Упражнения для формирования слогов и ударения. Картотека по формированию слоговой структуры слова

Разделы: Логопедия

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, – одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребёнка родному языку в детском саду и в семье.

Для воспитания полноценной личности нужно устранить всё, что мешает свободному общению ребёнка с коллективом. Важно, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно, чётко, выразительно. Особенно необходимым для ребёнка становится правильное произношение звуков и слов тогда, когда он начинает овладевать грамотой. Практика логопедической работы показывает, что часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов, и это одна из причин возникновения дисграфий и дислексий у школьников.

Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавление новых слогов или звуков). Нарушение слоговой структуры слова обычно выявляется при логопедическом обследовании детей с общим недоразвитием речи. Как правило, диапазон данных нарушений варьируется: от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в условиях спонтанной речи до грубых нарушений при повторении ребёнком двух- и трёхсложных слов без стечения согласных даже с опорой на наглядность. Отклонения в воспроизведении слогового состава слова могут проявляться следующим образом:

1. Нарушение количества слогов:
– сокращение слога;
– опускание слогообразующей гласной;
– увеличение количества слогов за счёт вставки гласных.
2. Нарушение последовательности слогов в слове:
– перестановка слогов;
– перестановка звуков соседних слогов.
3. Искажение структуры отдельного слога:
– сокращение стечений согласных;
– вставки согласных в слог.
4. Уподобление слогов.
5. Персеверации (циклическое повторение).
6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими).
7. Контаминации (смешение элементов слова).

Нарушение слоговой структуры слов может сохраняться у детей с патологией речевого развития довольно долго, обнаруживаясь всякий раз, как только ребёнок сталкивается с новой звуко-слоговой и морфологической структурой слова .

Выбору методов и приёмов коррекционной работы по устранению данного нарушения всегда предшествует обследование ребёнка, в ходе которого выявляется степень и уровень нарушения слоговой структуры слов. Это позволит установить границы доступного для ребёнка уровня, с которого следует начинать коррекционные упражнения.

В основе данного вида работы лежит принцип системного подхода в коррекции речевых нарушений и классификация А.К.Марковой , которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности:

1. Двухсложные слова из открытых слогов (ива, дети).
2. Трёхсложные слова из открытых слогов (охота, малина).
3. Односложные слова (дом, сок).
4. Двухсложные слова с закрытым слогом (диван, мебель).
5. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).
6. Двухсложные слова из закрытых слогов (тюльпан, компот).
7. Трёхсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон).
8. Трёхсложные слова со стечением согласных (комната, ботинки).
9. Трёхсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ягнёнок, половник).
10. Трёхсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка, матрёшка).
11. Односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, шкаф).
12. Односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт, зонт).
13. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (плётка, кнопка).
14. Четырёхсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков. Свою работу я строила в два этапа:

– подготовительный; цель данного этапа – подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка;
– коррекционный; цель этого этапа – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребёнка.

На подготовительном этапе я проводила упражнения сначала на невербальном уровне, а затем на вербальном.

Упражнение «Повтори так же»

Цель: учить воспроизводить заданный ритм.
Материалы: мяч, барабан, бубен, металлофон, палочки.
Ход упражнения: Логопед задаёт ритм с одним из предметов, ребёнок должен повторить так же.

Упражнение «Сосчитай правильно»

Цель: учить считать звуки.
Материал: детские музыкальные и шумовые инструменты, карточки с цифрами, кубик с точками.
Ход упражнения:
Вариант 1. Ребёнок хлопает в ладоши (стучит в бубен и др.) столько раз, сколько точек выпало на кубике.
Вариант 2. Логопед воспроизводит звуки, ребёнок считает их и поднимает карточку с соответствующей цифрой.

Упражнение «Выбери схему»

Цель: учить соотносить ритмический рисунок с его схемой на карточке.
Материал: карточки со схемами ритмических рисунков.
Ход упражнения:
Вариант 1. Логопед задаёт ритмический рисунок, ребёнок выбирает соответствующую схему на карточке.
Вариант 2. Ребёнок воспроизводит ритмический рисунок по заданной схеме.

Упражнение «Длинное – короткое»

Цель: учить различать длинные и короткие по звучанию слова.
Материал: фишки, длинные и короткие полоски бумаги, картинки.
Ход упражнения:
Вариант 1. Логопед произносит слова, ребёнок кладёт фишку на длинную или короткую полоску.
Вариант 2. Ребёнок называет слова на картинках и раскладывает их на две группы: к длинной полоске и к короткой.

На коррекционном этапе работа проводилась на вербальном уровне с обязательным «включением» слухового, зрительного и тактильного анализаторов.

Упражнения на уровне звуков:

  1. «Произнеси звук А столько раз, сколько точек на кубике. Произнеси звук О столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши.»
  2. «Узнай, какой звук (серию звуков) я произнесла». Узнавание по беззвучной артикуляции, произнесение с голосом.
  3. Определение ударного гласного в ударной позиции (в серии звуков).

Упражнения на уровне слогов:

– Произносить цепочку слогов с одновременным нанизыванием колец на пирамидку (построением башенки из кубиков, перекладыванием камешков или бусинок).
– «Пальчики здороваются» – произнесение цепочки слогов с прикосновением на каждый слог пальцев руки с большим пальцем.
– Сосчитать количество слогов, произнесённых логопедом.
– Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов.
– Запоминание и повторение цепочки слогов разных типов.

Упражнения на уровне слова:

Игра с мячом

Цель: учить отхлопывать слоговой ритм слова.
Материал: мяч.
Ход игры: ребёнок отбивает мячом ритм заданного логопедом слова.

Игра «Телеграф»

Цель: развивать умение делить слова на слоги.
Материал: палочки.
Ход игры: ребёнок «передаёт» заданное слово, отстучав его ритмический рисунок.

Игра «Сосчитай, не ошибись»


Материал: пирамидка, кубики, камешки.
Ход игры: ребёнок произносит заданные логопедом слова и выкладывает камешки (кольца пирамидки, кубики). Сравнить слова: где камешков больше, то и слово длиннее.

Цель: учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие.
Материал: мяч.
Ход игры: дети передают мяч друг другу и одновременно называют слог заданного слова.

Игра «Назови правильное слово»

Цель: учить различать правильно звучащие слова.
Материал: картинки.
Ход игры: логопед произносит слова неправильно, ребёнок называет слова правильно (если ребёнку трудно выполнить задание, то в помощь даются картинки).

Упражнение «Что изменилось?»

Цель: учить различать разную слоговую структуру слова.
Материал: картинки.
Ход упражнения: ребёнок объясняет различие между словами.
Слова: кот, кошка, котёнок. Дом, домик, домище.

Упражнение «Найди самое длинное слово»

Цель: закреплять умение делить слова на слоги.
Материал: картинки.
Ход упражнения: ребёнок выбирает из предложенных картинок ту, на которой изображено самое длинное слово.

Упражнение «Сосчитай, не ошибись»

Цель: закреплять умение детей делить слова на слоги.
Материал: картинки, карточки с цифрами.
Ход упражнения: Логопед показывает картинки, дети показывают цифру, соответствующую количеству слогов в слове (вариант усложнения – цифру ударного слога).

Упражнение «Какое слово отличается»

Цель: учить различать слова с разной ритмической структурой.
Материал: картинки.
Ход упражнения: логопед называет серию слов, дети определяют лишнее слово (использовать картинки, если дети затрудняются).
Слова: бак, рак, мак, ветка. Вагон, бутон, батон, самолёт.

Упражнение «Назови одинаковый слог»

Цель: закреплять умение сравнивать слоговую структуру слов.
Материал: картинки.
Ход упражнения: ребёнок должен найти одинаковый слог в предложенных словах (самолёт, молоко, прямо, мороженое).

Игра «Конец слова за тобой»

Цель: учить синтезировать слова из слогов.
Материал: мяч.
Ход игры: логопед начинает слово и бросает мяч ребёнку, он добавляет одинаковый слог ША: ка…, ва…, Да…, Ма…, Ми…

Игра «Какое слово получилось?»

Цель: упражнять в простейшем слоговом анализе.
Материал: мяч.
Ход игры: ребёнок, бросая мяч логопеду, произносит первый слог. Логопед, возвращая мяч, говорит второй слог и просит ребёнка назвать слово полностью.

Ребёнок: Логопед: Ребёнок:
кет букет
фет буфет
Бу тон бутон
бен бубен

Упражнение «Назови ласково»

Цель: учить чётко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при образовании имён существительных.
Материал: мяч.
Ход упражнения: логопед, бросая мяч ребёнку, называет предмет. Ребёнок, возвращая мяч, называет его «ласково».
Бант – бантик, бинт – бинтик, куст – кустик, шарф – шарфик, лист – листик.

Упражнение «Назови слово правильно»

Цель: учить чётко произносить слова слоговой структуры 7-го типа, развивать слуховое внимание и память.
Материал: предметные картинки.
Ход упражнения: логопед показывает картинку и произносит звукосочетание. Ребёнок поднимает руку, когда услышит правильное название предмета и называет его.

Логопед: Ребёнок:
Мосалёт
Ломасёт самолёт
Самолёт

Игра «Слоговые кубики»

Цель: упражнять в синтезе двухсложных слов.
Материал: кубики с картинками и буквами.
Ход игры: дети должны собрать слова из двух частей.

Игра «Цепочка слов»

Цель: закреплять умение анализировать и синтезировать двух- трёхсложные слова.
Материал: карточки с разделёнными на части картинками и словами.
Ход игры: дети выкладывают цепочку из слов (картинок) по типу домино.

Игра «Логокуб»

Цель: упражнять в слоговом анализе одно- двух- и трёхсложных слов.
Материал: куб, набор предметных картинок, карточки с цифрами.
Ход игры: дети выбирают из общего набора картинок те, которые соответствуют заданному количеству слогов и закрепляют их на определённой грани куба.

Игра «Поезд»

Цель: учить подбирать слова с заданной слоговой схемой.
Материал: поезд с вагончиками, набор предметных картинок, схемы слоговой структуры слов.
Ход игры: детям предлагается помочь «рассадить пассажиров» в вагоны в соответствии с количеством слогов.

Игра «Пирамида»

Цель: закреплять умение анализировать слоговой состав слова.
Материал: набор предметных картинок.
Ход игры: ребёнок должен расположить картинки в заданной последовательности: одно вверху – с односложным словом, два в середине – с двухсложными словами, три внизу – с трёхсложными словами.

Упражнение «Собери слово»

Цель: учить синтезировать двух- трёхсложные слова.
Материал: карточки со слогами на тонированной бумаге.
Ход упражнения: каждый ребёнок выкладывает по одному слову. Затем обмениваются набором карточек и игра продолжается.

Упражнение «Подбери слово»

Цель: закреплять умение анализировать слоговую структуру слов.
Материал: предметные картинки, карточки со схемами слоговой структуры. Карточки со словами (для читающих детей).
Ход упражнения:
Вариант 1. Ребёнок подбирает схемы к картинкам.
Вариант 2. Ребёнок подбирает картинки к схемам.

Игра «Наведём порядок»

Цель: совершенствовать слоговой анализ и синтез.
Материал: набор карточек со слогами на тонированной бумаге.
Ход игры: дети выбирают из общего количества слоги и расставляют их в нужном порядке.

Игра «Кто больше»

Цель: совершенствовать умение синтезировать слова из слогов.
Материал: набор карточек со слогами на бумаге одного цвета.
Ход игры: из общего количества слогов дети выкладывают как можно больше вариантов слов.

Литература:

  1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. СПб: Детство-Пресс, 2000.
  2. Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. Москва: Сфера, 2007.
  3. Волина В.В. Учимся играя. Екатеринбург: Арго,1996.
  4. Козырева Л.М. Мы читаем по слогам. Комплекс игр и упражнений для детей 5 – 7 лет. Москва: Гном и Д, 2006.
  5. Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова. Москва: Сфера, 2007.
  6. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб: Союз,1999.
  7. Лопухина И.С. Логопедия. Москва: Аквариум, 1996.
  8. Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. Москва: Гном и Д, 2001.
  9. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Москва: 1991.
  10. Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова. Москва: Гном и Д, 2001.

Игры и игровые упражнения в формировании слоговой структуры слов.

Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития у него формируются высшие психические формы познавательной деятельности.

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, – одна из важных задач в общей системе работы по развитию речи.

Важно, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно, чётко, выразительно. Особенно необходимым для ребёнка становится правильное произношение звуков и слов тогда, когда он начинает овладевать грамотой. Практика логопедической работы показывает, что часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов.

Слоговая структура слова – это характеристика слова с точки зрения количества, последовательности и видов составляющих его звуков и слогов.

Нарушения слоговой структуры слов представляют значительную сложность для логопедической работы. Эти нарушения сохраняются у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживаясь всякий раз, как только ребенок сталкивается с новой звуко-слоговой и морфологический структурой слова. Дети старшего дошкольного возраста часто сознательно избегают употребления наиболее трудно произносимых для них слов, пытаясь тем самым скрыть свой дефект от окружающих. Недостаточная степень коррекции данного вида фонологической патологии в дошкольном возрасте впоследствии приводит к возникновению у школьников дисграфии и дислексии, а также вызывает появление так называемых вторичных психических наслоений, связанных с болезненным переживанием этих явлений.

Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавление новых слогов или звуков). Нарушение слоговой структуры слова обычно выявляется при логопедическом обследовании детей с общим недоразвитием речи. Как правило, диапазон данных нарушений варьируется: от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в условиях спонтанной речи до грубых нарушений при повторении ребёнком двух- и трёхсложных слов без стечения согласных даже с опорой на наглядность. Отклонения в воспроизведении слогового состава слова могут проявляться следующим образом:

    Нарушение количества слогов:
    – сокращение слога;
    – опускание слогообразующей гласной;
    – увеличение количества слогов за счёт вставки гласных.
    2. Нарушение последовательности слогов в слове:
    – перестановка слогов;
    – перестановка звуков соседних слогов.
    3. Искажение структуры отдельного слога:
    – сокращение стечений согласных;
    – вставки согласных в слог.
    4. Уподобление слогов.
    5. Персеверации (циклическое повторение).
    6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими).
    7. Контаминации (смешение элементов слова).

Выбору методов и приёмов коррекционной работы по устранению данного нарушения всегда предшествует обследование ребёнка, в ходе которого выявляется степень и уровень нарушения слоговой структуры слов. Это позволит установить границы доступного для ребёнка уровня, с которого следует начинать коррекционные упражнения.

В основе данного вида работы лежит принцип системного подхода в коррекции речевых нарушений и классификация А.К.Марковой, которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности:

1. Двухсложные слова из открытых слогов (ива, дети).
2. Трёхсложные слова из открытых слогов (охота, малина).
3. Односложные слова (дом, сок).
4. Двухсложные слова с закрытым слогом (диван, мебель).
5. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).
6. Двухсложные слова из закрытых слогов (тюльпан, компот).
7. Трёхсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон).
8. Трёхсложные слова со стечением согласных (комната, ботинки).
9. Трёхсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ягнёнок, половник).
10. Трёхсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка, матрёшка).
11. Односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, шкаф).
12. Односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт, зонт).
13. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (плётка, кнопка).
14. Четырёхсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков.

Построить коррекционную работу можно в два этапа:

– подготовительный; цель данного этапа – подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка;
– коррекционный; цель этого этапа – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребёнка.

На подготовительном этапе проводятся упражнения сначала на невербальном уровне, а затем на вербальном.

Упражнение «Повтори так же»

Цель: учить воспроизводить заданный ритм.
Материалы: мяч, барабан, бубен, металлофон, палочки.
Ход упражнения: Логопед задаёт ритм с одним из предметов, ребёнок должен повторить так же.

Упражнение «Сосчитай правильно»

Цель: учить считать звуки.
Материал: детские музыкальные и шумовые инструменты, карточки с цифрами, кубик с точками.
Ход упражнения:
Вариант 1. Ребёнок хлопает в ладоши (стучит в бубен и др.) столько раз, сколько точек выпало на кубике.
Вариант 2. Логопед воспроизводит звуки, ребёнок считает их и поднимает карточку с соответствующей цифрой.

Упражнение «Выбери схему»

Цель: учить соотносить ритмический рисунок с его схемой на карточке.
Материал: карточки со схемами ритмических рисунков.
Ход упражнения:
Вариант 1. Логопед задаёт ритмический рисунок, ребёнок выбирает соответствующую схему на карточке.
Вариант 2. Ребёнок воспроизводит ритмический рисунок по заданной схеме.

Упражнение «Длинное – короткое»

Цель: учить различать длинные и короткие по звучанию слова.
Материал: фишки, длинные и короткие полоски бумаги, картинки.
Ход упражнения:
Вариант 1. Логопед произносит слова, ребёнок кладёт фишку на длинную или короткую полоску.
Вариант 2. Ребёнок называет слова на картинках и раскладывает их на две группы: к длинной полоске и к короткой.

На коррекционном этапе работа проводитсь на вербальном уровне с обязательным «включением» слухового, зрительного и тактильного анализаторов.

Упражнения на уровне звуков:

    «Произнеси звук А столько раз, сколько точек на кубике. Произнеси звук О столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши.»

    «Узнай, какой звук (серию звуков) я произнесла». Узнавание по беззвучной артикуляции, произнесение с голосом.

    Определение ударного гласного в ударной позиции (в серии звуков).

Упражнения на уровне слогов:

– Произносить цепочку слогов с одновременным нанизыванием колец на пирамидку (построением башенки из кубиков, перекладыванием камешков или бусинок).
– «Пальчики здороваются» – произнесение цепочки слогов с прикосновением на каждый слог пальцев руки с большим пальцем.
– Сосчитать количество слогов, произнесённых логопедом.
– Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов.
– Запоминание и повторение цепочки слогов разных типов.

Упражнения на уровне слова:

Игра с мячом

Цель: учить отхлопывать слоговой ритм слова.
Материал: мяч.
Ход игры: ребёнок отбивает мячом ритм заданного логопедом слова.

Игра «Телеграф»

Цель: развивать умение делить слова на слоги.
Материал: палочки.
Ход игры: ребёнок «передаёт» заданное слово, отстучав его ритмический рисунок.

Игра «Сосчитай, не ошибись»


Материал: пирамидка, кубики, камешки.
Ход игры: ребёнок произносит заданные логопедом слова и выкладывает камешки (кольца пирамидки, кубики). Сравнить слова: где камешков больше, то и слово длиннее.

Цель: учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие.
Материал: мяч.
Ход игры: дети передают мяч друг другу и одновременно называют слог заданного слова.

Игра «Назови правильное слово»

Цель: учить различать правильно звучащие слова.
Материал: картинки.
Ход игры: логопед произносит слова неправильно, ребёнок называет слова правильно (если ребёнку трудно выполнить задание, то в помощь даются картинки).

Упражнение «Что изменилось?»

Цель: учить различать разную слоговую структуру слова.
Материал: картинки.
Ход упражнения: ребёнок объясняет различие между словами.
Слова: кот, кошка, котёнок. Дом, домик, домище.

Упражнение «Найди самое длинное слово»

Цель: закреплять умение делить слова на слоги.
Материал: картинки.
Ход упражнения: ребёнок выбирает из предложенных картинок ту, на которой изображено самое длинное слово.

Упражнение «Сосчитай, не ошибись»

Цель: закреплять умение детей делить слова на слоги.
Материал: картинки, карточки с цифрами.
Ход упражнения: Логопед показывает картинки, дети показывают цифру, соответствующую количеству слогов в слове (вариант усложнения – цифру ударного слога).

Упражнение «Какое слово отличается»

Цель: учить различать слова с разной ритмической структурой.
Материал: картинки.
Ход упражнения: логопед называет серию слов, дети определяют лишнее слово (использовать картинки, если дети затрудняются).
Слова: бак, рак, мак, ветка. Вагон, бутон, батон, самолёт.

Упражнение «Назови одинаковый слог»

Цель: закреплять умение сравнивать слоговую структуру слов.
Материал: картинки.
Ход упражнения: ребёнок должен найти одинаковый слог в предложенных словах (самолёт, молоко, прямо, мороженое).

Игра «Конец слова за тобой»

Цель: учить синтезировать слова из слогов.
Материал: мяч.
Ход игры: логопед начинает слово и бросает мяч ребёнку, он добавляет одинаковый слог ША: ка…, ва…, Да…, Ма…, Ми…

Игра «Какое слово получилось?»

Цель: упражнять в простейшем слоговом анализе.
Материал: мяч.
Ход игры: ребёнок, бросая мяч логопеду, произносит первый слог. Логопед, возвращая мяч, говорит второй слог и просит ребёнка назвать слово полностью.

Ребёнок: Логопед: Ребёнок:
кет букет
фет буфет
Бу тон бутон
бен бубен

Упражнение «Назови ласково»

Цель: учить чётко произносить слова слоговой структуры 6-го типа при образовании имён существительных.
Материал: мяч.
Ход упражнения: логопед, бросая мяч ребёнку, называет предмет. Ребёнок, возвращая мяч, называет его «ласково».
Бант – бантик, бинт – бинтик, куст – кустик, шарф – шарфик, лист – листик.

Упражнение «Назови слово правильно»

Цель: учить чётко произносить слова слоговой структуры 7-го типа, развивать слуховое внимание и память.
Материал: предметные картинки.
Ход упражнения: логопед показывает картинку и произносит звукосочетание. Ребёнок поднимает руку, когда услышит правильное название предмета и называет его.

Логопед: Ребёнок:
Мосалёт
Ломасёт самолёт
Самолёт

Игра «Слоговые кубики»

Цель: упражнять в синтезе двухсложных слов.
Материал: кубики с картинками и буквами.
Ход игры: дети должны собрать слова из двух частей.

Игра «Цепочка слов»

Цель: закреплять умение анализировать и синтезировать двух- трёхсложные слова.
Материал: карточки с разделёнными на части картинками и словами.
Ход игры: дети выкладывают цепочку из слов (картинок) по типу домино.

Игра «Логокуб»

Цель: упражнять в слоговом анализе одно- двух- и трёхсложных слов.
Материал: куб, набор предметных картинок, карточки с цифрами.
Ход игры: дети выбирают из общего набора картинок те, которые соответствуют заданному количеству слогов и закрепляют их на определённой грани куба.

Игра «Поезд»

Цель: учить подбирать слова с заданной слоговой схемой.
Материал: поезд с вагончиками, набор предметных картинок, схемы слоговой структуры слов.
Ход игры: детям предлагается помочь «рассадить пассажиров» в вагоны в соответствии с количеством слогов.

Игра «Пирамида»

Цель: закреплять умение анализировать слоговой состав слова.
Материал: набор предметных картинок.
Ход игры: ребёнок должен расположить картинки в заданной последовательности: одно вверху – с односложным словом, два в середине – с двухсложными словами, три внизу – с трёхсложными словами.

Упражнение «Собери слово»

Цель: учить синтезировать двух- трёхсложные слова.
Материал: карточки со слогами на тонированной бумаге.
Ход упражнения: каждый ребёнок выкладывает по одному слову. Затем обмениваются набором карточек и игра продолжается.

Упражнение «Подбери слово»

Цель: закреплять умение анализировать слоговую структуру слов.
Материал: предметные картинки, карточки со схемами слоговой структуры. Карточки со словами (для читающих детей).
Ход упражнения:
Вариант 1. Ребёнок подбирает схемы к картинкам.
Вариант 2. Ребёнок подбирает картинки к схемам.

Игра «Наведём порядок»

Цель: совершенствовать слоговой анализ и синтез.
Материал: набор карточек со слогами на тонированной бумаге.
Ход игры: дети выбирают из общего количества слоги и расставляют их в нужном порядке.

Игра «Кто больше»

Цель: совершенствовать умение синтезировать слова из слогов.
Материал: набор карточек со слогами на бумаге одного цвета.
Ход игры: из общего количества слогов дети выкладывают как можно больше вариантов слов.

Таким образом, упражнения подбираются в зависимости от уровня речевого и интеллектуального развития детей, их возраста и вида речевой патологии. Работа по коррекции слоговой структуры слов ведётся длительно, систематизированно, по принципу от простого к сложному, с учётом ведущего вида деятельности детей и с применением наглядности. Благодаря этому можно достичь значительных результатов по формированию слоговой структуры слова у детей.

Отношение к дидактической игре как к средству, обладающему мощным обучающим, развивающим и адаптирующим потенциалом, прошло длительную проверку временем. В логопедической практике игра стала одним из действенных инструментов активизации речевых и познавательных способностей детей, развития у них устойчивого интереса и потребности в совместной деятельности с взрослыми и сверстниками.

Включая дидактические игры в коррекционные занятия обеспечивается позитивный эффект как в преодолении речевых нарушений, так и в развитии внеречевых процессов, составляющих психологическую базу речи (восприятие, внимание, память, мышление). Особо важна роль игры в плане становления ребенка как субъекта коммуникативной и учебно-познавательной деятельности, что служит действенной профилактикой возможной школьной неуспеваемости.

Востребованность дидактических игр для формирования слоговой структуры слова обусловлена необходимостью повышения эффективности коррекционно – развивающей работы и профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР для обеспечения социальной успешности в соответствии с принципами организации образовательного процесса, изложенными в ФГОС ДО.

Практическая значимость использования таких игр состоит в возможности оптимизации этапа коррекционного воздействия, с учетом психолого-педагогических особенностей и потребностей детей с речевой патологией и интеграцией в образовательные области; возможности определения уровня речевого развития, слоговой структуры слова и определении индивидуального маршрута каждого ребёнка; повышении качества сформированности речевых навыков у детей с общим недоразвитием речи.

Основывается на следующих принципах: - все упражнения проводятся в игровой форме; - лексический материал должен состоять из правильно произносимых звуков; - создавать игровые поощрения, побуждающие к активному участию на занятии; - отработанные слоговые сочетания, включаются в слова и предложения; - создать условия для мотивации и положительных эмоций к занятиям; - как вспомогательное средство используются зрительные символы звуков; - новые слова произносятся с одновременным отхлопыванием, отстукиванием слогового контура; - уточняется лексическое значение новых слов.

Фонетический этап обучения грамоте начинается с введения понятия "слог". В лингвистике это понятие трактуется но-разному: "Слог - минимальная единица речевого потока: гласный звук (слогообразующий элемент) или сочетание гласного с одним или несколькими согласными звуками. Слог не соотносится со значимыми единицами языка (словами, морфемами), это фонетическая языковая единица. С точки зрения артикуляции - это минимальная произносительная единица. С акустической точки зрения - это звуковая волна с нарастанием и ослаблением звучности, вершиной этой волны является гласный звук". В методической науке понятие "слог" трактуется с точки зрения его практического использования как совокупность звуков, произносимых на одном выдохе.

Усвоение этого понятия оказывает влияние на весь процесс обучения чтению и письму: во-первых, ребенок учится читать по слогам; во-вторых, осваивает деление слов на слоги; в-третьих, при письме для самоконтроля диктует себе по слогам, а позже - соотносит собственное слогоделение с известными правилами переноса слов. Попутно заметим: слогораздел -явление фонетическое, объективно существующее в языке. Деление слов на слоги для переноса - условное правило письма. Смешивать два этих процесса при обучении русскому языку не следует.

Для предупреждения неверных профессиональных действий, связанных с обучением школьников фонетическому слогоделению, учителям дан такой методический совет: "Не следует навязывать детям какой-либо единственно верный способ слогоделения. Даже в лингвистических трудах существуют разные точки зрения па природу слогоделения. Поэтому учитель должен признавать верными равнодопустимые варианты: пал-ка и па-лка. Но, разумеется, недопустимы прямые ошибки слогоделения: ку-ст или око-шко. И ни в коем случае нельзя подменять естественные способы членения слова на слоги правилами переноса или морфемного членения слова".

В период обучения грамоте целесообразно определять слог как естественную произносительную единицу речи, часть слова, произносимую на одном выдохе (одном толчке воздуха). Этот опознавательный признак слога до ориентировки на его звуковой состав позволяет подвести первоклассников к выводу: чтобы разделить слово на слоги, надо произнести его быстро, резко, так, чтобы на одном выдохе прозвучала одна часть. Такое произношение близко к скандированию: слово "само распадается" на "кусочки" - слоги, поэтому этот произносительный прием вводится как способ действия ученика при делении слова на слоги. В букварях слог обозначается по-разному, в зависимости от принятой системы условных обозначений: иии или_|_|_.



Фрагмент урока

Известно ли вам, что болельщики на стадионе изучают русский язык? Не верите? А что кричат болельщики, чтобы поддержать любимую команду? (Дети называют возможные слова: или название команды, или Шайбу] Или Молодиы и др.)

Давайте на время станем болельщиками, продолжает учитель, - и прокричим некоторые слова поддержки. Но только будем наблюдать, как произносятся слова: целиком или как-то иначе. (Дети скандируют слова по заданию учителя: У-ра , у-ра, у-ра! Да-вай , да-вай, да-вай! Фи-ниш, фи-ниш, фи-ниш и др.)

Что произошло со словами? (Они распались на кусочки.)

Болельщики помогли нам узнать, что слова делятся на части. Каждая часть - это слог. Повторите это новое слово. Как же нужно произнести слово, чтобы разделить его на слоги? (Прокричать, как болельщики.)

Давайте покажем на схеме количество слогов в слове | или ии.

Из представленного фрагмента урока сделаем методические выводы.

1. Для того чтобы слово "распалось" на кусочки-слоги, его необходимо два-три раза произнести особым образом - проскандировать. Скандированное произношение - это тот способ действия, которым должны овладеть учащиеся для деления слова на слоги, поэтому произносить слово и наблюдать (слушать) за его изменениями дети должны сами.

2. В центре внимания учителя должен находиться процесс освоения детьми способа действия, поэтому в течение всего периода обучения он не должен меняться: если надо разделить слово на слоги, следует его проскандировать.

Понятие "ударение". Ударение связывается с более длительным и громким произнесением одного из слогов, а в нем - гласного звука. Именно этот опознавательный признак отражен в определении ударения как лингвистического понятия. "Ударение - способ организации фонетически целостного отрезка речи. Словесное ударение - это выделение одного из слогов слова фонетическими средствами (увеличением длительности гласного, а также силой звука; на письме выделяется надстрочным знаком """. Ударение играет важную роль в звуковой организации слова, обладая смыслоразличительной и форморазличительной функциями (ср.: запах (аромат) - запах (вид застежки); побеги (им. сущ. во ми. ч.) - побеги (гл. в повел, накл.) . Кроме того, русское ударение обладает подвижностью и может перемещаться с одной морфемы на другую в процессе словоизменения и словообразования (трава - травы - травы - травинка - травяной). Эта функция ударения помогает в решении орфографических задач. Кроме того, изучение свойств русского ударения направлено на закрепление в речи детей, в том числе и первоклассников, орфоэпической нормы. Важность овладения первоклассниками ударением как фонетическим понятием трудно переоценить.

Для определения места ударения слово должно быть произнесено целиком, без элементов скандирования. В практике рекомендуется прием произнесения слова с интонацией удивления или вопроса: удобно использовать модель "Это_?" Приведем пример знакомства с этим способом действия.

Фрагмент урока

Составим слоговые схемы имен главных героев сказки "Приключения Буратино", - говорит учитель и вывешивает на доску "портреты" Мальвины, пуделя Артемона и Тортиллы. С помощью приема хорового скандирования дети выполняют задание. На доске появляются слоговые схемы:_|_|_,_|_|_,_| |

Что интересного заметили? - продолжает учитель беседу. (Во всех словах три слога.)

Как же нам теперь узнать, где чье имя? (Дети в затруднении.)

Я знаю один волшебный вопрос, с помощью которого мы сможем это узнать. Послушайте: Это МальвИна? Это ТортИлла? Это Артем Он? - произносит учитель с выделением голосом места ударения в каждом слове. - Вы заметили, что один слог я произносила громче, чем другие, будто ударяла по нему голосом? Покажем этот слог специальным значком (").

В процессе дальнейшей коллективной работы слоговые схемы дополняются знаком ударения, а беседа заканчивается необходимыми обобщениями и выводами.

Какой знак помог нам различить слови с одинаковым количеством слогов? Как надо произнести слово, чтобы определить в нем ударение? Что нового мы узнали о слове?

Усвоение такого произносительного приема в качестве способа действия позволяет ученику определить место ударения в слове и при самостоятельной работе, когда следует использовать шепотное произношение; вопросительная интонация сохраняется. С этого момента обучения к характеристике слога добавляется указание на его ударность.

Знакомство со звуками речи целесообразно начать с установления различия между звуками, которые окружают ребенка (школьный звонок, сигнал автомобиля, шум дождя, голоса птиц и т.д.), и звуками речи человека, из которых складываются слова устной речи. Эти звуки возникают при работе органов речи - языка, губ, зубов, голосовых связок. Па этом этапе уместно проведение фонетического эксперимента, когда ученики по заданию учителя наблюдают, как при произнесении различных звуков по-разному движутся губы, язык и т.д. В это время весьма эффективными помощниками учителя станут фонетические игры и игровые упражнения со звуками и словами, обеспечивающие ученикам естественные речевые действия, а не знания из области фонетики. Заметим, что фонетика предоставляет богатые возможности для применения игры. Это отметил известный русский методист А. М. Пешковский: "Нигде игра не сливается так близко с делом и трудом, как в... фонетике. Нигде... эта игра не превращается с такой легкостью в серьезное, развивающее мыслительный аппарат дело, как в фонетике".

Основным способом действия, который следует освоить первоклассникам для вычленения последовательности звуков в слове и определения их качества, становится протяжное произнесение каждого звука или его многократное повторение в том случае, если звук по своим акустическим характеристикам не тянется. Этим произносительным приемом школьники не владеют, поэтому образец такого "выговаривания" каждого звука демонстрирует учитель. Способ вычленения звуков из слова обоснован и подробно описан Д. Б. Элькониным: "Для анализа слова мама ребенок должен произнести его 4 раза, каждый раз выделяя голосом следующий звук: ММММама, мАЛЛАма, маММММа, мамАААА" . При этом каждый выделенный звук обозначается принятым условным знаком - сначала это Ц а по мере освоения характеристик звука (гласный (согласный), твердый (мягкий), глухой (звонкий)) добавляются и соответствующие обозначения.

Звуки речи трактуются как "кратчайшие, далее не делимые элементы произносимой речи, которые образуются при прохождении выдыхаемой воздушной струи через ротовую полость. При отсутствии преграды образуются звуки речи, состоящие только из голоса, - гласные; при наличии преграды в виде сомкнутых органов или узкой щели образуются звуки речи, состоящие из шума или шума и голоса, - согласные".

Гласные и согласные звуки целесообразно рассматривать одновременно, так как их акустические особенности ярче проявляются в сопоставлении. В качестве опознавательных признаков согласных и гласных звуков выступает наличие или отсутствие, во-первых, преграды для выдыхаемого воздуха при произнесении и, во-вторых, смыкательных и размыкательных действий речевого аппарата. "С позиций артикуляции речь представляет последовательность смыкательно-размыкательных движений: произносим согласный - артикуляция смыкания, произносим гласный - артикуляция размыкания". Распространенное объяснение различия гласных и согласных звуков, связанное с тем, что гласные звуки можно петь и тянуть, а согласные - нельзя, оказывается несостоятельным: многие согласные звуки можно тянуть. Гласные звуки можно назвать ртораскрывателями (термин М. В. Панова): чем громче их произносят, тем шире надо раскрыть рот; гласные звуки можно кричать. А согласные звуки - ртосмыкатели: чем громче их произносят, тем плотнее смыкаются губы; эти звуки кричать невозможно. Гласными звуки называются потому, что они всегда произносятся с голосом (голос - глас), а согласные звуки в русской речи перемежаются с гласными (со-гласные).

Для обозначения гласных звуков используют значок [о]: выдыхаемый воздух проходит свободно, "сквозь трубочку". Для обозначения согласных звуков до введения обозначений мягкости (твердости) остается

При рассмотрении особенностей гласных звуков следует организовать работу, из которой первоклассники сделают вывод: в слоге может быть только один гласный звук, который принимает или не принимает на себя ударение. В связи с этим к гласному звуку добавляется характеристика ударность (безударность). Для дальнейшего обучения русскому языку умение устанавливать место ударения в слове, определять ударные и безударные гласные в нем трудно переоценить, так как правило обозначения на письме безударных гласных в слове - наиболее частотная орфограмма русского правописания.

Характеристика твердых и мягких согласных звуков строится на сравнении их произношения. Эти различия особенно ярко выявляются при работе с парными по твердости (мягкости) согласными. Для вычленения таких звуков подбираются слова с парными по твердости (мягкости) согласными в сильной позиции (в начале или в конце слова), например [кошка - [к"иска. Приведем пример беседы.

Фрагмент урока

Каждое утро, - начинает беседу учитель, - хозяйку встречали во дворе корова и котенок. Корова приветствовала хозяйку грубым, твердым голосом: "Ммммммуууууу!", а котенок - тоненьким, мягким голоском: "Ммммммяу!" Каждый "говорил" по-своему. Давайте выделим первый звук, который произносила корова, м понаблюдаем за его произношением: МММММММ. (Дети повторяют вслед за учителем.) Какой это звук? (Согласный.) Какой голос у коровы? (Грубый, твердый.) Вот и первый звук такой же - твердый согласный. Выделите первый звук, который произносил котенок. (М"М"М"М"). Какой это звук? (Согласный.) Какой голосок у котенка? (Тоненький, мягкий.) И первый звук такой же: мягкий согласный. Произнесите твердый согласный (М). Обозначим его [^]. А теперь произнесите мягкий согласный (М"). Обозначим его [=].

А теперь потренируемся различать твердые и мягкие согласные звуки.

Чтобы различать мягкие и твердые согласные звуки, школьникам необходимо научиться их сопоставлять, произнося парами. В процессе такой работы постепенно дети узнают, что не все согласные звуки русского языка имеют пару по твердости (мягкости).

Учителю, работающему в классе с многонациональным составом учащихся, следует учесть, что не во всех языках согласные звуки могут дифференцироваться по твердости (мягкости), поэтому для некоторых детей, изучающих русский язык, этот аспект обучения грамоте будет представлять определенную проблему.

Формирование у учащихся умения различать мягкие и твердые согласные звуки, понимать их смыслоразличительную роль - необходимый компонент не только фонетической работы, но и пропедевтики освоения русского правописания.

Опознавательные признаки глухих и звонких согласных связаны со способом их образования (произношения). Звонкие согласные образуются вибрацией голосовых связок. При произнесении согласных глухих участвует только шум, голосовые связки спокойны. Наблюдение за работой голосовых связок - способ действия для определения качества согласных звуков. Традиционный прием, который существует в практике обучения для различения глухих и звонких согласных звуков в момент их произнесения - положение ладоней школьника на месте нахождения голосовых связок или на ушах.

Система действий, которыми овладевают первоклассники при освоении фонетических понятий, обеспечивает становление у школьников комплекса фонетических умений. В процессе дальнейшего изучения русского языка эти умения необходимо развивать. Именно сформированность фонетических умений во многом определит успешность освоения младшими школьниками правописания.

Игры и упражнения для формирования слоговой структуры слова.

Упражнения на уровне звуков:

  1. «Произнеси звук [А] столько раз, сколько точек на кубике. Произнеси звук [О] столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши»
  2. «Узнай, какой звук (серию звуков) я произнесла». Узнавание по беззвучной артикуляции, произнесение с голосом.
  3. Определение ударного гласного в ударной позиции (в серии звуков).

Упражнения на уровне слогов:

Произносить цепочку слогов с одновременным построением башни из кубиков (перекладыванием бусинок, пуговиц).
- «Пальчики здороваются» - произнесение цепочки слогов с прикосновением на каждый слог пальцев руки с большим пальцем.
- Сосчитать количество слогов (произнесённых).
- Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов.
- Запоминание и повторение цепочки слогов разных типов.

Упражнения на уровне слова:

Игра с мячом

Цель: учить отхлопывать слоговой ритм слова.
Материал: мяч.
Ход игры: ребёнок отбивает мячом ритм заданного слова.

Игра «Телеграф»

Цель: развивать умение делить слова на слоги.
Материал: палочки.
Ход игры: ребёнок «передаёт» заданное слово, отстучав его ритмический рисунок.

Игра «Сосчитай, не ошибись»


Материал: пирамидка, кубики, камешки.
Ход игры: ребёнок произносит заданные слова и выкладывает камешки (кольца пирамидки, кубики, пуговицы, бусинки). Сравнить слова: где больше, то и слово длиннее.

Цель: учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие.
Материал: мяч.
Ход игры: дети передают мяч друг другу и одновременно называют слог заданного слова.

Упражнение «Что изменилось?»

Цель: учить различать разную слоговую структуру слова.
Материал: картинки.
Ход упражнения: ребёнок объясняет различие между словами.
Слова: кот, кошка, котёнок. Дом, домик, домище.

Упражнение «Найди самое длинное слово»

Цель: закреплять умение делить слова на слоги.
Материал: картинки.
Ход упражнения: ребёнок выбирает из предложенных картинок ту, на которой изображено самое длинное слово.

Упражнение «Какое слово отличается»

Цель: учить различать слова с разной ритмической структурой.
Материал: картинки.
Ход упражнения: логопед называет серию слов, дети определяют лишнее слово (использовать картинки, если дети затрудняются).
Слова: бак, рак, мак, ветка. Вагон, бутон, батон, самолёт.

Упражнение «Назови одинаковый слог»

Цель: закреплять умение сравнивать слоговую структуру слов.
Материал: картинки.
Ход упражнения: ребёнок должен найти одинаковый слог в предложенных словах (самолёт, молоко, мороженое).

Игра «Конец слова за тобой»

Цель: учить синтезировать слова из слогов.
Материал: мяч.
Ход игры: взрослый начинает слово и бросает мяч ребёнку, он добавляет одинаковый слог ША: ка…, ва…, Да…, Ма…, Ми…

Игра «Слоговые кубики»

Цель: упражнять в синтезе двухсложных слов.
Материал: кубики с картинками и буквами.
Ход игры: дети должны собрать слова из двух частей.

Игра «Пирамида»

Цель: закреплять умение анализировать слоговой состав слова.
Материал: набор предметных картинок.
Ход игры: ребёнок должен расположить картинки в заданной последовательности: одно вверху - с односложным словом, два в середине - с двухсложными словами, три внизу - с трёхсложными словами.

Упражнение «Подбери слово»

Цель: закреплять умение анализировать слоговую структуру слов.
Материал: предметные картинки, карточки со схемами слоговой структуры. Карточки со словами (для читающих детей).
Ход упражнения:
Вариант 1. Ребёнок подбирает схемы к картинкам.
Вариант 2. Ребёнок подбирает картинки к схемам.

Игра «Наведём порядок»

Цель: совершенствовать слоговой анализ и синтез.
Материал: набор карточек со слогами на тонированной бумаге.
Ход игры: дети выбирают из общего количества слоги и расставляют их в нужном порядке.

Игра «Кто больше»

Цель: совершенствовать умение синтезировать слова из слогов.
Материал: набор карточек со слогами на бумаге одного цвета.
Ход игры: из общего количества слогов дети выкладывают как можно больше вариантов слов.

Фавзана Аюпова

Важным этапом в обучении дошкольников звуковому анализу является различение гласных и согласных звуков, твёрдых и мягких согласных. В различении звуков должна участвовать, прежде всего языковая интуиция, чутьё, которое можно и нужно упражнять. Наиболее удобным объектом для пробуждения звуковой интуиции, нужной для того, чтобы дошкольник легко различал гласные и согласные, являются ударные гласные звуки, которые легче всего тянутся, произношению которых ничто не мешает. Хочу предложить вам игры на выделение и интонирование ударных гласных звуков. (Идеи для некоторых игр взяты у Е. А. Бугрименко, Г. А. Цукерман, И. Р. Калмыковой)

Научить ребёнка выделять ударные гласные звуки легче всего в игре «Позови друга» . Напоминаете ребёнку, что вы своего товарища, который находится далеко от вас, окликаете «МарИИИна!» (Но ни в коем случае не «Ма- ри-на!») Затем все игрушки в комнате разбегаются, а вы помогаете ребёнку позвать их правильно: кУУУбик, кнИИИга, зАААйчик. И ребёнок услышит этот долгий, ударный звук.

Для формирования слоговой структуры слов и навыка выделения ударной гласной провожу игру "Найди ударный слог " (в односложных, двухсложных и трёхсложных словах).

Детям предлагается игровое поле со слогоударными схемами и предметные картинки с 1-3 сложными словами. (Большая карточка с предметными картинками разрезается по линиям).


Играющим поровну раздают маленькие карточки. По очереди дети произносят свои слова (названия картинок, определяют ударный слог и находят на игровом поле соответствующую слогоударную схему и закрывают схему предметной картинкой. Если ребёнок ошибается, право хода переходит следующему игроку. Выигрывает тот, кто первый разместил свои карточки на игровом поле.

Звуковое царство. Дворец гласных звуков.

Цель игры : продолжать учить детей голосом выделять ударные гласные звуки в словах – названиях предметов, обозначающих продукты, посуду, кухонную утварь.

Ход игры: - Послушайте, ребята, сказку о споре обитателей дворцовой кухни. Однажды они заспорили, кто из них самый главный.

Я самый главный, - хрустел румяной корочкой Хлеб, - Без меня никто за стол не садится!

Нет, я самая главная! – Забулькала Вода, - Без меня ни одно блюдо нельзя приготовить!


Нет, я главнее, - возразила Соль, - Если меня забудут положить в кастрюлю, то кушанье никто не станет есть.

Поспорили и решили: царём кухни будет тот, кто сможет созвать как можно больше подчинённых. А в Звуковом царстве друг другу служили слова с одинаковыми ударениями. У них даже форма была одинаковой. Все слова, с ударным «А» - носили крАААсные мундиры, все слова с ударным «Э» - носили б (ЭЭЭ)лые мундиры, с ударным «О» - ж (ООО)лтые мундиры. (Педагогам не стоит забывать, что мы играем в звуковые игры). Дети начинают называть слова, выделяя голосом ударный звук: «чАААйник», «полотЭЭЭнце», «моркОООвка», называют его отдельно-ударный звук «А», а педагог рядом с водой ставит человечка в красном мундире.


В конце игры считают, у кого, сколько подчиненных, и надевают корону тому обитателю, кто сумел созвать больше подчинённых. Он становится королём кухни.


Мастера Звуковых дел

Они научат детей выделять в словах ударные звуки.


У каждого мастера есть свой молоточек. Ударит мастер «ЭХ» по звуку «Э», и он зазвучит долго и громко. Братец «УХ» ударяет только по звуку «У», «АХ» по звуку «А», «ОХ» - по звуку «О». У мастеров работы много, потому что слов много, ни одно слово не остается без ударения. А ещё братья большие спорщики: как встретят слово, начинают спорить - кому ударить молоточком? Помоги им договорится.


Вот однажды братцы оказались в лесу и встретились с дикими зверями. И опять они заспорили, у кого больше работы. Помогите братцам: чьи слова "медвЕЕЕдь", "лисААА", " тИИИгр", "волчОООк"? (Вариантов игр много: Звуковые мастера могут оказаться на рыбалке, в магазине игрушек, собирать урожай плодов, путешествуют на разных видах транспорта, покупают себе одежду, обувь и т. д.)


Игра - эксперимент «Волшебник – ударение»


Цель: на практике показать детям силу звучания ударного слога.

Зажигаю свечу, подношу к губам и произношу слово: «барабан». Почему пламя трижды заколебалось? Потому что в слове три слога, три толчка. Почему оно погасло при произнесении третьего слога? Делаем вывод: что последний слог ударный, а ударный слог произносится с силой, усиливается напор выдыхаемого воздуха.

Во второй половине года, когда овладели первоначальными навыками чтения, для понимания подвижности ударения, провожу с детьми следующие игры:

«Слова разнообразные – одинаковые и разные»

Цель: помочь детям понять, что ударение в слове играет очень важную роль: оно способствует различению слов, изменяя место ударения, мы можем изменить смысл слова.

Детям предлагаются пары слов:

ирис – ирис

гвоздики – гвоздики

замок – замок

мука – мука

кружки – кружки

стрелки – стрелки

Дети читают слова и говорят, что слова одинаковые. Предлагаю прочесть слова сначала с ударением на первом слоге, затем – во втором слоге. Изменился ли смысл слова? Предлагаю подобрать соответствующие к значению слов картинки парами.

Игра помогает понять детям, что от изменения ударения, может измениться смысл слова.

Игра «Кастинг»

помогает детям понять подвижность ударения.

В русском языке ударение может падать на любой слог. А есть такие языки, в которых ударение падает на один и тот же определённый слог. Например, во французском языке ударение падает на последний слог: Париж, монтёр, пальто, шахтёр. Французы, когда учатся говорить по – русский, часто произносят слова на французский лад.


А теперь предлагаю игру

«Кастинг».

Вас пригласили сниматься в кино, где вам предстоит сыграть роль француза, который плохо говорит по – русский, с ударением на последнем слоге. Объявляется кастинг на роль француза. Прочтите слова на слайде так, как их прочитал бы француз: щука, курица, кукушка, муха, рыба, малина, лилия.