Главного управления ВВС РККА.
С февраля по апрель 1941 года — одновременно заместитель народного комиссара обороны СССР по авиации.

П.В.Рычагов известен тем, что будучи заместителем НКО СССР по авиации на состоявшемся 9 апреля 1941 года совещании Политбюро ЦК ВКП(б), СНК СССР и руководящего состава наркомата обороны во главе со Сталиным, посвящённом вопросам укрепления дисциплины в авиации, на вопрос Сталина о причинах высокой аварийности в ВВС, ответил » … вы заставляете нас летать на гробах!»
12 апреля 1941 года Рычагов был снят с должности и направлен на учёбу в Военную академию Генштаба. 24 июня 1941 года арестован НКВД.
Следствие затягивалось и из-за угрозы приближения немцев к Москве многих арестованных по различным делам эвакуировали.
28 октября 1941 года в посёлке Барбыш вблизи Куйбышева была расстреляна группа арестованных офицеров, в их числе П.В.Рычагов.
В 1954 году П.В.Рычагов был реабилитирован посмертно.

Награды:
-медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза № 86;
-два ордена Ленина;
-три ордена Боевого Красного Знамени;
-медаль «XX лет РККА».

Список источников:
Сайт «Герои Страны». Рычагов Павел Васильевич.

Павел Рычагов родился 2 января 1911 года в маленькой подмосковной деревне Нижние Лихоборы, ныне в черте Москвы, в семье крестьянина. В детстве он ничем не выделялся среди деревенских мальчишек. Играл в лапту, запускал змея, ходил в школу, увлекался спортом. Окончив неполную среднюю школу, работал на фабрике упаковщиком.

С 1928 года служил в рядах Красной Армии. Окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС в 1930 году и 2-ю Борисоглебскую военную школу лётчиков им. Осовиахима в 1931 году. Как лучший её выпускник, получил назначение в 109-ю истребительную авиационную эскадрилью 5-й Житомирской истребительной авиационной бригады Киевского военного округа. Служил сначала младшим лётчиком, затем командиром звена, а вскоре - командиром отряда.

Всего за время службы совершил более 3000 посадок, в том числе более 500 - ночных, налетал более 170 000 километров.

Характер Павла Рычагова… Он расскрывался в полётах, напряжённых, каждодневных, порой просто фантастических.

Как - то Павел вылетел с товарищем на . Отработали задание, впереди - посадка. И вот тут - то обнаружили, что одна из лыж приняла вертикальное положение. Как быть? Рычагов передал штурвал сослуживцу, вылез из кабины на плоскость и, держась за стойку самолёта, хладнокровно поставил ногой лыжу в посадочное положение.

А какие чудеса Павел творил при лётных испытаниях поступающих в эскадрилью новых самолётов! Сохранились записки современника Рычагова, знатока авиации Ивана Рахилло:

«Ни один лётчик не в состоянии выдержать такой сумашедший нагрузки, которую выдерживал Рычагов. За один вылет без посадки он выполнял в воздухе до 250 фигур высшего пилотажа. 40 фигур на высоте в 5000 метров. Затем забирался на 6000 - и здесь опять 40, 7000 - ещё 40. Полёт - без кислородной маски, другой бы и без фигур потерял бы сознание на этой высоте. Выполнив положенные 40 фигур, Рычагов немного отдыхал и выполнял ещё 40 петель, переворотов, виражей и боевых разворотов: с земли в бинокль было видно, как его крошечный самолёт неистовствует в прозрачной, недосягаемой высоте. Затем он опускался на 6000 метров и здесь вновь крутил 40 фигур. Этажом ниже - ещё 40!.. У земли, в порядке отдыха и лёгкого развлечения, он легко выполнял 20 - 25 фигур и, наконец, садился. Какое же надо иметь могучее здоровье, чтобы выдержать такой полёт!..»

Летал он действительно превосходно - в один из дней (испытывая ) не выключая мотора, произвёл 110 взлётов и посадок без отдыха. Однажды зимой, один из лётчиков неумело приземлился и свалил всю вину на лыжи: на них мол, точно не рассчитаешь посадку. Рычагов швырнул на полосу свою перчатку, вскочил в самолёт и взлетел. Сделав круг, он приземлился, да так, что лыжей припечатал ту перчатку в снег…

О Рычагове очень быстро заговорили в бригаде. В 1933 году он стал командиром звена, а уже через несколько месяцев возглавил авиаотряд и вывел его в передовые. За личные успехи по освоению новой авиатехники 25 мая 1936 года старший лейтенант П. В. Рычагов был награждён орденом Ленина. Отпраздновал награду своеобразно - провёл длительный полёт в 5 метрах от земли в перевёрнутом положении. Когда его спросили, не страшно ли летать на такой высоте, ответил: «Страшно тому, кто не уверен в своей машине и в самом себе».

Лётной работе Рычагов отдавал всего себя. Даже свою личную жизнь он не мыслил без авиации - женился на . Очередной рабочий день для молодых начинался на одном аэродроме, зачастую одновременно, с восходом солнца и продолжался до заката. Расставания начались, когда Павел начал «странствовать по войнам».

В октябре 1936 года, во главе 14 лётчиков, Павел Рычагов выехал в Испанию. С 20 октября 1936 года по 6 февраля 1937 года был командиром 1-й эскадрильи, а затем командиром 26-й группы . Имел псевдоним «Пабло Паланкар». Его лётчики вошли в состав авиагруппы П. И. Пумпура, которая к ноябрю 1936 года насчитывала около 50 истребителей типа И-15 и И-16. До 6 февраля 1937 года старший лейтенант П. В. Рычагов возглавлял одно из подразделений этой группы, действующей в районе Мадрида.

4 ноября группа Рычагова провела первый бой. В этот день лётчики совершили 4 боевых вылета, сбив 2 бомбардировщика и 3 истребителя, а командир группы открыл счёт своих побед. На следующий день группа сбила ещё 1 бомбардировщик и 3 истребителя. 6 ноября Рычагов одержал ещё 2 воздушные победы. Воздушные бои над Мадридом были чрезвычайно тяжёлыми. Только 7 ноября советские лётчики - истребители совершили более 100 вылетов.

16 ноября 1936 года 13 советских лётчиков вели бой с большой группой вражеских самолётов. В итоге, противник потерял 5 машин и был вынужден повернуть назад. Потери республиканской авиации составили 2 самолёта. В этом бою Павел Рычагов сбил одну машину, но и его «Чайка» была повреждена стрелком «Юнкерса» с бортовым номером кончающимся на «86». Покинув самолёт, он приземлился на парашюте в самом центре Мадрида.

Восторженные испанцы на руках донесли Рычагова к автомобилю, доставили в госпиталь. На другой день в палату к нему вошёл важный, богато одетый человек. Он пылко приветствовал Павла, поздравил его с победой, а в заключение заявил, что дарит советскому лётчику целый пароход лимонов и апельсинов.

Куда мне столько? - удивился Рычагов.

А это уже ваше дело, - улыбнулся испанец. - Вы теперь очень богатый человек и вправе поступать с подарком по своему усмотрению.

Рычагов предложил отправить пароход с товаром испанским детям, эвакуированным в Советский Союз. Так и было сделано.

Немного подлечившись и пересев на новый самолёт, Павел продолжал сражаться.

Всего в боях над Мадридом он был сбит трижды: 7 ноября стрелком бомбардировщика Ju-52, а 16 и 19 ноября - , но всякий раз спасался на парашюте.

По состоянию на 9 декабря 1936 года с 6 победами (3 «Хейнкеля», 2 «Фиата» и 1 «Юнкерс») он был лидером среди советских пилотов. При этом, имел всего около 7 часов налёта на одну сбитую машину противника - рекордная цифра среди пилотов его группы.

Серьёзные успехи привели к тому, что из Испании он был досрочно отправлен на Родину, успев в январе 1937 года добавить к своему боевому счёту ещё 2 победы.

6 января 1937 года И-16 перехватили 14 «Юнкерсов» под прикрытием 20 - 22 «Хейнкелей» и заставили бомбардировщики противника развернуться на обратный курс. Вскоре на помощь И-16 подоспели И-15. В дневнике боевых действий указано общее количество советских истребителей - 24, но командиры эскадрилий сообщают другие цифры. Командир истребительной группы «Т.К.» (к сожалению, идентифицировать его не удалось) написал, что было 15 И-16 и 10 И-15, командир эскадрильи И-15 П. Рычагов отмечал, что к месту боя он привёл 14 И-15:

«Не рассчитывая их (бомбардировщики противника. - Прим. автора.) догнать (моя скорость 300 км, а противника - 280 км), я решил принять участие в происходившем бою И-16».

Подробности боя, как и в большинстве случаев, остались неизвестны. Но об итогах мы кое-что знаем. С республиканской стороны погибли Иван Хованский (его И-16 на высоте 100 метров столкнулся с самолётом противника) и пилот И-15 Хесус Гарсия Уэргидо. Обстоятельства его гибели остаются тайной. Известно, что, пикируя в погоне за «Хейнкелем», его самолёт врезался в землю.

Республиканцы заявили о 7 сбитых «Хейнкелях» (И-16 - 3, И-15 - 4, в том числе командир эскадрильи И-15 лично 1 самолёт сбил и 1 зажёг). 4 вражеских истребителя упали на республиканскую территорию. Немцы, участвовавшие в этом бою, не заявив о победах, признали потерю 2-х лётчиков и самолётов из 3.J/88: от огня И-16 погибли фон Галлера (von Gallera) и Кнайдинг (Kneiding). Кто управлял ещё 2 самолётами, упавшими на республиканскую территорию, неизвестно.

В течении 4-х месяцев напряжённых боёв (Рычагов пробыл в Испании с 20.10.1936 года по 6.02.1937 года, совершил около 80 боевых вылетов (общий налёт 105 часов), эскадрилья И-15 под его командованием сбила над Мадридом 40 самолётов противника, из них 8 - уничтожил лично их командир (во многих источниках общее число побед Рычагова приводится разное: от 15 до более 20).

Список личных побед Павла Рычагова в Испании:

31 декабря 1936 года за мужество и героизм, проявленные в боях с врагами, Павлу Рычагову было присвоено звание Героя Советского Союза («Золотая Звезда» №86) с вручением ордена Ленина.

Георгий Захаров, участник тех боёв, вспоминал позднее:

«С ведущим нам повезло. Многие умели прекрасно летать и отменно дрались, но далеко не каждый лётчик мог быть ведущим. Павел самой природой был создан для этой роли.

То, что он делал в бою, совершенно не поддавалось объяснению. Павел умел определить единственно верный момент, когда следует нападать, всегда выбирал направление удара в самое уязвимое место противника, и способности ведущего сочетались в нём с высоким мастерством рядового бойца - об этом наглядно свидетельствовали 20 сбитых им самолётов.

Рычагов в моей памяти навсегда остался одним из лучших лётчиков - истребителей, каких я знал за свою долгую лётную жизнь…

Едва Рычагов появлялся в поле зрения людей, его сразу же окружало множество людей. Я могу с уверенностью сказать, что в 1937 году вряд ли нашёлся бы ещё один такой командир эскадрильи, который пользовался таким авторитетом у своих лётчиков и известностью в стране. «Золотая Звезда» Героя, два ордена Ленина, орден Красного Знамени за боевую работу - в те дни людей с такими наградами у нас было немного».

В феврале 1937 года Павел Рычагов вернулся в СССР, где ему присвоили звание майора и назначили на должность командира 109-й отдельной истребительной эскадрильи.

С декабря 1937 года по апрель 1938 года командовал советской авиацией в Китае. Имел псевдоним «Генерал Баталии», награждён орденом Красного Знамени (8.03.1938) и медалью «XX лет РККА» (23.02.1938).

В Китае он сам не летал, поскольку от него требовалось умение другого рода, нежели водить группы в бой. И он проявил себя как командир, способный планировать и осуществлять неожиданные и очень ощутимые для врага удары. Под его руководством был нанесён ряд налётов по аэродромам в Ханьчжоу и Тайване, взбудоражившие весь мир. Разгром базы ВВС на Тайване 23 февраля 1938 года, где было уничтожено около 50 самолётов и 3-месячный запас топлива, вызвал шоковое состояние у японцев. В течение целого месяца оттуда не взлетали самолёты.

8 апреле 1938 года ему было присвоено звание комбрига. В мае он становится командующим ВВС и членом Военного совета Приморской группы войск Краснознамённого Дальневосточного фронта и 1-й Отдельной Краснознамённой армии.

…Лето 1938 года. Хасан. Противник всё тот же - японцы. Но на этот раз они совершили агрессию уже против нашей страны, захватив сопки Безымянную и Заозёрную. Павел Рычагов - командующий ВВС Приморской группы Дальневосточного фронта, проявлял нетерпение. Ему до этого не приходилось командовать такой крупной авиационной группировкой (70 истребителей и 180 бомбардировщиков), и он ещё и ещё раз предлагает нанести массированный удар по врагу.

6 августа в 16 часов под прикрытием истребителей первые эскадрильи наших бомбардировщиков появились в оборонительной полосе неприятеля. Несмотря на плотный огонь японских зенитных батарей, самолёты, маневрируя, снижались до 300 метров и, что называется, в упор громили вражеские позиции. Район небольшой - поэтому при подготовке к операции лётчики учились бомбометания с предельно малых высот.

В. С. Блюхер, наблюдавший с КП за действиями авиации, сообщил по прямому проводу Наркому обороны, что сопка Заозёрная «производит впечатление не только взрытой, но буквально скальпированной». Массированные удары авиации тогда во многом определили успех наземных войск.

За участие в боях в районе озера Хасан, он был награждён вторым орденом Красного Знамени (25.10.1938). 9 февраля 1939 года получил звание Комдива.

В 1939 году Рычагов был назначен Командующим ВВС 9-й армии, участвующей в боях Советско-Финляндской войны, награждён третьим орденом Красного Знамени (21.05.1940). Затем возвратился на Дальний Восток.

11 апреля 1940 года ему было присвоено воинское звание Комкор, а 4 июня звание генерал-лейтенант авиации. В июне 1940 года назначен заместителем начальника ВВС РККА, в июле - первым заместителем начальника ВВС РККА.

В августе 1940 года, он 29-летний генерал-лейтенант, был назначен Начальником Главного управления ВВС Красной Армии. С марта 1941 года он уже заместитель Наркома обороны СССР. Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва. Очень высокого мнения о П. В. Рычагове, как о руководителе, был и маршал Г. К. Жуков - человек, как известно, очень скупой на похвалу.

Скуластый, с шевелюрой чёрных волос, в подогнанной по талии гимнастёрке, он в Главном управлении ВВС производил впечатление скорее прибывшего в командировку фронтового лётчика, чем военачальника в Генеральском звании. Да, молод был Рычагов, но молодость - это энергия. За дело он взялся круто. Главная задача, стоявшая перед ним - введение в строй нового поколения самолётов.

Он часто выезжал в части, которые первыми начали освоение самолётов , . Подсказывал, советовал, торопил. В той суровой, опасной обстановке (репрессии не прекращались) резко проявлялся его прямой, взрывной характер. На крупных совещаниях всегда говорил то, что думал. Если был убеждён в идее - отстаивал её до конца.

Так, Рычагов остро поставил вопрос о повышении лётного мастерства пилотов. Однажды группу военных вызвали к Сталину. Тот хотел из первых рук узнать, как идёт освоение новых самолётов. Рычагов, взявший слово, сначала говорил спокойно. Но потом, когда речь пошла о часах налёта, вспылил: «30 часов хватит разве для того, чтобы лётчик разбился. А ему ещё воевать нужно уметь. 120 часов требуется как минимум!»

Сталин, когда стал подводить итоги совещания, заметил: «120 часов налёта… Мальчишеские рассуждения. Мы горючее на ветер не собираемся бросать…» Но, видимо, усилия Рычагова не пропали даром: вскоре состоялся приказ об увеличении часов налёта для боевых лётчиков.

Между тем, обстановка в Руководстве ВВС была напряжена до предела. Авиационные кадры уничтожались, на должности выдвигались всё новые и новые люди. В частности, за 3,5 предвоенных года в ВВС сменилось 5 начальников. Причём сроки их пребывания на этом посту постоянно сокращались. Сменивший Алсниса Локтионов пробыл на этой должности около 2-х лет, Смушкевич - около года, Рычагов - полгода. Не получи он в 1940 году столь высокого назначения, могло сложиться и так, что, мы бы знали ещё одного талантливого авиационного командарма времён Великой Отечественной войны. Ведь за плечами Рычагова были бои в Испании, в Китае, на Хасане, в Финской компании. Да и руководство боевыми операциями - дело ему более знакомое, нежели вопросы строительства ВВС страны.

Сам Павел никогда к власти не рвался, за должности не держался. Уже будучи Начальником ВВС, он в сильном волнении не единожды говорил: «Из войск пришёл, в войска и уйду…» Руководить ВВС в то время было чрезвычайно сложно, по многим вопросам требовалось выходить лично на Сталина. Дерективные указания следовавшие одно за другим, не были скоорденированы между собой, намечались нереальные задачи и сроки их выполнения.

Однажды заместитель командующего авиацией Московского Военного округа генерал Н. А. Сбытов доложил Рычагову о катастрофах и авариях в частях. Рассказал, что из 25 новых самолётов осталось лишь 8. Рычагов ему в ответ: когда не останется ни одной машины - доложим куда следует. За качество машин отвечал Маленков и требовались очень высокие аргументы, чтобы произвести впечатление на Сталина.

Такой случай вскоре представился. На одном из военных советов шла речь о большой аварийности в авиации. Рычагов, когда ему дали слово, встал и сказал:

Аварийность и будет большая, потому что вы заставляете нас летать на гробах!

Это было совершенно неожиданно для всех, наступила абсолютная тишина… Все ждали, что скажет Сталин. Он некоторое время молчал, а затем сказал медленно и тихо, не повышая голоса:

Вы не должны были так сказать! Заседание закрывается…

12 апреля 1941 года Павел Васильевич был снят с занимаемой должности и направлен на учёбу в Военно - Воздушную академию Генерального штаба. В тиши аудиторий Рычагов уже не ждал ничего плохого, надеясь в будущем получить новое назначение. Он не знал, что Берия уже усиленно готовится «расскрыть новый заговор» в Красной Армии и что жертвы он выберет из числа тех, к кому по какой-либо причине охладел Сталин: Г. М. Штерна, А. Д. Локтионова, Я. В. Смушкевича, К. А. Мерецкова… Павел находился в этом ряду.

…В июне в Сочи стояли тёплые дни - благодатная пора для отдыхающих. Павел с женой, совсем беззаботные в этот раз, впервые в последние годы, наслаждались ими. Каждый час отдыха, словно глоток из родника счастья. Встретившемуся товарищу по Испании Емельяну Кондрату, впоследствии генерал-майору авиации, Павел сказал:

Выдался отпуск и махнули, как видишь, на юг вместе. А то ведь моя Мария - как Пенелопа. Вся жизнь её - ожидание. Я же странствую по войнам. А тут перерыв небольшой, как не воспользоваться…

Разговор состоялся в полдень, 21 июня 1941 года. А уже на другой день, во второй его половине, они спешно брали билеты на вечерний поезд до Москвы, понимая, что их место на фронте. Но на фронт они не попали. В Москве, на вокзале Павла и Марию попросили зайти к военному коменданту. Оттуда Мария вышла уже одна. Находившиеся в комнате люди в штатском попросили Рычагова остаться…

А через сутки, 24 июня, на Центральном аэродроме имени М. В. Фрунзе была арестована и Мария - заместитель командира отдельного авиационного полка особого назначения. Предъявленное обвинение: «Будучи любимой женой Рычагова, не могла не знать об изменнической деятельности своего мужа». Для ареста сгодилась и любовь…

Их пытали в столице, выбивая признания в измене, совершении диверсий. В октябре, когда враг был уже на подступах к столице, 20 участников «заговора» переправили в Куйбышев. Туда и полетела с курьером секретная депеша Берии - «Следствие прекратить, суду не предавать, расстрелять немедленно!»

Но следователи ещё не знали содержания «высочайшего решения» и усердно продолжали выбивать показания. Марию допрашивали даже утром 28 октября, за 1 час до того, как всех арестованных вывезли в крытых машинах на расстрел. Погибли Павел Рычагов и Мария Нестеренко вместе, в посёлке Барбыш (ныне территория детского парка им. Гагарина) под Куйбышевым (ныне Самара). Место их захоронения не известно.

23 июля 1954 года П. В. Рычагов был полностью реабилитирован. Его именем названа улица в Москве.

***

«…К нам стали поступать новые истребители И-15. Говорят, что их появление ускорило следующее, унизительное для престижа нашей державы, авиационное происшествие. В Москву прилетел кто-то из видных французских руководителей на своем пассажирском самолёте. Ворошилов решил выделить ему на обратную дорогу до советской границы почётный эскорт истребителей, «знаменитых» И-5, в количестве 2-х звеньев или 6 самолётов. Сразу после взлёта и набора высоты, в пределах видимости с московского Центрального аэродрома, самолёт француза дал полный газ и легко оторвался от наших бессильно трепыхавшихся как воробьи тихоходных и маломощных И-5. Конечно, это не прибавило авторитета нашей державе как союзнику Франции. Клим Ворошилов громко ругался и критиковал такую авиационную технику, лишний раз, склоняясь к преимуществам кавалерии, где наши кубанские и донские кони были впереди всех на полкорпуса.

Летал Пашка Рычагов здорово: смело, расчётливо и в то же время раскованно. Он одним из первых стал осваивать истребитель И-15 с мотором М-25 и вскоре пообещал показать нам, на что он способен. Мы его подначивали в ответ, утверждая, что на наших «гробах» много не покажешь. Но на следующий день, во время полётов, я сразу уже на взлёте узнал лётный почерк Рычагова. Именно этот плотный крепыш всегда так резко и уверенно поднимал машину вверх. Старт аэродрома был разбит в сторону Поста - Волынского, на запад. Рычагов долетел до Поста - Волынского, сделал коробочку вокруг Жулян и зайдя со стороны бомбохранилища, положил самолёт на бок, с креном в 90 градусов, мотором слегка вверх при немного опущенном хвосте. Именно в таком положении Пашка промчался на высоте 20 метров над стоянкой наших самолётов на аэродроме, поднимая продолговатое облако пыли - дело было в Июле 1936 года. Потом, поднявшись метров на 50, Пашка сделал 2 бочки.

Все ахнули возможностям машины и бесшабашности пилота. Откажи на мгновение мотор, и они за кампанию, врезались бы в землю. Но это не было хулиганством. Дело в том, что месяца за 2 до этого на большом совещании авиационного руководства в Москве, на котором присутствовал Сталин, анализировались первые, невесёлые для нашей авиации, итоги боевых действий в Испании. Говорить об отсталости нашей материальной части было не принято и как обычно, кто-то из сталинских холуев, стал валить вину на лётчиков, которые, вроде бы, побаиваются летать. Авиационное руководство же, оправдывалось массой запретов, которые существуют в нашей авиации, во избежание лётных происшествий. Сталин запреты не отменил, но глубокомысленно заявил, что техникой нужно владеть так, чтобы играть ею в воздухе. Об этом, как всегда банальном выражении нашего штатного гения нам с глубоким почтением, сообщил командующий ВВС Киевского Особого Военного Округа Ф. Ингаунис, присутствовавший на том совещании. Так что, получалось, Пашка не хулиганил в воздухе, а выполнял указания вождя - вот что значит взгляд на вещи.

Вскоре в жизни Пашки произошло 2 серьёзных события. Во-первых, он женился на пилотессе Марии Нестеренко, щупленькой, чёрненькой и смуглой, не ахти красивой женщине, направленной в их отряд, в ходе начавшейся тогда шумной кампании по овладению женщинами тракторами и самолётами. По идеологической задумке, эти противоестественные и опасные для здоровья женщины занятия, зато очень полезные на случай войны, должны были означать полное торжество женского равноправия в первой в мире стране победившего социализма, недавно принявшей такую славную Конституцию, которую, впрочем, мало кто читал и обращал на неё внимание. Во-вторых, Пашку послали в Испанию, где он пробыл недолго, месяцев 6, но успел неплохо себя показать в бою. Наши политрабочие с пеной на губах плели, что Пашка сбил в Испании не то 10, не то 20, не то 30 самолётов.

Сам Пашка, вернувшийся из Испании в звании Капитана, побывавший в самом Париже, где заглянул, по его рассказам в публичный дом (и такое там видел), на гимнастёрке которого сверкал эмалью орден Ленина и светилась «Золотая Звезда» Героя Советского Союза, в ответ на наши вопросы отмалчивался, и только махал рукой. Это говорило о порядочности Пашки и его трезвой голове, хотя он и любил выпить. Слишком много товарищей погибло рядом с ним: мой хороший друг Ковтун, многие другие наши общие знакомые. На этом фоне трескучие рассказы о подвигах «испанцев» звучали святотатством. Хотя некоторые из этих лётчиков, которых вытащили из испанской, воздушной мясорубки, в качестве образцово - показательных экспонатов, совсем потеряли голову и плели невероятное.

Например, маленький блондин, лётчик Лакеев из нашей истребительной эскадрильи тоже получивший Героя. Но ему не повезло - фамилией дальше не вышел. Селекция героев производилась и по фамилиям: не было среди них Коровиных и Дерюгиных, а были благозвучные Стахановы и боевые Рычаговы, которым предстояло переворачивать мир капитала. В начале уже нашей серьёзной войны, большинство «испанцев» имели весьма жалкий вид и нрав, практически не летали. Зачем рисковать головой, увенчанной такой громкой славой? Такими были командир дивизии Зеленцов, командир полка Шипитов, командир полка Грисенко, командир полка Сюсюкалов. В начале Отечественной войны мы ожидали от них примеров того, как надо бить «Мессеров», которые нас буквально заклевывали и которых эти былинные герои в своих рассказах десятками уничтожали в испанском небе, но слышали от них в основном комиссарское подбадривание: «Давай, давай, вперёд братишки. Мы уже своё отлетали».

Помню жаркий день Июля 1941 года. Я сижу в кабине И-153, на аэродроме южнее Броваров, где сейчас птицекомбинат, перед вылетом. Через несколько минут мне вести восьмёрку на штурмовку противника в район хутора Хатунок, что сейчас за Выставкой Достижений Народного Хозяйства. За день до этого, именно в этом месте, мы потеряли лётчика Бондарева, а в этом бою меня едва не сбили. В районе Хатунка скапливались немецкие танки, отлично прикрытые огнём очень эффективных немецких мелкокалиберных зениток «Эрликон» и крупнокалиберных пулемётов, которые пробивали наши фанерные самолёты насквозь.

К борту моего самолёта подошёл Генерал - майор без должности, «испанский» Герой Советского Союза Лакеев, дивизию которого, где он был командиром, немцы сожгли на земле в первый же день войны, и он без дела болтался по нашему аэродрому. Летать Лакеев трусил и занимался тем, что вдохновлял лётный состав. Решил вдохновить и меня: «Давай, давай комиссар, задай им перцу». Очень хотелось послать воспетого в прессе, стихах и песнях Героя подальше, но мне не позволила комиссарская должность. Лакеева послал подальше и показал ему комбинацию из кулака, прижатого к локтю другой рукой, один из пилотов соседнего, 2-го полка, Тимофей Гордеевич Лобок, которому Лакеев предложил покинуть самолёт и уступить ему, Генералу место, чтобы такая большая ценность вылетела из окружения, когда до этого дошло дело.

Так вот, ничего плохого не скажу о Пашке. Было у него здоровое нутро и Испания его не сильно испортила. Но с другой стороны Пашка отнюдь не был лопухом и хорошо соображал, с какой стороны куда подступаться. Одно дело попасть в карьерную струю, а другое дело в ней удержаться. Проезжая через Париж, Павел не только болтался по публичным домам, но и грамотно использовал оказавшуюся на руках валюту: накупил пудрениц, дорогих духов и прочих сувениров. Тогда эти предметы производили в нашей нищей стране ошеломляющее впечатление. Как нам было известно, хороший сувенир вручила Пашкина жена, Манька Нестеренко, жене командира бригады Бахрушина и очень хороший - жене командующего округом Якира.

Немного отвлекусь: недаром говорят, что нередко на вершине успеха засеваются семена гибели. Думаю, что именно этот подарок и возникшая с Якиром близость и погубила Павла через несколько лет. Представляя себе характер Сталина я склонен думать, что, даже осыпая Рычагова ласками, он постоянно держал в уме его связь с Якиром. Все люди близкие к участникам «военного заговора» должны были исчезнуть. А не знать об отношениях Якира с Рычаговым Сталин не мог. Было время, когда мы жили с Рычаговым в одном подъезде дома № 9, для офицерского состава, первый подъезд. И как-то меня не пускали домой чекисты, вдруг появившиеся в нашем подъезде, в связи с тем, что Якир был в гостях у Рычагова на втором этаже, а я жил на первом. Уж не знаю: охраняли ли чекисты Якира или следили за ним, но конечно сообщали куда следует.

Вскоре Рычагов стал командиром 2-го отряда. Любопытно, что это авиационное подразделение еще с царского времени нумеровалось цифрой «2». 2-й отряд, ещё до революции в Гатчине, перешедший позже вместе со своим командиром Павловым на сторону советской власти, 2-я эскадрилья 81-й штурмовой бригады, 2-й полк комиссаром которого мне пришлось быть. Эти подробности мне известны именно поэтому. Будучи командиром отряда, Пашка не заносился. Ещё можно было совершенно спокойно попить с ним пивка…

Лётчица Мария Нестеренко и её муж комэск Павел Рычагов, будущий главком ВВС.

Помню сцену на аэродроме: на посадку заходила его жена Мария Нестеренко, неплохая женщина, но, к сожалению, бездетная, пилотировавшая И-5. Дело было поздней осенью, при сильном ветре и Маня никак не могла поставить самолёт носом строго на посадочную полосу, её машину бросало то в одну то в другую сторону, по зигзагу, грозя приземлить чуть ли не на голову руководителю полётов, которым был тогда её родной супруг Пашка Рычагов. Пашка был парень с юмором. Он оглянулся на нас и закричал: «Братва, разбегайся, моя проститутка летит». Мы бросились в разные стороны, подальше от посадочной полосы и Мария, пролетевшая буквально в 10 метрах от нас, благополучно приземлилась.

Дальше служебный рост Павла приобрел дикорастущий характер. Месяца через 2 он стал командиром эскадрильи. Потом его послали в Китай для наведения порядка в частях нашей авиации, где были большие потери в воздушной войне с японцами. Потом он получил авиационную бригаду на Дальнем Востоке, которой прокомандовал с полгода. Затем Рычагов командовал военной авиацией Дальнего Востока. В связи с Халхин-Гольскими событиями о нём неплохо вспоминает Жуков. Вскоре после этого Пашка стал главкомом ВВС Красной Армии, получив звание Комкора - носил 3 ромба. Весь этот головокружительный путь он проделал за 2,5 года, без всякой дополнительной учёбы или подготовки. Во всех докладах его называли «драгоценным самородком». Плотно сбитый, крепенький, Пашка действительно походил на кусок какого-то твёрдого материала.

Последний раз я видел Рычагова у ворот двора Генерального Штаба, куда был вызван после Китая. Подъехал роскошный чёрный лакированный «ЗИС» и из него, через опущенное стекло, заулыбался мне Пашка Рычагов. Все на нём было красное: и ромбы, и почему-то покрасневшее лицо. «Здоров!», - поприветствовал меня Пашка, помахав рукой, а я отдал честь, не без почтения к главкому ВВС, с которым ещё недавно шатался по Крещатику. Хорошая струя несла Пашку, но ехал он, поприветствовав меня, прямо к своей гибели. Избави бог от барского гнева и барской любви или как говорят в армии: «Всякая кривая вокруг начальства, короче всякой прямой». Скользким оказалось для Пашки Рычагова руководящее место, ещё залитое кровью его предшественника - славного Алксниса.

Как известно мне, уж не знаю, правда ли, или наврали на Пашку, но причиной его ареста называется следующая. В 1940 году наша промышленность впервые выпустила партию модернизированных самолётов ДБ-ЗФ, дальних бомбардировщиков, форсированных. Рычагов принял решение направить их на Дальний Восток. Якобы его предупреждали о плохой погоде по маршруту, но он приказал лететь. Если полное обалдение от собственных успехов, всё - таки вскружило ему голову, это было немудрено. У нас это случается нередко: только выбьется человек на верхушку, как начинает дурить. Но и не исключается, что из Пашки просто сделали козла отпущения, а приказы отдавал кто-то повыше, скажем сам Тимошенко. Да и возможно ли было предвидеть погоду на многотысячекилометровом сибирском маршруте?

Наши отцы - командиры были мастера на всякие провокации. Во всяком случае, новые бомбардировщики ушли по маршруту, а в конечный пункт не прилетели. Они заблудились и, выработав горючее, попадали где-то в сибирской тайге. Уж не знаю, может быть наговаривают на Пашку, а может он вконец сдурел, но рассказывают, что когда ему предложили сообщить о случившемся министру обороны Тимошенко, чтобы организовать масштабные поиски и спасение членов экипажей, он ответил в том смысле, что, мол хер с ними, раз не умеют летать. Экипажи погибли. Об этом доложили Сталину, который не любил, когда его любимчики хамили больше его самого. По слухам, Сталин приказал организовать широкомасштабные поиски и самолёты, пусть со значительным опозданием, но были обнаружены. Некоторые лётчики вели дневники, в которых указывалось, что они были живы ещё почти месяц и умерли с голоду, не дождавшись помощи.

Пашку арестовали и почти год продержали в тюрьме. Был он своеобразной жертвой Сталина, благодаря которому совершил свою головокружительную, но как выяснилось непосильную для него карьеру. Осенью 1941 года, по личному приказу Сталина, Рычагова вместе с группой арестованных военных расстреляли в одной из приволжских тюрем. Шум мотора трёхтонки, заведенного для заглушения звука выстрелов и криков казнимых, был последний звук, который Пашка слышал в своей короткой, но бурной жизни. Лучше бы не было его головокружительной карьеры и слушал бы лихой пилот Пашка Рычагов, которому непосильной оказалась шапка Мономаха, только рёв авиационных двигателей. Сколько пользы ещё мог бы принести он в воздушных боях. Перечитываю написанное и порой сам удивляюсь: сколько дряни обнаруживается на обратной стороне медали нашей доблестной авиации, которую показывали народу, как образец патриотизма и отваги. Таково уж свойство деспотии, в условиях которой мы жили: все хорошие качества в людях, безжалостно подавляются, о чём я не раз писал на этих страницах, а всякая дрянь, расцветает буйным цветом и всплывает на самый верх.

Взять хотя бы испанскую эпопею. Сколько молодых лётчиков с горящими глазами осаждали штабы авиационных частей, желая лететь в Испанию помогать республиканцам. А ведь подоплека этого интернационализма, была простой: те из «испанцев», кому удавалось вернуться, сразу совершали резкий скачок по служебной лестнице: становились командирами полков и эскадрилий, порой не имея на это никаких способностей. Их награждали редкими тогда высокими наградами. Даже тех, кто по году пробыл в плену у Франко. Например, лётчик Зверев, которого с трудом разменяли, освободив из франкистского плена, сбитый над территорией противника, был награждён орденом Красного Знамени, авторитет которого, как самой высокой боевой награды времен Гражданской войны, был по-прежнему высок. Я разговаривал со Зверевым. Он сам не знал, за что его наградили. Кроме того, у многих путь шёл через Париж - разжиться барахлишком, а убьют - не меня. Словом, «испанцев» приветствовали в 1936 - 1939 годах, как самых больших героев и многим молодым пилотам хотелось приобщиться к их числу.

Проводя исторические параллели, грустные, но всё же показывающие интеллектуальный рост и моральное падение нашего общества, я отмечу, что, пожалуй, «испанцы» были так же популярны в те годы, как непопулярны стали уже в наше время, люди воевавшие в Афганистане. «Афганцев» мало награждали, почти не чествовали, боевые награды вручали потихоньку, будто уворованные, назначали на новые должности с понижением. Будто не герои, а ассенизаторы. Такова логика нашей системы, которая, даже возвышая, неизбежно уродует и уничтожает не только людей, а и понятия интернационализма и воинского долга. Жертвами становились все: от Тухачевского до Рычагова и до детей самого Сталина…»

(Из книги воспоминаний военного лётчика Дмитрия Пантелеевича Панова - «Русские на снегу». Львов, 2003 год.)

Биография

РЫЧАГОВ Павел Васильевич , советский военный деятель, генерал-лейтенант авиации (1940). Герой Советского Союза (31.12.1936).

Происходил из крестьянской семьи. Окончил семилетнюю школу. В Красной Армии с 1928 г. В 1930 г. окончил Военно-теоретическую школу лётчиков в Ленинграде. После окончания в 1931 г. 2-й Борисоглебской военной школы лётчиков имени ОСОАВИАХИМа служил в частях истребительной авиации в Украинском военном округе: летчик 3-й авиаэскадрильи, командир звена 109-й авиаэскадрильи 5-й Житомирской авиабригады. В ноябре 1935 г. его переводят в 8-ю Одесскую военную школу пилотов на должность инструктора авиаэскадрильи высшего пилотажа и воздушной стрельбы. С октября 1936 г. под псевдонимом «Пабло Паланкар» старший лейтенант Рычагов участвовал в гражданской войне в Испании на стороне республиканского правительства. Командуя звеном и эскадрильей И-16, сбил шесть самолетов противника лично и четырнадцать в группе. После возвращения из Испании был назначен командиром 65-й истребительной авиаэскадрильи, майор. В 1937 г. поступил на учебу в Военно-воздушную академию им. Н.Е. Жуковского.

В декабре 1937 г. направлен в качестве советника в Китай для организации боевой деятельности советских летчиков-истребителей против японских захватчиков. Под его руководством был осуществлен ряд авианалетов по аэродромам в Ханьчжоу и Тайване, где дислоцировались японские авиабазы. Так, 23 февраля 1938 г. в результате авианалета на базу японских ВВС на Тайване было уничтожено более 40 самолетов и многомесячный запас топлива. По возвращении из Китая в марте 1938 г. был назначен командующим ВВС Московского военного округа. В апреле 1938 г. ему присваивают звание комбрига, а в мае того же года назначают командующим ВВС и членом Военного совета Приморской группы войск Дальневосточного фронта. В боях у оз. Хасан он руководил боевыми действиями авиационной группировки. С сентября 1938 г. — командующий ВВС 1-й отдельной Краснознаменной армии. В феврале 1939 г. П.В. Рычагову было присвоено звание комдива. Командуя ВВС 9-й армии, участвовал в Советско-финляндской войне 1939-1940 гг.

С июля 1940 г. 1-й заместитель начальника ВВС РККА, с августа — начальник Главного управления ВВС РККА. В марте 1941 г. назначен заместителем наркома обороны СССР по авиации. После совещания Главного военного совета в начале апреля 1941 г. по вопросам аварийности в ВВС, где Рычагов выступил с резкой критикой новых самолетов и обвинениями в адрес авиаконструкторов, решением Политбюро ЦК ВКП(б) № 26 от 9 апреля был освобожден от должности заместителя наркома обороны и направлен на учебу в Академию Генерального штаба. 15 мая 1941 г. германский самолет Ю-52 вторгся в советское воздушное пространство. Миновав все посты противовоздушной обороны (ПВО) СССР, он пролетел по маршруту Минск — Москва и приземлился на Центральном аэродроме в Москве возле стадиона «Динамо». Это событие продемонстрировало низкую боеготовность советской ПВО и привело к волне арестов среди командования ПВО и ВВС. 24 июня 1941 г. был арестован и Рычагов. В дальнейшем обвинялся в участии в военном заговоре. Расстрелян без суда 28 октября 1941 г. в пос. Барбыш Куйбышевской области. Постановлением Главной военной прокуратуры от 23 июля 1954 г. реабилитирован.

Награждён: 2 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени и медалью.