Экономическое обоснование 2. Технико-экономическое обоснование: определение, пример, отличия от бизнес-плана

Важным этапом при реализации бизнес-проекта является расчет соотношения рисков и планируемой доходности. В экономической науке существуют методы для такого расчета, которые позволяют определить целесообразность вложения в проект денег.

Для нового бизнес-проекта разрабатывается , он необходим как для самих владельцев, так и для привлечения денежных средств от (банки, инвестиционные компании, частные инвесторы). В состав бизнес-плана включается технико-экономическое обоснование (далее ТЭО). В действующем бизнесе ТЭО также используется при модернизации производства или внедрении его нового направления.

ТЭО является официальным документом, в котором содержатся технико-экономические исследования, позволяющие определить степень целесообразности реализации намеченного бизнес-проекта.

В нем приводиться расчет и анализ экономических показателей, подбираются варианты наиболее эффективных экономических и технических решений, предлагаются организационные методы для их внедрения на предприятии.

Назначение и основные задачи документа. Правила его использования

Основным назначением технико-экономического обоснования является наглядность дохода от вложения средств в реализацию нового проекта или модернизацию действующего бизнеса.

Составление ТЭО позволяет проанализировать внешние и внутренние факторы, которые будут воздействовать на проект в ходе существования. На практике ТЭО составляется в виде документа при подаче заявки на банковское кредитование.

ТЭО может содержать несколько вариантов развития событий в ходе осуществления проекта, и, следовательно, руководители наглядно могут увидеть эффект от вложения денежных средств.

Технико-экономическое обоснование позволяет управленцам предприятия решать следующие задачи:

  1. Выбор более эффективного проекта;
  2. Привлечение дополнительных источников финансирования инвестиционного проекта;
  3. Повышение производительности (если ТЭО составлен для действующего бизнеса), и как следствие увеличение доходности.

Структура и содержание

Структура технико-экономического обоснования инвестиционного проекта не предполагает строго установленного содержания. Разделы, которые будут включены в ТЭО будут зависть от масштаба намеченного проекта, определенных целей проекта, от желания руководителей, либо требований кредиторов или инвесторов. Таким образом, структура и содержание технико-экономического содержания носят рекомендательный характер, выделим те разделы, которые могут быть включены в ТЭО .

Если Вы еще не зарегистрировали организацию, то проще всего это сделать с помощью онлайн сервисов, которые помогут бесплатно сформировать все необходимые документы: Если у Вас уже есть организация, и Вы думаете над тем, как облегчить и автоматизировать бухгалтерский учет и отчетность, то на помощь приходят следующие онлайн-сервисы, которые полностью заменят бухгалтера на Вашем предприятии и сэкономят много денег и времени. Вся отчетность формируется автоматически, подписывается электронной подписью и отправляется автоматически онлайн. Он идеально подходит для ИП или ООО на УСН , ЕНВД , ПСН , ТС , ОСНО.
Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь , как это стало просто!

Резюме

В нем указывается название, участники, цели, общая стоимость, источники привлечения средств, основные показатели финансовой обоснованности реализации инвестиционного проекта. Данная часть является ключевой, так как в ней излагается основная суть проекта. Представленная в резюме информация должна быть изложена кратко и емко.

Подробная расшифровка представленных пунктов дается в последующих разделах ТЭО.

Описание деятельности предприятия

В этом пункте указывается: отрасль, принципы структуры управления, перспективы данного направления на рынке. Приводятся возможные или уже действующие партнерские связи.

Описание идеи проекта

Данный раздел освещает актуальность и инновационность внедрения данного проекта, и те проблемы, которые позволит решить его реализация.

Если в рамках проекта предлагается производство конкретного товара, то освещаются его характеристики: наименование, области применения, конкурентоспособность на рынке. Также может указываться информация о экологичности и возможности его утилизации после окончания эксплуатации.

Приводится производственная программа, где указывается:

  • объем выпуска товара;
  • стоимость с обоснованием;
  • рынок сбыта произведенного товара.

Финансовая составляющая реализации проекта

В этой части ТЭО приводится описание источников привлеченных средств, указываются кредиторы или инвесторы (при их наличии), этапы использования и погашения полученных денег.

Такая информация представляется в виде расчетов экономических коэффициентов.

Экономический эффект от реализации

В заключительном разделе приводятся сведения о проекта, о , количестве созданных рабочих мест и иные данные.

Правила и пошаговая инструкция оформления

Несмотря на то, что ТЭО составляется для каждого проекта индивидуально и не существует единых правил его оформления, эксперты все же рекомендуют придерживаться определенных рекомендаций. Это облегчит работу для новичков в этой области и не позволит отойди от главной задачи – максимально полно отразить целесообразность реализации проекта.

Представим ряд рекомендованных пошаговых действий при оформлении ТЭО:

  • раскрыть основные характеристики и достижения предприятия (при наличии действующего), сведения о руководителях, представить идею проекта;
  • дать характеристику отрасли, ее состояния в настоящие время, перспективы развития в целом в стране, так и определенном регионе. Это может быть спрос на тот продукт, который будет выведен на рынок в рамках проекта, анализ деятельности конкурентов и характеристика их продукции;
  • осветить данные о затратах и доходах при реализации ТЭО. Важно разделить затраты на временные и постоянные, доходы рассчитать при разных уровнях спроса;
  • дать общую оценку реализации проекта. Для этого составляется план движения денежных средств и прогнозный баланс, который содержит и форма №1.

Обязательные данные, которые должным быть указаны в ТЭО

Технико-экономическое обоснование составляется для различных отраслевых направлений бизнеса, в связи с чем и его разделы могут заменяться или добавляться.

Но неизменными пунктами в ТЭО являются:

  1. Описание проекта, его роль в развитие предприятия, также может указываться влияние на экономику в целом страны или отдельного региона;
  2. Анализ рыночных условий;
  3. Анализ трудозатрат;
  4. Финансовый анализ нового проекта;
  5. Планирование периода окупаемости;
  6. Проведение экономической оценки инвестиционного проекта.

Отличительные особенности документа

Для того, чтобы разобраться в отличительных чертах ТЭО от бизнес-плана, необходимо привести их понятие.

Бизнес-план – это документ, характеризующий реализацию бизнес-проекта со всех сторон деятельности бизнеса.

ТЭО представляет собой описание реализации проекта с позиции экономических показателей и характеристики необходимого оборудования для запуска проекта.

Бизнес-план более объемное представление материала о проекте, содержит много теоретической информации. ТЭО более наглядно показывает эффективность вложения средств. Таким образом, в составе бизнес-плана находится технико-экономическое обоснование.

Более наглядно представим основные параметры, которые отличают ТЭО от бизнес-плана в таблице.

Параметр сравнения ТЭО Бизнес-план
Цели составления Обоснование доходности и эффективности проекта только с экономической и технической стороны Оценка всех факторов оказывающих влияние на проект
Потребители - управленческий персонал;
- акционеры;
- партнеры;
- реже банки и инвесторы.
- инвестиционные компании;
- венчурные фонды;
- крупные банки.
Структура документа - общие параметры проекта;
- статьи расходов и доходов, анализ коэффициентов;
- обоснование потребности в денежных ресурсах.
- параметры проекта, а также сведения о предприятии, учредителях;
- анализ рынка, в том числе маркетинговые исследования;
- организационный план;
- воздействие нормативной базы на реализацию проекта;
- риски, в том числе экономические;
- финансовый анализ;
- расчет экономического эффекта от реализации проекта.
Случаи, при которых составляется документ - поиск средств на внедрение нового оборудования;
- запуск новой линии на производстве;
- иные проекты, связанные с модернизацией.
- запуск инновационного проекта;
- запуск стартапа;
- привлечение полной суммы необходимой для реализации проекта.

Особенности ТЭО для различных типов проектов

ТЭО разрабатывается, как отмечалось выше, для различных целей предприятия. В связи с чем в теории выделяют несколько видов технико-экономического обоснования реализации проектов.

Представим их более подробнее.

ТЭО для инвестиционного проекта составляется наглядного отображения доходности проекта. В его рамках реализуется зачастую уже проверенный и знакомый для рынка товар. Заказчиками данного вида выступают инвесторы.

Для инновационного проекта требуется более подробный расчет эффективности, так как предполагается, что продукт новый. Рисков в таком проекте значительно больше. Основными потребителями данного вида ТЭО являются руководители.

ТЭО для строительного проекта имеет более сложную структуру. В нем отражается производственная мощность и вместимость капитального строения. Приводятся исследования рынка недвижимости конкретного региона, указываются сведения о земельном участке.

ТЭО при реконструкции направлено на раскрытие сведений о необходимости обновления производственного комплекса. Упор в структуре данного вида документа делается на отделочные работы, при необходимости указываются приобретение нового оборудования.

Составление технико-экономического обоснования при модернизации несет тот же смысл, что и при реконструкции, только в этом случае дается обоснование замены или доработки основных средств: оборудования, машин и прочие.

ТЭО для сельскохозяйственного проекта содержит в своей структуре варианты использования имеющихся земельных участков, методов ведения хозяйства, модели использования получившейся продукции (дальнейшая переработка, продажа).

О ТЭО для геологических проектов смотрите в следующем видеосюжете:

Как писать технико-экономическое обоснование (ТЭО)? Да элементарно, достаточно всего лишь открыть ГОСТ 24.202-80 Система технической документации на АСУ. Требования к содержанию документа «», хоть он и не действует в РФ, а затем тупо и формально следовать тексту, поскольку какой-либо полноценной ему замены (скорее всего) не существует, но технико-экономические обоснования никто еще не отменял. Лучше уж так, чем гнать в качестве технико-экономического обоснования всяческую отсебятину. Редакция от 20.06.2018.

Как писать технико-экономическое обоснование (ТЭО)?

Создан 19.12.2016 13:08:53

Отсутствие полноценной замены многим переставшим действовать советским стандартам - это, мягко говоря, диверсия со стороны. Так, к примеру, ГОСТ 22352-77 Гарантии изготовителя. Установление и исчисление гарантийных сроков в стандартах и технических условиях. Общие положения, также утратил силу в РФ. Так что делать-то разработчикам, ведь гарантийные обязательства, как и технико-экономические обоснования, никто не отменял?! Только пользоваться утратившими силу, но без упоминаний о них непосредственно в текстах разрабатываемых документов .

Но вернемся к теме и откроем ГОСТ 24.202, начнем с общих положений. Согласно п. 1.1 ГОСТ 24.202-80 документ «Технико-экономическое обоснование создания АСУ» (ТЭО АСУ) предназначен для обоснования производственно-хозяйственной необходимости и технико-экономической целесообразности создания или развития АСУ (далее - создания АСУ).

Таким образом, назначение документа становится более чем очевидным. Для конкретики имеет смысл обратиться к системам электронного документооборота, к которым относятся практически любые, будь то бухгалтерские, учета кадров и им подобные. Совершенно ясно, что бухгалтерия в классическом ее «бумажном» ее виде не слишком эффективна, - это когда тетеньки с толстенными задницами или дяденьки в нарукавниках носятся с, передавая их друг другу, заполняют кучу всяких журналов учета, совершая при этом массу и создавая полную организационную неразбериху.

Как указывалось нами в предыдущих статьях, любые организационные проблемы необходимо решать (техническим путем, путем автоматизации, снижая, тем самым, долю ручного труда), - в этом и состоит производственно-хозяйственная необходимость. Теперь о технико-экономической: любая грамотная и толковая автоматизация каких-либо деятельности всегда приводит к повышению экономической данной деятельности, за вычетом, разумеется, всевозможных затрат. Все просто.

Далее. Согласно п. 1.4 ГОСТ 24.202-80 для вновь проектируемых и строящихся исходные данные, необходимые для написания ТЭО АСУ, определяют на основе объектов-аналогов. Объекты-аналоги сейчас модно называть, их анализ необходим, поскольку всегда проще создавать что-либо не с нуля, а на основе уже имеющегося опыта, отечественного и (или) зарубежного.

И, наконец, не следует смущаться, что речь в ГОСТ 24.202-80 идет о технико-экономическом обосновании создания АСУ . АСУ - это просто один из подвидов, так что ТЭО на АСУ вполне применимо к любой АС.

О составе и содержании технико-экономического обоснования (ТЭО)

Согласно п. 2.1 ГОСТ 24.202-80 документ ТЭО АСУ должен содержать следующие разделы:

  • введение;
  • характеристика объекта и существующей системы управления;
  • , критерии и ограничения создания АСУ;
  • и создаваемой АСУ;
  • ожидаемые технико-экономические результаты создания АСУ;
  • выводы и предложения.

Что может быть неочевидным в этом требовании? Да все очевидно, надо просто создать перечисленные выше разделы, причем стилем 1-го уровня, если кто-то еще пользуется вордом. Стиль, кстати, разными стандартами определяется по-разному - и вот.

Основание для проведения работ (по разработке технико-экономического обоснования - ТЭО)

Основание для проведения работ (по разработке технико-экономического обоснования - ТЭО) - что тут писать? Основания для проведения работ могут быть разными: приказ при проведении, договор с заказчиком, документы, оперативно-техническая записка и еще много чего. Ненужное удалить.

Наименование организации-заказчика (технико-экономического обоснования - ТЭО)

Наименование организации-заказчика (технико-экономического обоснования - ТЭО) - если таковой имеется. Если разработка ведется инициативно, то заказчиком будет, скорее всего, высшее руководство предприятия-исполнителя (или руководство какого-то смежного подразделения того же предприятия).

Наименование организаций-участников работ (по разработке ТЭО)

Наименование организаций-участников работ (по разработке ТЭО) - могут быть и, всех их надо перечислить. Ну и тоже является организацией-участником.

Сроки начала и окончания работ (по разработке технико-экономического обоснования - ТЭО)

Источник - это либо заказчик, либо госбюджет, либо сам исполнитель - самофинансирование. Объемы финансирования обычно расписываются по стадиям и этапам выполнения работ (выполнил стадию или этап - получи кусок финансирования в определенном объеме), что, собственно, и составляет порядок финансирования.

Перечень нормативно-технических документов, методических материалов, использованных при проведении ТЭО - здесь приводится перечень стандартов и методических указаний. Для любых видов автоматизированных систем это будут ГОСТы 34-го комплекса и (в качестве методических указаний), а также.

О ссылочных стандартах

Ссылочные стандарты в ГОСТ 34.ххх и РД 50-34.698-90 далеко не всегда указываются явно. Так, к примеру, в подразделах «Требования к надежности» и «Требования безопасности» технического задания по ГОСТ 34.602 они не указаны, но подразделы эти должны разрабатываться согласно ГОСТ 27.ххх и ГОСТ 12.ххх соответственно. Но мужики-то не знают, а потому и спрашивают, а что в этих писать?!

Подраздел «Требования к качеству программных средств» должен разрабатываться согласно ГОСТ 28195, «Требования по диагностированию системы» - согласно ГОСТ 20911.

Иными словами, к любому разделу (подразделу и т.д.) технического задания может и должен быть «прикручен» соответствующий ссылочный стандарт или набор стандартов, но этого сделано не было изначально, а потом весь комплекс стандартов на автоматизированные системы с момента начала его действия так толком ни разу и не пересматривался (это со слов г-на). Это и понятно, 34-й комплекс стандартов датируется 89-90 годами прошлого века, когда перестроечный горбачевский бардак практически уже привел к развалу страны и всем стало не до стандартизации, выжить бы...


Характеристика объекта и существующей системы управления

Согласно п. 2.3 ГОСТ 24.202-80 раздел «Характеристика объекта и существующей системы управления» должен содержать:

  • общую характеристику объекта;
  • характеристику производственно-хозяйственной деятельности, организационной и объекта;
  • характеристику существующей системы управления и ее структурных с указанием распределения функций управления между элементами;
  • характеристику, используемых и средств управления;
  • перечень и характеристику недостатков в организации и управлении объектом (в методах управления, организационной структуре управления, выполнении функций управления, обеспечении информацией и т.д.);
  • оценку производственных потерь, возникающих из-за недостатков в организации и управлении по объекту в целом и его частям (ухудшение технико-экономических и социальных показателей деятельности объекта и его частей);
  • характеристику готовности объекта к созданию АСУ.

Примечание - Для объектов с развиваемыми АСУ в разделе приводят характеристики автоматизированных и неавтоматизированных частей существующей системы управления.

Все также тупо и формально создаем соответствующие подразделы путем копирования, не забывая грамотно «просклонять и проспрягать» их.

Общая характеристика объекта

Общая характеристика объекта - в отношении общей характеристики объекта можно хоть Соловьёвым заливаться. Разумнее всего зайти на официальный сайт заказчика и срисовать оттуда раздел «О компании» или аналогичный по смыслу. Вот простой пример:

ООО «Газпром добыча где-то там» - мощная высокорентабельная компания, в сферу деятельности которой входит:

  • поиск и разведка новых залежей нефти и газа;
  • интенсификация действующих месторождений;
  • добыча газа, конденсата, нефти;
  • подготовка углеводородного сырья;
  • оказание услуг по подготовке сырья сторонних поставщиков;
  • транспорт газа, конденсата, нефти и продуктов их подготовки;
  • обеспечение области газом и жидким топливом;
  • обеспечение промышленной и экологической безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов;
  • мониторинг окружающей среды.

ООО «Газпром добыча где-то там» выпускает высоколиквидную конкурентоспособную продукцию:

  • сухой газ;
  • сжиженный газ;
  • стабильный конденсат с нефтью;
  • широкую фракцию легких углеводородов;
  • пропан-бутан технический;
  • этан;
  • гелий (газообразный, жидкий);
  • одорант;
  • сера (жидкая, комовая, гранулированная);
  • жидкий кислород;
  • жидкий азот».

И в таком духе.

Характеристика производственно-хозяйственной деятельности, организационной и производственной структуры объекта - с этим сложнее. Чтобы все перечисленное охарактеризовать, следует открыть материал и с особой пристальностью отнестись к этапам 1.1 и 2.1. Фактически это проведение предпроектного обследования, о котором было рассказано в статье.

Об организационно-хозяйственной деятельности в части ее текущего состояния вам расскажут неохотно и сбивчиво, но расскажут. Предположим, все про тот же документооборот. Про организационную структуру объекта - возможно, но на уровне организационно-штатной структуры организации, о вертикальных и горизонтальных связях между подразделениями.

А вот о производственной структуре могут и умолчать. При обследовании одной энергоснабжающей организации потребовалась информация о схеме прокладки подземных силовых кабельных сетей с привязкой к карте местности, но в информации этой было немедленно отказано, поскольку она попросту секретна. Пример, быть может, не слишком удачен, но суть отражает.

Характеристика существующей системы управления и ее структурных элементов с указанием распределения функций управления между элементами организационной структуры

Характеристика существующей системы управления и ее структурных элементов с указанием распределения функций управления между элементами организационной структуры - этот подраздел во многом повторяет предыдущий.

Характеристика функций управления, используемых методов и средств управления

Характеристика функций управления, используемых методов и средств управления - этот тоже, но просто на более детальном уровне. Все это расписывается по результатам проведения предпроектного обследования. Данный пункт и оба предыдущих - «три сапога - пара».

Перечень и характеристика недостатков в организации и управлении объектом (в методах управления, организационной структуре управления, выполнении функций управления, обеспечении информацией и т.д.)

Перечень и характеристика недостатков в организации и управлении объектом (в методах управления, организационной структуре управления, выполнении функций управления, обеспечении информацией и т.д.) - рассуждать об этих правильных вещах можно много и долго

О недостатках организации - кто помнит, во время о но надо было отстоять очередь за колбасой, пока продавец ее не взвесит и не объявит цену, затем, уже зная цену, отстоять очередь в кассу и пробить чек, а потом с чеком вернуться к прилавку и забрать свою колбасу. Или то, что творилось во всяких коммунальных организациях до введения «одного (единого) окна» - приходилось за каждой бумажкой занимать очередь в каждое отдельное окошко, а затем в другие, чтобы передать туда эту бумажку и получить другую.

В этом подразделе надо расписать всю ту дурь, которая имеет место быть в настоящее время, а уж критиковать все мы горазды

Отдельно об обеспечении информацией. При Союзе в мало-мальски серьезных организациях всегда присутствовали БНТИ - бюро. А то и отделы - ОНТИ. Чем они занимались: они рассылали руководителям подразделений бумажные карточки, содержащие по тематике подразделения или по конкретному его руководителя. Такое было не слишком эффективным, поскольку велся вручную по формальным признакам - , а не по смысловому содержанию - такое стало возможно сравнительно недавно с появлением мощных автоматизированных.

Оценка производственных потерь, возникающих из-за недостатков в организации и управлении по объекту в целом и его частям (ухудшение технико-экономических и социальных показателей деятельности объекта и его частей) - возьмем за пример очереди на кассы в «Шестерочках» или иных подобных заведениях. Народ офигевает и злится, когда из десяти касс работают две, многие просто бросают корзинки или тележки и уходят без покупок. Потери прямые - снижение объемов продаж и выручки, т.е. показателей экономических. И социальные тоже - злющий покупатель уходит с мыслью «Да чтоб я еще раз сюда поперся...». Теряется имидж организации и снижается «лояльность» покупателей.

Характеристика готовности объекта к созданию АСУ

Характеристика готовности объекта к созданию АСУ - должны быть какие-то изначальные предпосылки, упрощающие создание и внедрение АС на объекте. Если, к примеру, на объекте имеется локальная сеть, проводная или беспроводная, то объект БОЛЕЕ готов, а если нет, то МЕНЕЕ

Есть штат персонала, способного эксплуатировать АС - БОЛЕЕ готов, нет - МЕНЕЕ. Ну и так далее.

Цели, критерии и ограничения создания АСУ

Согласно п. 2.4 ГОСТ 24.202-80 раздел «Цели, критерии и ограничения создания АСУ» должен содержать:

  • формулировку производственно-хозяйственных, научно-технических и экономических и критериев создания АСУ;
  • характеристику ограничений по созданию АСУ.

Примечание - Цели и критерии создания АСУ должны быть заданы в виде изменения соответствующих.

Формулировка производственно-хозяйственных, научно-технических и экономических целей и критериев создания АСУ

Формулировка производственно-хозяйственных, научно-технических и экономических целей и критериев создания АСУ - о целях заморачиваться не будем, дадим ссылку на одной из предыдущих статей, в нем все четко расписано и не имеет смысла повторяться. С критериями тоже все очевидно, это - Соотношение, характеризующее степень достижения и принимающее различные числовые в зависимости от используемых воздействий на или конкретных результатов деятельности [из п. 6 прил. 1 ГОСТ 34.003-90].

Характеристика ограничений по созданию АСУ

Характеристика ограничений по созданию АСУ - допустим, смета на банкет по случаю согласования и утверждения технико-экономического обоснования не должна превышать такой-то суммы. Чем не ограничение ? Т.е. снизиться с такой-то суммы до другой-то суммы - а это уже изменения значений соответствующих показателей .

Функции и задачи создаваемой АСУ в технико-экономическом обосновании (ТЭО)

Согласно п. 2.5 ГОСТ 24.202-80 раздел «Функции и задачи создаваемой АСУ» должен содержать:

  • обоснование выбора перечня функций и комплексов задач (задач) управления с указанием внедрения;
  • требования к характеристикам реализации функций и задач управления в соответствии с действующими нормативно-техническими документами, определяющими общие технические требования к АСУ конкретного вида;
  • дополнительные требования к АСУ в целом и ее частям, учитывающие специфику объекта управления и создаваемой АСУ.

Продолжаем действовать в духе детализации, см.

Обоснование выбора перечня автоматизированных функций и комплексов задач (задач) управления с указанием очередности внедрения

Обоснование выбора перечня автоматизированных функций и комплексов задач (задач) управления с указанием очередности внедрения - здесь надо вернуться к подр. Характеристика производственно-хозяйственной деятельности, организационной и производственной структуры объекта и нижележащим, в них все рассказано, что и где плохо, поэтому сразу становится понятным перечень всего того, что надо автоматизировать.

В части очередности внедрения, см. .

Требования к характеристикам реализации функций и задач управления в соответствии с действующими нормативно-техническими документами, определяющими общие технические требования к АСУ конкретного вида

Требования к характеристикам реализации функций и задач управления в соответствии с действующими нормативно-техническими документами, определяющими общие технические требования к АСУ конкретного вида - ничего нового, см. Перечень нормативно-технических документов, методических материалов, использованных при проведении ТЭО .

Дополнительные требования к АСУ в целом и ее частям, учитывающие специфику объекта управления и создаваемой АСУ

Дополнительные требования к АСУ в целом и ее частям, учитывающие специфику объекта управления и создаваемой АСУ - допустим, АС - . Можно смело добавлять что-нибудь о ее и мерах по соблюдению режима секретности, по.

Ожидаемые технико-экономические результаты создания АСУ

Согласно п. 2.6 ГОСТ 24.202-80 раздел «Ожидаемые технико-экономические результаты создания АСУ» должен содержать:

  • перечень основных источников экономической эффективности, получаемых в результате создания АСУ (в том числе - экономия производственных, улучшение, повышение производительности труда и т.д.) и оценку ожидаемых изменений основных технико-экономических и социальных показателей производственно-хозяйственной деятельности объекта (например показателей по номенклатуре и объемам производства, себестоимости продукции, рентабельности, отчислениям в фонды экономического стимулирования, уровню социального развития);
  • оценку ожидаемых затрат на создание АСУ с распределением их по очередям создания АСУ и по годам;
  • ожидаемые обобщающие показатели экономической эффективности АСУ.

Примечание - В разделе указывают только те показатели деятельности объекта, которые будут претерпевать изменения в результате создания АСУ.

Тут, наверное, комментарии излишни. Хотя...

Откроем подр. Оценка производственных потерь, возникающих из-за недостатков в организации и управлении по объекту в целом и его частям (ухудшение технико-экономических и социальных показателей деятельности объекта и его частей) . Насколько снижается товарооборот, если из десяти работают всего две кассы? Потери экономические? Безусловно! Это еще и истечение срока годности продуктов (с последующей их утилизацией), излишняя загрузка складских помещений - а они должны опустошаться достаточно шустро - товар должен разлетаться как можно быстрее.

Выводы и предложения

Согласно п. 2.7 ГОСТ 24.202-80 раздел «Выводы и предложения» должен состоять из следующих подразделов:

  • выводы о производственно-хозяйственной необходимости и технико-экономической целесообразности создания АСУ;
  • предложения по совершенствованию организации и управления;
  • рекомендации по созданию АСУ.

Согласно п. 2.7.1 ГОСТ 24.202-80 подраздел «Выводы о производственно-хозяйственной необходимости и технико-экономической целесообразности создания АСУ» должен содержать:

  • сопоставление ожидаемых результатов создания АСУ с заданными целями и критериями создания АСУ (по целевым показателям и нормативным требованиям);
  • принципиальное решение вопроса о создании АСУ (положительное или отрицательное).

Тоже все просто. Цели - улучшить что-то, а предполагаемые результаты - такие-то. В плюс уходим? Отлично! Принимаем положительное принципиальное решение вопроса о создании АС.

Согласно п. 2.7.2 ГОСТ 24.202-80 подраздел «Предложения по совершенствованию организации и управления» должен содержать предложения:

  • по совершенствованию производственно-хозяйственной деятельности;
  • по совершенствованию организационной и функциональной структур системы управления, методов управления, по развитию видов обеспечения АСУ и т.д.

Примечание - Предложения должны быть конкретными и отражать основные направления совершенствования организации и управления.

Все повторяется вновь и вновь - документы должны замыкаться сами на себя Предложения по:

  • по совершенствованию производственно-хозяйственной деятельности - см. Характеристика производственно-хозяйственной деятельности, организационной и производственной структуры объекта ;
  • по совершенствованию организационной и функциональной структур системы управления, методов управления, по развитию видов обеспечения АСУ и т.д. - см. ту же ссылку.

Что надо сделать в рамках усовершенствования? Сократить очереди у касс, создать систему электронного документооборота, чтобы бухгалтеры не носились с бумажками и т.д.

Согласно п. 2.7.3 ГОСТ 24.202-80 подраздел «Рекомендации по созданию АСУ» должен содержать рекомендации:

  • по виду создаваемой АСУ, ее совместимости с другими АСУ и неавтоматизируемой частью существующей системы управления;
  • по организационной и функциональной структуре создаваемой АСУ;
  • по составу и характеристикам подсистем и видов обеспечения АСУ;
  • по организации использования имеющихся и приобретению дополнительных средств вычислительной техники;
  • по составу организаций-разработчиков, которые необходимо привлечь к созданию АСУ;
  • по рациональной организации разработки и внедрения АСУ;
  • по определению основных и дополнительных, внешних и внутренних источников и видов объемов финансирования и материального обеспечения разработок АСУ;
  • по обеспечению производственных условий создания АСУ;
  • другие рекомендации по созданию АСУ.

А вот тут комментарии уж точно излишни.

Экономическое обоснование в его простейшей форме указывает причину, по которой соответствующая организация намерена выполнить данный проект. Экономическое обоснование обычно включает обсуждение выгод, которые организация может получить в результате успешного выполнения данного проекта, возможных альтернатив, а также финансовый анализ с целью определения инвестиционной привлекательности данного проекта.

На практике - особенно в случае крупных проектов или проектов, заключающих в себе значительный риск для организации, - экономическое обоснование нередко оформляется в виде самостоятельного документа и прилагается к форме инициализации проекта. В случае небольших и средних проектов (которые встречаются чаще всего) выгоды - в том числе экономия, сокращение издержек, возможность получения дополнительного дохода и т.п. можно перечислить непосредственно в форме инициализации проекта.

Экономическое обоснование во многом похоже на анализ, который мы выполняем при совершении крупной покупки. Например, вы собрались купить новый автомобиль с откидным верхом и готовы выложить за него сумму, не превышающую 35 000 долл. Сначала вы должны выяснить, какие из автомобилестроительных компаний выпускают автомобили с откидным верхом и в которых можно , укладывающиеся в заданный вами ценовой диапазон (с точки зрения управления проектами, вы рассматриваете альтернативные варианты).

Затем вы определяете желательные для себя технические характеристики автомобиля и договариваетесь с дистрибьютором относительно окончательной цены (с точки зрения управления проектами, вы определяете выгоды от этих технических характеристик). Вы можете также рассмотреть финансовые альтернативы и решить, какая процентная ставка и вид оплаты отвечают реальным возможностям вашего бюджета.

Если вас прежде всего интересует общая сумма, которую придется выложить за этот автомобиль (с учетом выплаты процентов), тогда вам следует выбрать вариант оплаты с наименьшей процентной ставкой, которую удастся найти. Но если для вас имеет значение сумма ежемесячных выплат, тогда при поиске все тех же вариантов с наименьшей процентной ставкой вы должны отдать предпочтение таким, условия которых позволяют растянуть выплаты на как можно более продолжительный период. В экономическом обосновании рассматриваются аналогичные факторы.

Элементы экономического обоснования

Для документирования экономического обоснования не существует твердых правил. Обычно вы пытаетесь определить материальные результаты выполнения (или невыполнения) соответствующего проекта. Под словом материальные мы подразумеваем «поддающиеся измерению» - экономию затрат, повышение производительности или мощности, повышение доходов, увеличение доли рынка, принадлежащей компании, и т.п. В процессе общения с лицами, заинтересованными в выполнении вашего проекта, вы можете выяснить, что является для них самым важным.

Приведенный ниже список позволит вам составить некоторое представление о типах материальных элементов, которые необходимо иметь в виду, определяя экономическое обоснование проекта. Не все эти элементы должны быть документированы для каждого проекта; однако чем сложнее проект и чем больший риск заключается в нем для вашей организации, тем больше таких элементов необходимо включить в экономическое обоснование:

  • экономия;
  • сокращение издержек;
  • возможности, связанные с получением дополнительного дохода;
  • увеличение доли рынка, принадлежащей компании;
  • удовлетворение клиента;
  • анализ денежных потоков.

Анализ денежных потоков документируется как часть экономического обоснования соответствующего проекта. Цель такого анализа заключается в том, чтобы помочь лицам (или комитетам), рассматривающим запросы, выбрать проекты, подходящие для реализации. Мы рассмотрим несколько методов анализа денежных потоков в статье про «Критерии отбора проектов». Помимо элементов, поддающихся измерению, в экономическое обоснование следует включить также нематериальные элементы, в том числе возможные, хотя и непланируемые затраты организации. В приведенном ниже списке содержится ряд примеров подобного рода:

  • издержки переходного периода;
  • эксплуатационные расходы;
  • изменения в бизнес-процессах;
  • изменения, касающиеся персонала;
  • повторяющиеся выгоды.

Другие соображения, связанные с экономическим обоснованием

Наряду с затратами, выгодами и анализом денежных потоков в экономическом обосновании необходимо учесть альтернативные решения или методы практической реализации соответствующего проекта. Например, существуют тысячи поставщиков, предлагающих миллионы продуктов, которые умеют делать х, у и z, однако у каждого из них есть своя цена. Является ли, например, готовое решение, предлагаемое за 2 млн долл., более выгодным вариантом, чем альтернативный вариант решения, который частично покупается на стороне, а частично реализуется собственными силами данной организации?

Вопросы именно такого рода очень часто приходится рассматривать в экономическом обосновании. Каждый из альтернативных вариантов должен включать и материальные, и нематериальные элементы, перечисленные в предыдущем разделе. Экономическое обоснование должно завершаться теми или иными выводами и рекомендациями. Если экономическое обоснование надлежащим образом подготовлено и документировано, оно говорит само за себя. Однако в любом случае будет нелишним указать, какая альтернатива является наилучшей для вашей организации.

Экономическое обоснование может быть подготовлено опекуном или руководителем проекта — это зависит от культуры соответствующей организации. Однако независимо оттого, кто готовит экономическое обоснование проекта, именно опекун несет ответственность за его финансовую эффективность, в то время как руководитель отвечает за успешное планирование, исполнение и практическую реализацию. Образно говоря, руководитель следит за правильным выполнением формы проекта, но наполняет содержанием (инвестициями) эту форму опекун, от чего в итоге и зависит величина прибыли, обеспечиваемая конечным продуктом (или результатом) данного проекта.

Что такое Технико-Экономическое Обоснование - ТЭО

Технико-экономическое обоснование или ТЭО проекта является, пожалуй, одним из важнейших документов при создании и развитии любой современной компании. Наиболее часто ТЭО проекта (или технико-экономическое обоснование проекта ) необходимо в том случае, если компания или предприятие собирается внедрить какую-то новую технологию, получить какие-либо средства на реализацию производственных целей.

Многие предприниматели путают понятия «Бизнес-план» и «ТЭО», полагая, что разработка ТЭО ничем не отличается от написания обычного бизнес-плана. На самом деле, составить ТЭО и написать бизнес-план - это несколько разные вещи, основное отличие заключается в том, что составление ТЭО не является настолько сложным и детально проработанным трудом как бизнес план.

Технико-экономическое обоснование проекта (ТЭО проекта), как правило, посвящено только части общего бизнеса компании и, как следствие, не должно содержать разделы, описывающие весь бизнес в целом. То есть, в состав технико-экономического обоснования проекта включаются только те данные и расчеты которые будут описывать грядущие изменения в деятельности компании непосредственно связанные с данным проектом.

ТЭО , в отличие от бизнес-плана, не содержит подробностей в виде стратегии маркетингового продвижения, описания товаров или услуг, анализа рисков. Технико-экономическое обоснование составляется именно для того, чтобы можно было просчитать результаты нововведений, увидеть все возможные проблемы этого процесса.

Для чего нужно ТЭО

Чтобы наглядно увидеть ситуацию, складывающуюся на предприятии после каких-либо изменений в его работе (неважно, будь то количественных или качественных), как правило, разрабатывается Технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта. При составлении ТЭО проекта внимательно учитываются самые различные факторы, имеющие прямое или косвенное влияние на предприятие, а также все изменения финансовых показателей.

Грамотно составленное ТЭО позволяет увидеть насколько эффективны вложения в разработку новых или доработку старых видов деятельности предприятия, нужны ли предприятию слияния или поглощения, существует ли необходимость в кредитовании. Также технико-экономическое обоснование проекта поможет подобрать необходимое оборудование, выбрать и внедрить соответствующие технологии производства, правильно организовать деятельность предприятия.

Технико-экономическое обоснование (ТЭО ) в обязательном порядке входит в пакет документов, которые подаются в банк для получения кредита. В данном случае ТЭО позволяет показать выгодность кредитования, повышение уровня деятельности в результате кредитования, а также гарантию возвращения кредита банку.

Как составить ТЭО

При разработке грамотного технико-экономического обоснования в ТЭО необходимо включить следующие положения:

  1. Резюме проекта
  2. Идея проекта. В чем заключается идея технико-экономического обоснования проекта, для чего оно нужно. План ТЭО проекта с пошаговым разъяснением.
  3. Обоснование. Почему предлагаются именно такие решения, причина выбора именно этого материала, вида деятельности или оборудования. В расчет ТЭО необходимо также включить все возможные расчетные риски.
  4. Расчеты потребностей для производства (финансовые, сырьевые, трудовые, энергетические). Необходимо подсчитать сколько средств потребуется на запуск данного проекта. Если вы составляете ТЭО для получения кредита, следует указать и все возможные источники дохода
  5. Экономическое обоснование (расчеты, которые показывают результат деятельности предприятия после изменений)
  6. Выводы и предложения (подведение итогов, заключение, оценка)

При этом, технико-экономическое обоснование (ТЭО проекта) может в дальнейшем служить основой для составления бизнес-плана, основным документом, который служит для принятия решений по поводу внедрения новых технологий или оборудования в производство предприятия.

Сергей Панкратов
10/2011

Приложение

к проекту федерального закона “...”

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

проекта федерального закона “О льготах на проезд на междугородном транспорте для отдельных категорий обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях”

Расчет финансовых затрат на введение дополнительных льгот, предусмотренных проектом федерального закона “О льготах на проезд на междугородном транспорте для отдельных категорий обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях”, проведен по каждой из четырех категорий обучающихся.

По данным Госкомстата России структура перевозок пассажиров транспортом общего пользования междугородного сообщения в 1995 году выглядит следующим образом:

железнодорожный транспорт - 28,9 %;

автомобильный транспорт - 65,8 %;

воздушный транспорт - 4,6 %;

морской транспорт - 0,2 %;

речной транспорт - 0,7 % .

При этом средние тарифы за одну поездку на каждом из видов междугородного транспорта составляют:

на железнодорожном транспорте - 126,0 тыс. рублей;

на автомобильном транспорте - 20,0 тыс. рублей;

на воздушном транспорте - 850,0 тыс. рублей;

на морском транспорте - 350,0 тыс. рублей;

на речном транспорте - 30,8 рублей.

Исходя из этого средняя стоимость одной поездки на одном из видов междугородного транспорта в 1996 году составит:

на железнодорожном транспорте - 36,41 тыс. рублей;

на автомобильном транспорте - 3,91 тыс. рублей;

на морском транспорте - 700 рублей;

на речном транспорте - 216 рублей.

Исчисленная таким образом средняя стоимость одной поездки на одном из видов междугородного транспорта в 1996 году составит 54,4 тыс. рублей.

Исходя из указанных расчетов затраты на реализацию проекта федерального закона “О льготах на проезд на междугородном транспорте для отдельных категорий обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях” в случае его принятия выразятся в следующих суммах:

1. Для лиц, получающих образование по очной форме обучения в государственных и муниципальных образовательных учреждениях общего образования (21,52 млн. человек в 1995 году), предоставление права на оплату проезда на одном из видов междугородного транспорта один раз в год к месту назначения и обратно в пределах территории Российской Федерации при условии оплаты в размере 50% от стоимости билета потребует в 1997 году без учета инфляции затрат в сумме 1,17 трлн. рублей.

2. Для лиц, получающих образование по очной форме обучения в государственных и муниципальных образовательных учреждениях начального профессионального образования (1,59 млн. человек в 1995 году), предоставление права на оплату проезда на одном из видов междугородного транспорта один раз в год к месту назначения и обратно в пределах территории Российской Федерации при условии оплаты в размере 50% от стоимости билета потребует в 1997 году без учета инфляции затрат в сумме 86,55 млрд. рублей.

Предоставление указанной категории лиц права на оплату проезда в период с 1 октября по 15 мая на железнодорожном транспорте в пределах Российской Федерации при условии оплаты в размере 50% от стоимости билета с учетом того, что каждый обучающийся воспользуется данной льготой на проезд к месту назначения и обратно троекратно в учебном году (в дни весенних, осенних и зимних каникул), потребует в 1997 году без учета инфляции затрат в сумме 173,81 млрд. рублей.

3. Иногородним лицам, получающим образование по очной форме обучения в государственных и муниципальных образовательных учреждениях среднего профессионального образования (482 тысячи человек в 1995 году), предоставление права бесплатного проезда на железнодорожном транспорте или на автомобильном (междугородном) транспорте при отсутствии железнодорожного сообщения один раз в год к месту назначения и обратно в пределах территории Российской Федерации потребует в 1997 году без учета инфляции затрат в сумме 35,1 млрд. рублей.

4. Лицам, получающим образование по очной форме обучения в государственных и муниципальных образовательных учреждениях общего образования (1,7 млн. человек в 1995 году), предоставление права бесплатного проезда на железнодорожном транспорте один раз в год к месту назначения и обратно в пределах территории Российской Федерации вместо существующей льготы по оплате проезда на железнодорожном транспорте в размере 50% от стоимости проезда потребует в 1997 году без учета инфляции дополнительных затрат в сумме 61,9 млрд. рублей.

5. Лицам, обучающимся в докторантуре в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях (2,19 тыс. человек в 1995 году), предоставление права на оплату проезда на одном из видов междугородного транспорта один раз в год к месту назначения и обратно в пределах территории Российской Федерации при условии оплаты 50% от стоимости билета потребует в 1997 году без учета инфляции затрат в сумме 119,0 млн. рублей.

Таким образом, полная сумма расходов федерального бюджета при введении вышеперечисленных льгот по оплате проезда на междугородном транспорте в пределах территории Российской Федерации составит в 1997 году без учета инфляции дополнительно к имеющейся 1,53 трлн. рублей.

Следует отметить, что оценка итогового результата проведена по верхней границе, поскольку не учитывает того факта, что примерно 30% обучающихся по очной форме обучения в государственных и муниципальных образовательных учреждениях общего образования согласно правилам перевозок пассажиров предоставляется право проезда на междугородном транспорте по детскому билету (детям до 10 лет - на железнодорожном и автомобильном транспорте, детям до 12 лет - на авиационном и водном транспорте).

Субъект права законодательной инициативы (подпись)