Реформа в действии: водная полиция. За порядок на воде

Осуществляя перевозку продукции промышленности и сельского хозяйства, а также пассажиров, транспорт играет чрезвычайно важную социально-экономическую и оборонную роль в государстве. От качества транспортного обслуживания во многом зависят существующий порядок на транспорте, безопасность пассажиров, сохранность имущества, а в конечном итоге и эффективность народнохозяйственного комплекса. Ему, как источнику повышенной общественной опасности, предъявляются особые требования.

Условия исключительности транспорта, специфики его функционирования в разных условиях, единства управления и обеспечения безопасности и общественного порядка, а также другие факторы потребовали создания в 1918 г. речной милиции.

На особенности деятельности органов внутренних дел на транспорте (ОВДТ) влияют многие факторы и условия (политические, экономические, социально-культурные, правовые, демографические, технические, технологические и др.). Серьезное влияние оказывают: специфика функционирования транспорта и система его управления, характеристика объектов оперативного обслуживания, их географическое и иное положение, протяженность; миграция и плотность населения в районах примыкания транспорта; близость крупных промышленных и экономических центров; уровень, состояние и динамика правонарушений и преступлений и многое другое.

С марта 2004 г. ОВДТ обслуживают объекты Федеральных агентств воздушного, железнодорожного, морского и речного транспорта Министерства транспорта и связи Российской Федерации. До этого момента эти виды транспорта были самостоятельны.

На ОВД на морском и речном транспорте аналогично органов внутренних дел на железнодорожном и воздушном транспорте распространяются общие задачи, обязанности и права милиции, которые детализируются применительно к специфическим условиям их деятельности. В частности, это охрана рыбных запасов и борьба с браконьерством на воде; защита гидротехнических сооружений.

ОВДТ реализуют свои задачи путем анализа и оценки оперативной обстановки, подготавливают и принимают управленческие решения, издают обзоры и ориентировки, разрабатывают методические рекомендации и другие положения по совершенствованию деятельности органов, подразделений и милицейских нарядов.

Для территорий оперативного обслуживания ОВД на речном транспорте характерно несовпадение их с административно-территориальным делением, прохождение границ по территории нескольких субъектов Российской Федерации и многих органов местного самоуправления. Поэтому, в отличие от территориальных ОВД, органы внутренних дел на транспорте непосредственно не подчиняются соответствующим главам администраций (мэрам, префектам) на местах; в милицию общественной безопасности, финансируемую за счет средств федерального бюджета, входят подразделения патрульно-постовой службы милиции и подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте. Милиции на транспорте служебные помещения, оборудование, средства связи, информацию, необходимую для борьбы с преступностью, предоставляют бесплатно соответствующие органы транспорта. Вместе с тем начальники территориальных ОВД являются старшими оперативными начальниками по отношению к соответствующим руководителям транспортных ОВД. Последние же входят в состав коллегий МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.



Объекты обслуживания морского и речного транспорта имеют свои различия. Так, по общему правилу к объектам обслуживания ОВДТ на морском транспорте относятся:

морские порты (в границах охраняемых территорий, предназначенных для обработки судов и грузов), осуществляющие пассажирские и грузовые перевозки, все находящиеся на их территории предприятия, учреж-


дения, организации, а также судоходная часть морских портов;

вокзалы и причалы по обслуживанию грузовых и пассажирских судов в пределах земельных отводов;

гидротехнические сооружения с земельными отводами и средствами навигационной обстановки в пределах судоходной части морских портов;

суда и другие плавательные средства независимо от портов приписки, находящиеся у причалов и акваторий портов (в границах самых удаленных гидротехнических сооружений закрытой части морских портов), вокзалов и других гидротехнических сооружений, стоящих на рейдах акватории морских портов;



места хранения и переработки грузов на территории портов, вокзалов, причалов независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности.

Для отдельных УВДТ, например, к сфере оперативного обслуживания Азово-Черноморского УВДТ (согласно Устава), подчиненных ему органов и подразделений относятся по всем направлениям оперативно-служебной деятельности:

– территории морских портов Анапа, Геленджик, Ейск, Кавказ, Новороссийск, Сочи, Таганрог, Темрюк, Туапсе, портовых пунктов и пристаней в границах, установленных законодательством Российской Федерации;

– акватории указанных портов и портовых пунктов (воды морских портов, включая каналы, внутренние и внешние рейды, судоходные пути на подходах к портам, входящие в состав вод государства и отведенные морским портам), гидротехнические сооружения портов (причалы и ограждения);

– предприятия, учреждения и организации независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности и их объекты, расположенные на территории названных портов;

– российские суда и портовые плавательные средства вне зависимости от их ведомственной принадлежности, находящиеся у причалов, в акватории портов, а также в зоне деятельности и ответственности морских администраций портов Новороссийск, Таганрог, Темрюк и Туапсе.

На речном транспорте – это: речные порты, причалы и пристани в пределах земельных отводов, кроме баз отдыха и лодочных станций; территория шлюзов и иных гидросооружений, охраняемых ОВДТ; пункты специализированного отстоя и ремонта судов, судостроительные и судоремонтные заводы, охраняемые ОВДТ; главный судовой ход акватории рек и каналов (водное пространство на внутреннем водном пути, предназначенное для движения судов и обозначенное на местности (карте), – по отношению к другим судовым ходам в данном районе он является главным), без учета боковых притоков на главном фарватере; суда и другие плавательные средства, предназначенные для перевозки пассажиров и грузов, кроме маломерных (с мощностью двигателя до 75 л.с. или гребные суда независимо от их размеров); плавучие знаки судовой обстановки.

Протяженность и объемы объектов оперативного обслуживания ОВДТ можно увидеть на примере Московского УВД на воздушном и водном транспорте. Так, Линейное управление внутренних дел на речном транспорте выполняет задачи по обеспечению охраны общественного порядка и общественной безопасности, а также борьбы с преступностью на объектах речного транспорта всех форм собственности, расположенных на участке обслуживания и на акваториях рек: Москва, Ока, Волга, канала им. Москвы.

Участок обслуживания проходит по территории г. Москвы, Московской, Тверской, Рязанской, Тульской и Калужской областей и имеет общую протяженность водных путей более 1.400 км: реки Москва (237 км), Ока (750 км), Волга (290 км), канал им. Москвы (128 км– десять шлюзов, пять плотин с 4 ГЭС, аварийные ворота).

В зоне оперативного обслуживания Московского ЛУВД на речном транспорте (РТ) находятся: 18 крупных объектов с различными формами собственности; 10 речных портов; 1000 единиц пассажирского и грузового флота; 49 пристаней и причалов; 3 речных вокзала; расположено 300 коммерческих организаций, взаимодействующих с предприятиями речного транспорта; занято в основной производственной сфере речного транспорта – 8000 чел., во вспомогательной – 2300 чел.

Охрану общественного порядка на участке обслуживания ЛУВД на РТ обеспечивают: аппарат Линейного управления с тремя подчиненными линейными пунктами милиции; 4 линейных отделения внутренних дел в речных портах с подчиненными им 7 линейными пунктами милиции; два отдельных батальона по охране гидротехнических сооружений.

В структуре преступности на участке обслуживания в основном преобладают: нарушения правил рыбной ловли ~ 30%; кражи ~ 20%; присвоения ~ 10%. К числу преступлений, отнесенных к компетенции МОБ, преобладают ст. ст. 158, 160, 228, 256 УК РФ. Среди административных правонарушений – нарушения по ст.ст.20.1, 20.20, 20.21,18.1, 19.15 КоАП РФ.

В сфере экономики, по линии борьбы с организованной преступностью и преступлениями, связанными с незаконным оборотом наркотиков, регистрация и их расследование осуществляется по иным признакам.

Не являются объектами оперативного обслуживания ОВД на водном транспорте (ВТ) кьюгерные компании, осуществляющие наем моряков на иностранные суда, если они расположены вне территории морских портов; острова, расположенные в водных акваториях портов, рек и прибрежных вод; набережные в населенных пунктах и расположенные на них культурно-бытовые помещения; пляжи; береговые знаки судовой обстановки; плавучие базы отдыха; дебаркадеры; маломерные суда; жилые здания, независимо от их места расположения.

§ 2. Система и структура органов внутренних дел
на водном транспорте

Интерес представляет Азово-Черноморское управление внутренних дел на транспорте МВД России, которое создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации на основании приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Деятельность этого государственного учреждения регулируется Уставом, который устанавливает правовой статус, организацию и порядок его деятельности. По своей организационно-правовой форме – это некоммерческая организация, государственное учреждение, созданное для осуществления в пределах своих полномочий государственного управления в сфере обеспечения защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от преступных посягательств.

Оно возглавляет систему органов внутренних дел на морском транспорте на побережье Азовского и Черного морей, в которую входят: линейные отделы и отделения внутренних дел; иные подразделения, предприятия, учреждения и организации, созданные в установленном порядке для осуществления задач, стоящих перед органами внутренних дел; штаты и положения о структурных и подведомственных Учреждению подразделениях, предприятиях, учреждениях и организациях разрабатываются на основе нормативов и лимитов штатной численности, примерных моделей, установленных МВД России, и утверждаются начальником Учреждения. Для реализации целей и задач это учреждение осуществляет 29 видов деятельности.

§ 3.Особенности организации охраны общественного порядка
на объектах водного транспорта

Большая протяженность участков обслуживания ОВДТ вызывает рассредоточение сил и средств охраны общественного порядка и обеспечения безопасности на транспорте. Удаленность несения службы нарядов друг от друга, служб и подразделений охраны общественного порядка затрудняет управление ими и оказание помощи.

Постоянная сменяемость лиц, пользующихся транспортом, проживание их вне зон оперативного обслуживания ОВДТ требует быстрого реагирования, срочного выявления и общения со свидетелями и другими очевидцами, немедленного принятия мер по задержанию правонарушителей, которые, используя транспорт, могут быстро скрываться и больше не появиться в этих местах. В таких случаях решения принимаются, как правило, в весьма сложных ситуациях при отсутствии полной и достоверной информации. Лица без определенного места жительства и несовершеннолетние посещают объекты транспорта, как правило, с целью «путешествий», так и для совершения правонарушений. Эти и другие обстоятельства учитываются при организации охраны общественного порядка и обеспечении общественной безопасности на водном транспорте, которая в сфере пассажирских перевозок несколько сходна с железнодорожным транспортом и обеспечивается путем:

выставления нарядов милиции в зданиях морских и речных вокзалов, на пристанях и других объектах перевозок водного транспорта;

сопровождения нарядами милиции судов;

усиления охраны на подступах к крупным населенным пунктам за счет заслонов и других оперативно-маневренных групп.

На водном транспорте перевозка пассажиров осуществляется морскими и речными судами различной скорости и вместимости. Как свидетельствует практика, в летний период на водном транспорте на первый план выдвигается проблема организации борьбы с преступностью и охраны общественного порядка на прогулочных судах пригородных линий. Высокой эффективности деятельности нарядов на крупных транспортных узлах способствует организация работы специальных строевых подразделений по сопровождению таких судов путем целесообразного их использования, дифференцированной расстановки и оперативного управления. Для чего в каждом ОВДТ тщательно и всесторонне анализируется обстановка, где и в каких местах наиболее часто допускаются нарушения общественного порядка. Затем с учетом расписания движения судов и потока пассажиров по каждому направлению пригородной зоны разрабатываются варианты маршрутов сопровождения, им присваиваются постоянные номера, что позволяет быстро реагировать на изменения оперативной обстановки. Один экземпляр карточки маршрута выдается старшему наряда милиции, второй находится в дежурной части для организации работы, а третий - хранится в отделе охраны общественного порядка для осуществления контроля за работой нарядов и дежурной части.

Часто применяется метод зонально-челночного сопровождения судов, обеспечивающий максимальное привлечение сотрудников служб указанных органов и периодическую концентрацию их на определенных участках – зонах, которые могут обслуживаться несколькими ОВДТ и оказание практической помощи ОМОН и патрульно-постовой службы УВДТ. Очередность обслуживания зоны определяется соответствующим графиком работы.

Необходимость рационального использования сил и средств ОВДТ и маневрирования ими вызвала использование такой формы охраны общественного порядка в часы «пик» перевозки пассажиров, в выходные и праздничные дни, в местах массовых гуляний граждан, как работа «посадочных групп», в состав которых входят работники транспорта, члены добровольной народной дружины и служб безопасности предприятия.

Тактика работа нарядов по сопровождению судов существенно отличается от несения службы на вокзалах и пристанях, поскольку требует умений и навыков работы, а также обеспечения личной безопасности в пути следования судна, без помощи других нарядов милиции. Такой наряд должен уметь выявлять правонарушения и оформлять материалы об административном правонарушении (взять правильно объяснения, составить рапорт, выявить и обеспечить факты доказательствами, свидетелями, потерпевшими); принимать меры по сохранению следов, а при необходимости и изъятию вещей и предметов, на которых они обнаружены; определять угрозы обеспечения безопасности на транспорте, связанные с провозом ручной кладью огнеопасных, легковоспламеняющихся, отравляющих, взрывчатых и ядовитых веществ, предметов и материалов. Поэтому наряды сопровождения судов назначаются их наиболее опытных милиционеров (при необходимости сотрудников криминальной милиции) в составе не менее 2-х человек. Как и при сопровождении поездов и воздушных судов, они имеют графики и маршрутные карточки, с указанием особенностей охраны объекта.

После получения табельного оружия и спецсредств, проездных (командировочных) и других служебных документов, инструктажа наряд по прибытию на судно устанавливает связь с его капитаном, выясняет обстановку и определяет порядок своей работы на причале при посадке пассажиров и во время отправления судна. В дальнейшем работа наряда строится таким образом, чтобы сопровождаемое судно на стоянках и во время отправления находилось под постоянным наблюдением. Кроме того, наряд должен из числа пассажиров выбрать граждан, которые могут и способны при осложнении оперативной обстановки оказать ему помощь. Тем более, что предупреждение пьянства, хулиганства и других правонарушений невозможно без тесной связи и опоры на общественность, добровольные народные дружины и другие формирования.

Розыск лиц, скрывающихся от суда и следствия, совершивших побег, а также после совершения преступления значительно усложняется, если неизвестно, с какого судна и когда преступник сошел (сел). При этом проходит длительное время до того момента, когда о преступлении становится известно ОВДТ и начинается розыск преступников. Поэтому сотрудники, сопровождающие суда, должны иметь способности по выявлению правонарушений и уметь работать по приметам преступников.

Частыми преступлениями на судах являются завладения имуществом, деньгами, другими ценностями пассажиров, для чего преступники заводят знакомства, выбирают время сна пассажиров или когда последние оставляют их без присмотра. Преступники часто присматриваются к пассажирам на палубе, в буфете, ресторане, общаются и заводят знакомства с работниками транспорта и при удобном месте и времени совершают преступления, особенно в момент скопления людей во время посадки и высадки.

В пути следования наряд осматривает места возможного укрытия правонарушителей (туалеты, трюмы и др.), устанавливает связь с работниками палубной команды и другим персоналом теплохода и разъясняет им задачи по поддержанию общественного порядка, а в необходимых случаях и по наблюдению за отдельными лицами, вызывающими подозрение своим поведением. Наряд передвигается таким образом, чтобы иметь возможность поддержания общественного порядка, предотвращения и пресечения правонарушений. На остановках он взаимодействует с работниками транспорта и сотрудниками территориальных ОВД.

Эффективность наряда сопровождения обеспечивается своевременными, законными, смелыми и решительными действиями, исключающими возможность оказания сопротивления преступником, сокрытия или уничтожения им предметов и других вещественных доказательств. После таких действий наряд вместе с задержанным, свидетелями (по возможности) и изъятыми доказательствами прибывает в ближайший ОВДТ, если это невозможно, то - в территориальный ОВД с немедленным докладом об этом своему дежурному и начальнику.

Наряд сопровождения может оставить судно только в строго определенных случаях: по указанию начальника или дежурного, во время пресечения преступлений на пристанях, при преследовании скрывающихся преступников, при оказании помощи другим сотрудникам милиции, при защите жизни и здоровья граждан, при выявленных угрозах безопасности с целью их предупреждения (ликвидации), по графику несения службы и сопровождению судна и др.

Нередко бывают и особые задачи наряда по сопровождению судна (поездка особых категорий граждан и должностных лиц органов власти, сопровождения груза, багажа и др.), при которых ему запрещается покидать судно до момента его прибытия или смены другим нарядом. В таких случаях может меняться график работы наряда, маршрут его сопровождения, состав наряда и другие условия.

При возникновении эпидемий или эпизоотий наряды сопровождения выполняют функции по оказанию содействия органам санэпидемнадзора, ветеринарной и другим инспекциям в проведении ими мероприятий по обеспечению карантинного режима в определенных зонах и участках транспорта.

При проведении мероприятий гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций наряд выполняет особые функции по оповещению личного состава по различным сигналам.

Сотрудники наряда, находясь на значительных расстояниях от места дислокации ОВДТ, требуют непрерывного контроля за их работой со стороны дежурной части и руководства подразделения. Они обязаны периодически докладывать о своем месте нахождения, состоянии охраны общественного порядка и ходе работы по сопровождению судна, выполнению профилактических и разыскных мероприятий, используя средства телефонной или радиосвязи. Следуя через промежуточные порты и пристани, где имеются ОВДТ, старший наряда информирует оперативного дежурного о положении дел на маршруте сопровождения.

Важной задачей сегодня является оснащение дежурных частей ОВДТ и справочных служб транспорта средствами определения номеров телефонов звонивших абонентов и звукозаписывающей аппаратурой. Места массового скопления пассажиров целесообразно оборудовать системами наблюдения, детекторами и другими техническими средствами обнаружения незаконно перевозимых предметов и веществ, досмотра багажа и ручной клади.


РАЗДЕЛ VII

Государственная инспекция безопасности
дорожного движения

Каждый год в конце апреля управление внутренних дел на водном транспорте устраивает красочное шоу, посвященное открытию навигации по Москве-реке. Традиции - это вообще здорово. Я был на таком же мероприятии два года назад, а теперь могу сравнить, что за это время изменилось. В первую очередь - мои фотографии. Ну, и милицию в полицию переименовали.

1. Изменений, конечно, куда больше. Во-первых, было солнце. А на причале появился водометный катер Трансал, я бы с удовольствием совершил на таком речную прогулку от Твери до Астрахани.

2. Во-вторых, заброшки поселка Главмосстроя снесли все, кроме одной. Из которой сделали тренировочную базу для полицейских.

3. В-третьих, журналистов было на этот раз так много, что все друг другу мешались. В 2009-м почти никто не пришел.

4. А так все было красиво и замечательно.

5. Сначала - торжественное построение сотрудников линейного отдела на водном транспорте Москвы.

6. Поздравления и напутственные речи от министерства и от руководства отдела.

7.

8. Встречались и старые знакомые.

9. Сотрудники ОМОНа подготовили небольшое показательное выступление.

10. Сюжет такой. Несколько гопников с битами и пистолетами (в традиционных спортивных костюмах) захватили этот самый прогулочный катер Трансал.

11. Негодяи еще не знают, что за ними уже выехали.

12. Оружие, как всегда, самое настоящие. Но заряжено холостыми.

13. Бах! Рвется светошумовая граната, злодеи в замешательстве. Через две секунды преступники обезврежены. "Лежать, работает ОМОН!". Гопник лежит, правда пистолет почему-то не выкинул.

14.

15. Показуха была интересная, мне понравилось. Жаль, такие вещи всегда очень динамичные, и быстро заканчиваются. Кстати, "преступники" тоже служат в этом отделе. По традиции, роль злодеев всегда играют новобранцы.

16. Полицейские сами с удовольствием посмотрели этот мини-спекталь своих коллег. Некоторые из них, правда, стеснялись фотографироваться.

17. Начался парад катеров. Коллеги из МЧС, что на другом берегу Москвы, тоже вышли посмотреть.

18. А блогеры тем временем что-то писали в твиттер.

19. Или смотрели уже отснятые картинки.

20. К приезду журналистов все катера подготовили и поменяли наклейки.

21. Скажу честно - если катер с надписью "полиция" это круто, то УАЗ "бухалка", где написано поЛИЦИЯ - не смотрится совершенно. Господин Президент, внесите поправки в закон: советские машины - убитые шестерки, девятки-десятки и УАЗы нужно срочно выбросить, и заменить на нормальные авто. Хотя бы на те же Фокусы.

22.

23.

24. А потом мы немного прокатились на полицейском катере.

25.

26.

27.

28.

29. Люди загорали и радовались проплывавшим нам. Полицейские улыбались им в ответ. Всегда бы так.

30. А я собираюсь в ближайшее время провести целый день с сотрудниками речной полиции, и подготовить подробный репортаж об их службе.

Осталась одна проблема. У меня в жж есть тэг "Милиция", где собраны репортажи о работе правоохранительных органов. Что мне с ним делать - оставить, как есть, или тоже переименовать?

25 июля в России отмечается День речной полиции. Это профессиональный праздник людей, отвечающих за охрану общественного порядка и борьбу с преступностью на внутренних водных артериях страны. Речная полиция входит в структуру транспортной полиции МВД России, но задачи у нее особые, а самостоятельна и очень интересна. Праздничная дата установлена в честь декрета Совета Народных Комиссаров «Об учреждении речной милиции», который был опубликован как раз 25 июля 1918 года, ровно 99 лет назад. Но на самом деле, хотя современная речная полиция отсчитывает свое существование именно с этого декрета, история охраны порядка на реках и озерах России более продолжительная и началась в дореволюционную эпоху.


Еще в начале XIX в. российские власти вплотную озаботились вопросом об упорядочении управления водными коммуникациями. В 1809 г. по решению императора Александра I была создана Дирекция водных и сухопутных коммуникаций. Российскую империю разделили на 10 округов под руководством директоров водных и сухопутных коммуникаций, в распоряжении которых находились полицейские команды. Это был прообраз созданной значительно позже речной полиции.

Во второй половине XIX века в Российской империи продолжалось совершенствование правоохранительной системы, в первую очередь - полицейских служб. Распространение революционных идей в обществе, появление народнических организаций, рост преступности - все эти обстоятельства сильно тревожили российскую власть и способствовали укреплению российской полиции.

27 июня 1867 года была создана особая речная полиция. Первоначально она существовала только в Санкт-Петербурге - для охраны общественного порядка в российской столице, но вскоре появилась также в Риге, Одессе и Николаеве. О необходимости повышения мер охраны на реках и каналах Санкт-Петербурга власть задумывалась уже давно, и вот в 1866 г. была собрана специальная комиссия под руководством генерала князя Александра Аркадьевича Суворова, который в 1861-1866 гг. занимал пост санкт-петербургского военного генерал-губернатора и был хорошо знаком с особенностями организации охраны порядка в российской столице. После покушения Д. Каракозова на императора Александра II в 1866 г. должность военного генерал-губернатора Санкт-Петербурга была упразднена, а Суворов стал генерал-инспектором пехоты, но это не помешало ему возглавить комиссию по созданию речной полиции.

Перед речной полицией были поставлены задачи административного и полицейского характера. Она должна была отвечать за исполнение законодательства в сфере судоходства, охрану порядка на воде и в береговой зоне, наблюдать за нагрузкой товаров и их выкаткой на берег, проверять на исправность паровые и гребные суда, предназначенные на случай наводнения, бороться с воровством и бродяжничеством на водных артериях Санкт-Петербурга, определять правила закрытия навигации и обеспечивать безопасность прохода по льду. Кроме того, на речную полицию возлагались и спасательные функции в отношении тонущих людей и терпящих крушение судов.

Штатный состав речной полиции Санкт-Петербурга не отличался большой численностью. Речная полиция подчинялась обер-полицмейстеру Санкт-Петербурга, а непосредственное руководство ее деятельностью осуществлял управляющий. Ему подчинялись 3 офицера - помощника, нижние чины и команда матросов, прикомандированная Морским министерством. Управляющий речной полицией по чину был штаб-офицером флота, а его помощники - обер-офицерами флота. Назначение управляющего и его помощников также осуществлялось по взаимному соглашению Морского министерства и обер-полицмейстера Санкт-Петербурга. Первым управляющим речной полицией Санкт-Петербурга был назначен капитан-лейтенант флота Владимир Иванович Коростовец.

Эксперимент по созданию речной полиции в Санкт-Петербурге оказался удачным, поэтому власть решила создать речную полицию и на других водных артериях Российской империи. Так, в мае 1882 г. было принято решение о создании Нижегородской речной полиции, которой предстояло отвечать за порядок на реках Ока и Волга. Комитет речной полиции возглавил сам нижегородский губернатор, в состав комитета вошли вице-губернатор, полицмейстер, начальник речной полиции, начальник отделения путей сообщения, инспектор судоходства, городской голова, архитектор, управляющий ярмарками. Непосредственное руководство речной полицией осуществлял начальник речной полиции с помощниками и подчиненными нижними чинами. Личный состав речной полиции Нижнего Новгорода находился на службе в Министерстве внутренних дел Российской империи, правда ставки жалованья в Нижнем Новгороде, как и в других провинциальных городах, были несколько ниже, чем в Санкт-Петербурге, но это и понятно - и столичная жизнь была дороже, и ответственности у столичных речных полицейских больше.

В 1885 году была увеличена численность Санкт-Петербургской речной полиции. В ней ввели должности младшего помощника управляющего речной полицией, двух старших городовых и десяти младших городовых. В 1894 году, помимо речной полиции, была создана еще одна структура, отвечавшая за охрану порядка и безопасность на водах и побережье - портовая полиция. Портовые надзиратели, портовые старшины и портовые полицейские несли службу в крупных военных портах Российской империи, обеспечивая безопасность и борясь с преступностью.

В начале ХХ в. в речной полиции Санкт-Петербурга числилось уже 104 сотрудника. Были введены следующие должности: управляющий речной полицией, четыре помощника управляющего речной полицией, один инженер-механик, один корабельный инженер, один письмоводитель, двадцать старших городовых и семьдесят пять младших городовых, один машинист. Однако в период навигации численность личного состава петербургской речной полиции увеличивалась до 304 человек - добавлялись еще 88 младших городовых, 1 машинист, 5 рулевых и 5 кочегаров, 5 матросов. В 1902 г. в речную полицию были включены 28 портовых стражников, обеспечивавших безопасность Санкт-Петербургского порта. У речной полиции Санкт-Петербурга были свои суда - 2 парохода, 8 катеров, 1 паровая шлюпка, 2 гребных спасательных вельбота и 33 гребные шлюпки.

Специфика службы речной полиции подчеркивалась и ее обмундированием. Оно напоминало морскую форму, а на эмблеме присутствовал якорь, что свидетельствовало о выполняемых функциях. Служащие речной полиции, прикомандированные из Морского министерства, сохраняли военно-морские чины. Как правило, для службы в речной полиции подбирали наиболее опытных и благонадежных военных моряков, способных по своим качествам выполнять возложенные на них обязанности.

Февральская и Октябрьская революции 1917 года стали серьезнейшим ударом для всей правоохранительной системы российского государства. Полная ломка прежних государственных институтов не обошла стороной и полицию. Более того, ее революции коснулись в первую очередь, поскольку полиция считалась оплотом самодержавия, ее ненавидели революционеры всех политических партий. Тем не менее, сразу же после Октябрьской революции большевики столкнулись с необходимостью возрождения системы борьбы с преступностью и охраны общественного порядка. Резко возросшее количество преступлений, в том числе и на транспорте, не оставляло иного выбора, как воссоздания прежних органов охраны порядка, пусть и в измененном в соответствии с господствующей идеологией облике. 25 июля 1918 года был принят декрет «Об улучшении речной милиции», который закладывал нормативно-правовые основы охраны общественного порядка на водных артериях Советской России.

В соответствии с декретом 25 июля 1918 года, была создана речная милиция, входившая в состав Народного комиссариата по внутренним делам РСФСР. 23 апреля 1919 г. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) принял Положение «О речной советской рабоче-крестьянской милиции», а в 1920 г. был создан особый отдел водной милиции в составе милиции РСФСР. Первоначально речная милиция формировалась по территориальному принципу, как и обычная милиция, однако затем была реорганизована и приспособлена к выполнению функций применительно к речным и морским путям. Речная милиция была переименована в водную.
В последующие два года водная милиция претерпела достаточно масштабные реорганизации.

Сначала, в сентябре 1920 г., часть личного состава водной милиции была переведена в состав Войск внутренней службы и переименована в Водную милицию внутренней службы. Уголовный розыск, работавший на водных артериях и входивший в состав водной милиции, был преобразован в Водную следственно-розыскную милицию. Но уже в том же 1920 году были выявлены все слабые стороны произошедших преобразований, после чего водную милицию передали из состава Войск внутренней службы в состав войск Всероссийской чрезвычайной комиссии. В марте 1921 года Управление железнодорожной и водной милиции было передано из ВЧК в состав Главмилиции. Однако затем, в декабре 1921 года, водная и железнодорожная милиции были ликвидированы, а функции по охране водной и железнодорожной инфраструктуры передавались охране Народного комиссариата путей сообщения и Всероссийской чрезвычайной комиссии.

Таким образом, к 1924 г. в СССР была создана ведомственная милиция НКПС. В крупных портовых городах, по образцу царской России, были созданы отделы портовой милиции, которые содержались теми предприятиями, которые эта милиция обслуживала. Одновременно водные отделения были созданы в составе территориальных органов милиции - для охраны общественного порядка и борьбы с преступностью на водном транспорте и водных артериях. В таком виде водная милиция просуществовала полтора десятилетия, до начала Великой Отечественной войны. Обстановка военного времени потребовала создания единой и централизованной системы управления водной милицией, поскольку возрастала необходимость в контроле ситуации на водных путях, борьбе с диверсантами, преступниками и саботажниками, охране грузов.

27 июня 1942 г. Народный комиссариат внутренних дел СССР и Народный комиссариат речного флота СССР издали совместный приказ о создании централизованной водной милиции. Перед новой структурой ставились задачи по охране общественного порядка, борьбе с общеуголовной преступностью и хищениями социалистической собственности на водном транспорте. В составе Главного управления рабоче-крестьянской милиции в было создано Управление транспортной милиции, куда в мае 1943 года был включен особый Водный отдел.

Дальнейшие преобразования ожидали водную милицию уже после окончания Великой Отечественной войны и были связаны с общими реорганизациями правоохранительной системы страны. так, 19 июня 1947 г. функции по охране общественной безопасности и правопорядка на железнодорожных и водных коммуникациях были переданы Главному управлению охраны на железнодорожном и водном транспорте, созданному в составе Министерства государственной безопасности СССР 19 июня 1947 года. Таким образом, за охрану правопорядка на воде стало отвечать ГУО МГБ, взявшее на себя и функциональные обязанности по контрразведывательному обеспечению железнодорожного и водного транспорта.

Когда 14 августа 1953 года было образовано объединенное Министерство внутренних дел СССР, в его составе вместо Главного управления охраны на железнодорожном и водном транспорте были созданы 6-е Транспортное управление МВД СССР, которое взяло на себя контрразведывательные функции на транспорте и предприятиях транспортных отраслей, и Управление транспортной милиции Главного управления милиции МВД СССР, которое занималось непосредственным обеспечением охраны общественного порядка, борьбой с преступностью и с хищениями социалистической собственности на транспорте.

Соответственно, сотрудники в Управление транспортной милиции были переведены из упраздненного ГУО, а вместо званий госбезопасности им были присвоены специальные звания советской милиции. Через четыре года, в 1957 году, функции охраны общественного порядка на водном транспорте и водных артериях были переданы республиканским органам внутренних дел, а водные подразделения милиции включены в состав региональных управлений внутренних дел союзных республик, автономных республик, краев и областей Советского Союза.

Свой современный вид система охраны общественного порядка на водном транспорте приобрела в 1980 году, когда было создано Главное управление внутренних дел на транспорте МВД СССР. Сейчас его преемником является Департамент обеспечения правопорядка на транспорте МВД Российской Федерации. Сотрудники водной полиции сегодня несут службу во всех городах и населенных пунктах Российской Федерации, где существуют линейные отделы полиции на водном транспорте. Их служба менее заметна, чем других подразделений транспортной милиции, с которыми граждане сталкиваются чаще, но от этого не является менее сложной и почетной.

23 июля 2018 года в Москве прошли торжественные мероприятия, посвященные, 100-ю со дня образования милиции (полиции) на водных акваториях России.

В современной России специальные подразделения полиции на водном транспорте подчиняются управлениям на транспорте МВД РФ в федеральных округах и межрегиональным линейным управлениям МВД РФ на транспорте.

В День 100-летия полиции на водном транспорте МВД России руководство отметило своих подчинённых и ветеранов наградами: юбилейными медалями, грамотами и ценными подарками. Ведомственные награды вручал генерал-лейтенант полиции Калинкин Олег и полковник полиции Рыков Алексей. Затем сотрудников транспортной полиции поздравили первый заместитель президента Московского речного пароходства Косыгин Андрей и президент Московской ассоциации судовладельцев Евдокимов Кирилл.

На торжество был приглашен ветеран МВД РФ, Председатель правления , который от имени возглавляемой им организаций наградил сотрудников полиции за проявленный профессионализм, добросовестную службы дипломами и почетными грамотами.

В своем выступлении Мансур Юсупов отметил, что полиция на водном транспорте в системе МВД России на протяжении вот уже 100 лет достойно обеспечивает общественную безопасность и правопорядок на водных магистралях страны, сохранность грузов, осуществляет борьбу с преступностью, противодействует коррупции, участвует в антитеррористических мероприятиях, порой рисуя своей жизнью. Это высокоорганизованная и профессиональная правоохранительная структура в системе МВД России. Многие сотрудники транспортной полиции прошли через в командировки в «горячие точки» выполняя приказы руководства МВД России, были и погибшие, и раненные, при участии в боевых операциях. Мы должны всегда помнить их подвиги.

В работе им часто приходится сталкиваться с незаконным оборотом наркотических средств и оружия, а также с экономическими нарушениями. Водная полиция делает весомый вклад в борьбу с браконьерами, которые наносят государству огромный ущерб.

В прошлом в 2003 году на 85-е со дня образования милиции на водном транспорте в Москве в районе Мневники на берегу Москвы реки был возложен памятник – стела «Солдатам правопорядка посвятившим свою жизнь обеспечению безопасности и правопорядка на водных акваториях России». Этот памятник посвящен памяти ветеранам, отдавшим свою молодость, долгие годы службы в транспортной полиции. На открытии данного памятника ветеранами и руководством Линейного управления внутренних дел на водном транспорте МВД России было принято решение возложить на подножии памятника капсулу - послание потомкам к 100-ю со дня образования милиции на водном транспорте. Капсулу возложил в то время начальник Управления внутренних дел на водном транспорте полковник милиции Юсупов М.Р. И по прошествии 15 лет ему же было поручено достать эту капсулу с посланием потомкам.


Почетным ветераном МВД России Мансуром Юсуповым в присутствии руководства МВД РФ и ветеранов была извлечена указанная капсула с посланием потомкам из подножия указанного памятника и вручена начальнику Управления на транспорте МВД РФ по ЦФО генералу-лейтенанту полиции Калинкину Олегу Викторовичу, который зачитал данное послание личному составу водной полиции.

Было принято решение заново возложит новую капсулу с посланием потомкам от подразделения полиции на 150-летие со дня образования полиции на водном транспорте. Начальник ЛО МВД РФ на водном транспорте полковник Алексей Рыков положил новую капсулу с посланием потомкам на подножие памятника.

Мероприятие прошло на высоком организованном и патриотическом духовном уровне.