Кто и за что оплачивает водный налог.

Водный налог – это относительно новый сбор, поскольку он был введен в 2005 году вместо существовавшей на тот момент платы за пользование водными объектами.

По своей форме он является прямым федеральным налогом и взимается с субъектов, которые в своей деятельности используют ресурсы из установленного законодательством перечня.

К таким субъектам относятся:

  • предприятия;
  • индивидуальные предприниматели;
  • физические лица.

Кто платит водный налог? Налогоплательщиками водного налога признаются, те субъекты должны использовать водные объекты в законодательно определенном порядке.

Объектами налогообложения по водному налогу признаются следующие ситуации:

  • забор воды;
  • использование определенных объектов (например, рек или морей) в целях обеспечения функционирования гидроэлектростанции;
  • взятие воды из акватории водных объектов;
  • использование ее для лесосплава в кошелях и плотах.

При этом могут быть использованы ресурсы морей, рек, озер, каналов, болот, подземных источников и ручьев. Деятельность каждого из указанных субъектов должна осуществляться на основе лицензии или специального договора.

Без этих документов использование водных объектов считается незаконным. Даже после истечения срока действия лицензии или договора обязанность по уплате водного налога не снимается, если субъект продолжает использовать водные ресурсы.

Во всех перечисленных выше случаях должен платиться водный налог – существовавшие до этого льготы отменены и для всех плательщиков действуют единые правила.

Поскольку водный налог является федеральным или региональным, предоставление льгот или изменение размера ставок региональными властями не допускается.


Однако указанный перечень имеет множество исключений. Например:

  • забор лечебных и термальных вод, а также воды для ликвидации пожаров, стихийных бедствий, аварий и для обеспечения работы технологического оборудования морских судов;
  • использование водной акватории для посадок и взлетов воздушных средств, для плавания на судах, а также с целью охоты или рыболовства;
  • размещение на акватории объекта сооружений, установок, коммуникаций и зданий, целью которых является обеспечение защиты природы и охрана окружающей среды от негативного воздействия опасных факторов;
  • использование объекта для государственных нужд (например, для обеспечения обороны и безопасности государства);
  • организация на водной акватории отдыха для инвалидов, детей и ветеранов;
  • набор воды для полива пастбищ, садов, огородов и других земельных участков, которые являются собственностью граждан или сельскохозяйственных объединений.

Все эти ситуации определены в НК РФ как такие, что не подлежат обложению водным налогом – в этих случаях объекты могут эксплуатироваться гражданами и другими субъектами бесплатно.

Налогооблагаемая база

Особенностью водного налога является то, что для него не установлено единой ставки и базы. Законодательством определен перечень условий, от которых зависит размер этих показателей.

В водном налоге налоговой базой при этом является:

  1. Одна единица объема (то есть 1000 куб. м) – установлена для забора воды из объектов. Этот показатель определяется на основании данных измерительных приборов или (при их отсутствии) исходя из установленных норм ресурсопотребления.
  2. Одна единица произведенной электроэнергии (1000 кВт) – для обеспечения при помощи водных объектов работы гидроэлектростанций.
  3. Одна единица используемой площади (то есть 1 кв. км) – установлена для взятия воды из акватории водных объектов. Эта площадь определяется по данным договора или лицензии, предоставленной на пользование этими объектами. В данных документах обязательно должна указываться площадь разрешенного использования.
  4. Одна единица объема леса (1000 куб. м леса за 100 км сплава) – при использовании воды для лесосплава в кошелях и плотах.

В большинстве случаев для плательщиков устанавливаются законодательные лимиты для использования объектов – квартальные или годовые.

Если эти лимиты превышаются, то на их сумму начисляется повышенная налоговая ставка – в 5 раз больше обычной.

Если квартальные лимиты отсутствуют, то они рассчитываются как четверть от установленного лимита на весь год.

Определение налоговой ставки

Перечень применяемых ставок еще более широк, чем при определении базы налогообложения. Выбор ставки зависит от нескольких критериев:


  • вид водопользования;
  • расположение объекта – наземное или подземное;
  • экономический район, в котором ведет деятельность плательщик;
  • вид объекта водного налога – река, озеро или море.

Конкретный перечень всех ставок по каждому виду водного объекта содержится в

Ставка установлена в рублях для каждой единицы налоговой базы – итоговая сумма к уплате определяется путем перемножения этих показателей.

Кроме этого, установлен корректирующий коэффициент для каждой ставки – его размер в 2015 году составляет 1,15.

С каждым годом размер такой индексации будет немного увеличиваться (1,32 в 2016, 1,52 в 2017, 1,75 в 2018, 2,01 в 2019, 2,31 в 2020 и т. д.). К концу 2025 года планируется достичь показателя корректирующего коэффициента в размере 4,65.

Пример расчета

Допустим, компания «Ореол», расположенная в Северном экономическом районе, использует для собственных нужд воду из подземных источников реки Нева.

За первый квартал 2015 года компания использовала следующие объемы:

  • в январе – 10 000 куб. м.;
  • в феврале – 11 000 куб. м.;
  • в марте – 12 000 куб. м.


Данные об этом подтверждаются показаниями измерительных приборов. Общий объем использованной воды за квартал составляет:

ОВ = 10 000 + 11 000 + 12 000 = 33 000 куб. м.

В Налоговом кодексе о водном налоге для данного экономического района и этой реки установлена ставка в размере 348 руб., налоговой базой является 1000 куб. м. Рассчитаем сумму, подлежащую к уплате:

ВН =33 * 348 = 11 484 руб.

Однако это неокончательная сумма, поскольку ее необходимо скорректировать на коэффициент:

ВН = 11 484 * 1,15 = 13 207 руб.

Именно столько заплатит компания «Ореол» в первом квартале 2015 года за использование речных ресурсов.

Однако сумма может быть и выше – в том случае, если имеется лимит водопользования.

Допустим, в данном примере он составляет 30 000 куб. м. за квартал (или 120 000 куб. м. за год). В этом случае налог будет рассчитываться по-другому:

ВН = (30 * 348 + 3 * 348 *5) * 1,15 = 18 009 руб.

Поскольку лимит был превышен на 3000 куб. м., к сумме превышения применялась повышенная ставка – в 5 раз больше обычной. Поэтому итоговая сумма будет выше на 4802 руб.

Расчет и уплата: заполняем декларацию правильно

В соответствии с положениями о водном налоге НК РФ, обязанность по расчету размера налога, который подлежит уплате, возлагается на самого плательщика.

На основании положений законодательства он должен самостоятельно:

  • рассчитать налоговую базу;
  • определить, какой размер ставки ему необходимо использовать;
  • рассчитать сумму, подлежащую к уплате.


Полученные результаты плательщик вносит в декларацию по водному налогу.

Налоговым периодом по водному налогу является, как для ее сдачи, так и срок уплаты водного налога является квартал.

То есть документ необходимо предоставлять в отделение ФНС 4 раза в году и с такой же периодичностью отчислять деньги в бюджет.

Законодательство установило граничный срок сдачи декларации и уплаты налога на 20-е число каждого следующего за окончанием квартала месяца. Налоговым периодом по водному налогу признаются такие месяцы:

  • апрель;
  • июль;
  • октябрь;
  • январь.

Декларация сдается в то отделение ФНС, которое находится по месту нахождения плательщика.

К ее заполнению предъявляются определенные требования:

  1. Декларация может быть представлена как в письменном, так и в электронном виде (последняя форма обязательна для предприятий с численностью сотрудников более 25 человек).
  2. Если документ сдается в письменном виде, то он должен быть заполнен шариковой или перьевой ручкой, чернилами черного или синего цветов либо же распечатан на компьютере.
  3. Отображенная в декларации сумма налога должна указываться в рублях и в виде целого числа.
  4. В одной ячейке может быть только один знак – цифра, точка, запятая и т. п. В пустых клеточках ставится ноль или прочерк.
  5. Внесенные исправления должны заверяться подписью лица, который сдает документ, и печатью организации (если она является плательщиком).
  6. Наличие даты заполнения, подписи физлица, а также печати и подписи руководителя организации – это обязательные реквизиты декларации.
  7. В верхней части каждой страницы документа должен быть указан ИНН (для физического лица) или ИНН и КПП (для юридического лица).


Сама декларация содержит данные об организации, индивидуальном предпринимателе или физическом лице, которые являются плательщиками.

Также в ней предоставляется расчет по каждой налоговой базе и итоговая сумма, подлежащая уплате.

Если за отчетный период плательщик не использовал водный объект и базы для начисления нет, от сдачи декларации он все равно не освобождается.

В этом случае он обязан сдать нулевую декларацию. Порядок сдачи этого документа ничем не отличается от других аналогичных: его можно отнести в ФНС лично, через своего законного представителя, отправить по почте или сдать в электронной форме.

Ответственность за неуплату налога и непредставление декларации

Отсутствие декларации или невнесение в бюджет суммы налога является нарушением законодательства, за которое предусмотрена определенная ответственность. Наказание за этот вид нарушения определяется в общем порядке, как и для других подобных проступков:


Характеристикой водного налога является одной из разновидностей платы за недра и обязанность по его уплате распространяется на всех субъектов, которые используют водные ресурсы в установленном законодательством порядке.

Регулирование расчета и уплаты этого налога осуществляется при помощи двух основных документов – НК и ВК РФ.

В НК РФ установлен исчерпывающий перечень ситуаций, при которых водный налог должен платиться, а также указан порядок определения базы и ставки для его расчета.

При этом размер ставок может значительно отличаться в зависимости от конкретного водоема.

Водный налог — это федеральный сбор, который вступил в силу в 2005 году и был значительно изменён по сравнению с предыдущим вариантом. Помимо всего прочего, был расширен круг лиц, которые обязаны уплачивать налог, увеличены ставки и многое другое.

Его особенности

Сущность этого налога заключается в том, что он направлен на эффективное и рациональное использование водных объектов Российской Федерации, поскольку именно этот ресурс является крайне важным и ограниченным. Это вполне оправданно, ведь по некоторым данным лишь 20% питьевой воды в стране соответствует стандартам качества, а остальная часть обладает повышенным уровнем вредных веществ и примесей.

В рамках внедрения водного налога был разработан специальный механизм, который позволяет взимать плату за использование ресурсов для различных целей.

Отличительной особенностью этого сбора является то, что он даёт право пользоваться определённым объектом, но при этом не является платежом за сами водные ресурсы . Его распределение происходит следующим образом:

  • 2/5 направляется в бюджет федерального уровня;
  • 3/5 направляется в бюджет того субъекта, на чьей территории осуществляется использование источника.

Подробную информацию об этом налоге можно почерпнуть из следующего видео:

Объекты и субъекты налогообложения

Уплата налога за использование водных ресурсов обязательна в таких случаях:

  • Если используется вода из объекта для производства электроэнергии;
  • Если осуществляется забор воды из определенных объектов;
  • Если используется акватория моря, речки или озера (исключением является лесосплав в кошелях и плотах);
  • Если используется водное пространство с целью сплава древесины в кошелях и плотах.

Существует также целый ряд случаев, когда обложение не осуществляется. Всего выделяют 15 типов деятельности, которые не считаются объектами для удержания налоговых платежей:

  • Использование водных ресурсов для экологических и санитарных попусков;
  • Работы, связанные с использование путей для судоходства и сооружения гидротехнических строений (например, углубления дна и прочее);
  • Использование воды для борьбы с пожарами, ликвидации последствий стихийных бедствий и аварий;
  • Использование водного объекта для сооружения строений и коммуникаций, предназначенных для охраны вод и биологических ресурсов;
  • Использование водного пространства для отслеживания состояния объектов и природных ресурсов, а также для осуществления топографических, поисковых и других работ.

Полный список можно найти в НК РФ. Что касается определения субъектов, которые должны уплачивать сбор или освобождаться от него, то здесь все зависит от вида использования водных ресурсов. Если объект, который находится в их пользовании, является объектом для налогообложения, то соответственно придется внести платежи в бюджет. В противном случае происходит освобождение от его уплаты.

Если Вы еще не зарегистрировали организацию, то проще всего это сделать с помощью онлайн сервисов, которые помогут бесплатно сформировать все необходимые документы: Если у Вас уже есть организация, и Вы думаете над тем, как облегчить и автоматизировать бухгалтерский учет и отчетность, то на помощь приходят следующие онлайн-сервисы, которые полностью заменят бухгалтера на Вашем предприятии и сэкономят много денег и времени. Вся отчетность формируется автоматически, подписывается электронной подписью и отправляется автоматически онлайн. Он идеально подходит для ИП или ООО на УСН , ЕНВД , ПСН , ТС , ОСНО.
Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь , как это стало просто!

Ставки

Установление ставок налога зависит от области, экономического района, вида деятельности, типа объекта и других факторов. Ставки отображаются в Налоговом кодексе в российской денежной единице – в рублях за одну меру налоговой базы.

Стандартные ставки применяются в тех случаях, когда использование воды находится в указанных рамках. Если же объемы забранной воды превышают верхнюю границу, то все ставки умножаются на 5.

Вода, которая используется для бытового применения населением, облагается налогом, в 2019 году это 122 рубля, для примера за 2017 год было 107 руб., за 2018 – 122 руб. за 1 тыс. м 3 воды . Ставки длительностью в 1 год действуют тогда, когда используется акватория поверхности воды. Что касается конкретного периода уплаты налогов (квартала), то их размер рассчитывается как определенный процент от годовой суммы.

Налоговая база

При определении налоговой базы производится индивидуальный расчет для всех объектов, при этом учитываются особенности их использования. В случае, когда водный объект облагается специальной налоговой ставкой, то она также принимается во внимание при определении базы.

Налоговая база – это количество воды, которое было выкачано из определенного объекта за какой-то промежуток времени . При этом объем определяется следующим образом:

  • При наличии счетчиков – по его показаниям, которые фиксируются в специальных документах;
  • При отсутствии счетчиков – исходя из особенностей оборудования, времени их применения и производительности.

Если предыдущие способы невозможно применить, то расчет объема воды осуществляется исходя из расчета потребностей и норм потребления.

В случае, когда используется акватория, налоговая база будет определяться иным путем, а именно площадью используемого водного объекта. Она в свою очередь указана в соответствующих документах, которые регламентируют использование конкретного пространства. Для электростанций, которые используют воду в производстве, база налога – объем выработанной электроэнергии.

Последние изменения

Уровень ставок водного сбора был установлен еще в прошлом десятилетии, а в 2015 году было запланировано их изменение. Налоговый кодекс РФ говорит о том, что с этого и вплоть до 2025 года будет проводиться поэтапное их увеличение.

Для различных категорий населения, а также видов деятельности изменения ставок будут осуществляться по-разному. В целом, на сегодняшний день запланировано поднятие налога в 1,15 раз. Помимо этого будут введены специальные индексы:

  • 10-кратное увеличение для тех, кто добывает подземную воду, а также занимается ее обработкой и продажей. Сюда не относятся работы с минеральной и водой промышленного использования.
  • Повышение в 1,1 раз для населения, у которых в домах не установлены счетчики.

Срок уплаты и подачи декларации

Декларация по водному налогу подается ежеквартально , то есть именно квартал является налоговым периодом для сдачи отчетов и осуществления платежей в налоговые органы. Заплатить все необходимые суммы необходимо до 20-го числа того месяца, который идет после предыдущего квартала.

Подавать декларацию необходимо в то учреждение, которое обслуживает территорию нахождения водного объекта. При этом обязательно соблюдать такие сроки:

  • І квартал – не позднее 20-го апреля;
  • ІІ квартал – не позднее 20-го июля;
  • ІІІ квартал – не позднее 20-го октября;
  • IV квартал – не позднее 20-го января.

В особых случаях к налоговой декларации необходимо прикреплять и другие документы. Например, если используется особый режим водопользования для иностранцев или физических лиц Российской Федерации, то дополнительно нужно предоставить отчет налогового инспектора, который выдавал лицензию на право выполнения соответственных работ.

Подавать декларацию можно посетив налоговый орган, отправив заказное письмо или заполнив необходимую форму на сайте:

  • Если выбирается первый вариант, то плательщик приносит с собой документы в двойном экземпляре, так как один из них остается у инспектора, а другой с соответствующей пометкой возвращается обратно.
  • Заказное письмо подразумевает четкую опись всех отправленных документов.
  • Если же предпочтение отдается электронному варианту, то необходимо ввести всю информацию на специальном онлайн ресурсе, либо обратиться к посредникам, которые сделают это за вас. Последний вариант, к слову, наиболее удобный и быстрый по времени.

Заполнение декларации

Декларация имеет определённую структуру, состоит из нескольких разделов и подразделов, причём заполнять необходимо не все из них. Обязательно нужно ввести информацию в каждую строчку первого и второго раздела, а также заполнить титульную страницу. Эти части включают в себя данные о плательщике, его банковские реквизиты, информацию об объекте использования, налоговой базе, ставке и общей сумме платежей.

Что касается дополнительных частей декларации, то их необходимо заполнять лишь некоторым категориям плательщиков, которые занимаются определёнными видами деятельности. Например, если осуществляется использование акватории водного пространства (моря, озера, речки), забор воды, производство электроэнергии и прочее. То есть в тех случаях, когда требуется более детальная и глубокая информация для налоговых органов, поскольку начисление суммы к уплате будет несколько иным, чем в обычном случае.

Также необходимо помнить, что заполнять декларацию позволяется лишь синей, черной или фиолетовой ручкой. Если будет использоваться другой вариант, то документ не обретет никакой юридической силы.

Ни в коем случае не допускается применение корректоров или других средств изменения надписи. Если допускается какая-либо ошибка, то ее необходимо зачеркнуть и внести исправление рядом. При этом обязательным условием является подтверждение таких изменений росписью плательщика налогов.

При введении чисел необходимо указывать суммы в рублях целыми числами. Если какая-то графа остается пустой – на ее место нужно поставить прочерк. Все слова прописываются большими печатными буквами. Не допускается склеивать или скреплять листы бумаги, если это может привести к любым повреждениям документа.

Расчет налога

Рассчитать водный сбор – это довольно сложный и трудоемкий процесс. Объясняется это тем, что субъект хозяйствования должен делать это самостоятельно, учитывая количество и сумму платежей по каждому отдельному объекту. Как уже было сказано выше, каждый вид деятельности, а также различные водные пространства облагаются налогом по определенным ставкам, которые можно найти в Налоговом кодексе РФ. При этом важно разобраться не только в ставках, но и в лимитах пользования, которые определяются на один год. Если расчет осуществлен неправильно, то могут возникнуть проблемы.

Для правильного расчета необходимо иметь знания в области как налогового, так и водного законодательства. Если плательщик использует несколько объектов одновременно, то осуществлять платежи все равно необходимо одной суммой . Это также может стать трудностью при том, что по каждому отдельному участку нужно указать отдельную сумму налога.

Необходимо помнить, что расчет осуществляется с учетом тех лимитов, которые установлены в НК РФ. В некоторых случаях они могут быть установлены индивидуально для отдельных плательщиков. Что касается льгот, то на сегодняшний день таковых не предусмотрено.

Следует отметить, что есть некоторые схемы, которые позволяют значительно уменьшать налоговые отчисления. Например, если оформить договор аренды на определенный водный объект, то платить налог на него нет необходимости. Уже более пяти лет действует эта норма, и она позволяет уменьшать нагрузку на плательщика.

Многие эксперты советуют обращаться к специальным компаниям, которые помогут разобраться в правильном расчете водного сбора, а это в свою очередь сэкономит вам время и избавит от возможных проблем. Более того, если подсчеты осуществляются впервые, то сторонняя помощь может оказаться просто необходимой.

). Его должны платить организации и физические лица, в том числе ИП, которые ведут деятельность по пользованию водными объектами, подлежащую лицензированию (п. 1 ст. 333.8 НК РФ). Речь идет в первую очередь о заборе воды из подземных вод через скважины.

Объектом налогообложения по водному налогу признается (п. 1 ст. 333.9 НК РФ):

  • забор воды из водных объектов
  • использование акватории водных объектов, кроме лесосплава в плотах и кошелях;
  • использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях и для целей гидроэнергетики (без забора воды).

При этом в определенных случаях забор воды не подпадает под объект налогообложения. К примеру, при использовании этой воды в сельскохозяйственных целях, для рыбоводства, обеспечения пожарной безопасности и др. Так же не каждое использование акватории водного объекта облагается водным налогом (п. 2 ст. 333.9 НК РФ).

Налоговым периодом по водному налогу признается квартал (ст. 333.11 НК РФ).

Как рассчитать водный налог

Налоговая база по водному налогу определяется отдельно в отношении каждого объекта налогообложения. А если по нему установлены разные налоговые ставки, то база считается применительно к каждой из них (п. 1 ст. 333.10 НК РФ).

Среди плательщиков водного налога большинство - это те организации и ИП, которые занимаются добычей подземных вод. У них налоговая база определяется по объему воды, забранной за налоговый период, в соответствии с показаниями водоизмерительных приборов (п. 2 ст. 333.10 НК РФ).

По общему правилу налог рассчитывается, как произведение налоговой базы на ставку. Но в зависимости от целей добычи воды порядок расчета может отличаться (п. 2 ст. 333.13 НК РФ).

Так, если из скважины добывается вода для целей снабжения ею населения, то налог считается по формуле (п. 3 ст. 333.12 НК РФ):

Сумма налога = Объем воды за квартал (тыс. куб. м) х Ставка налога (в 2018 году она составляет 122 руб. за 1 тыс. куб.м)

Если же забор воды производят для других целей, то:

  • во-первых, ставка водного налога берется с коэффициентом. На 2018 год установлен коэффициент, равный 1,75 (п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ);
  • во-вторых, при расчете налога учитывается, уложилась ли организация (ИП) в лимит по забору воды, указанный в лицензии. Поскольку объем воды, добытый сверх лимита, облагается налогом по ставке, увеличенной в 5 раз (п. 2 ст. 333.12 НК РФ).

Поэтому формула расчета налога выглядит несколько иначе:

Сроки уплаты водного налога

Уплачивать водный налог нужно по итогам каждого налогового периода, т. е. квартала. Крайний срок уплаты водного налога по НК РФ - 20 число месяца, следующего за налоговым периодом (п. 2 ст. 333.14 НК РФ).

КБК водного налога в 2018 году - 182 1 07 03000 01 1000 110. Этот КБК водного налога актуален как для организаций, так и для индивидуальных предпринимателей.

Сроки сдачи декларации по водному налогу в 2018 году

Как указано в Налоговом кодексе, декларации по водному налогу налогоплательщики должны представлять в срок, установленный для уплаты налога (п. 1 ст. 333.15 НК РФ). То есть сроки сдачи отчетности определены такие же, как и для перечисления налоговых платежей в бюджет. Они приведены в предыдущем разделе.

Основание и правовые основы

Водный налог - это федеральный прямой налог, правовые основы которого заложены в главе 25.2 Налогового кодекса РФ. Эта глава, а вместе с ней и сам водный налог, была введена в действие с 2005 года. До этого времени был другой налог - плата за пользование водными объектами, которая уплачивалась на основании Федерального закона от 6 мая 1998 г. N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами" (сейчас этот закон утратил силу). С 2007 года вступил в действие новый Водный кодекс, который сузил круг плательщиков водного налога, отменив систему лицензирования пользования поверхностными водными объектами.

Право пользования такими объектами теперь приобретается на основании договора водопользования или решения о предоставлении водных объектов в пользование, то есть в рамках договорных гражданских правоотношений. А за пользование водным объектом или его частью взимается плата неналогового характера - она так и называется - плата за пользование водными объектами. Статья 333.8 Налогового кодекса также претерпела изменения в связи с этими новшествами - она дополнена пунктом, согласно которому не признаются плательщиками водного налога организации, осуществляющие водопользование на основании договоров или решений о предоставлении водных объектов в пользование, заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса РФ.

Можно сказать, что водный налог постепенно заменяется неналоговой платой за пользование водными объектами.

Налогоплательщики

Налогоплательщики водного налога - это организации и физические лица, осуществляющие специальное или особое водопользование в соответствии с законодательством РФ, признаваемое объектом налогообложения.

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса Российской Федерации (он введен в действие с 1 января 2007 года).

Водный кодекс предусматривает два основания пользования водными объектами: договор водопользования и решение о предоставлении водного объекта в пользование.

За пользование водным объектом на основании договора и взимается одноименная плата .

Объекты налогообложения

Водный налог

Объектами налогообложения водным налогом признаются следующие виды пользования водными объектами:

  1. забор воды из водных объектов;
  2. использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;
  3. использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
  4. использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.

Не являются объектами налогообложения:

  1. забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;
  2. забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;
  3. забор воды из водных объектов для санитарных, экологических и судоходных попусков;
  4. забор морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река - море) плавания воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования;
  5. забор воды из водных объектов и использование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;
  6. использование акватории водных объектов для плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов;
  7. использование акватории водных объектов для размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а также осуществление такой деятельности на водных объектах;
  8. использование акватории водных объектов для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;
  9. использование акватории водных объектов для размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного назначения и для целей водоотведения;
  10. использование акватории водных объектов для организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;
  11. использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;
  12. пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства;
  13. забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан;
  14. забор из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод;
  15. использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты.

Плата за пользование водными объектами

Перечень оснований для предоставления водных объектов в пользование на основании договора (за который взимается плата за пользование водными объектами) установлен в ст. 11 Водного кодекса:

  • забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;
  • использование акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;
  • использование водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.

Другие виды водопользования предоставляются в пользование либо на основании решений, либо вообще не требуют ни заключения договора, ни принятия решения.

Налоговая база по водному налогу

Налоговая база по водному налогу определяется в зависимости от вида водопользования и по каждому водному объекту отдельно:

  • при заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранный из водного объекта за налоговый период на основании показаний водоизмерительных приборов, а в случае их отсутствия - по нормам водопотребления;
  • при использовании акватории налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства по данным лицензии, а в случае ее отсутствия - по материалам технической и проектной документации;
  • при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии;
  • при лесосплаве в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой за налоговый период, в тысячах куб. метров и расстояния сплава в км, деленного на 100.

Обратим внимание еще раз - налоговая база рассчитывается по каждому водному объекту отдельно! Это значит, что, например, при заборе воды из нескольких рек налоговая база рассчитывается по каждой реке. И неважно, что налоговые ставки по бассейнам этих рек могут быть одинаковыми. Если в отношении водного объекта установлены различные ставки, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке.

Платежная база по плате за пользование водными объектами

Ставки, порядок расчета и взимания платы за пользование водными объектами устанавливается в зависимости от собственника водного объекта: Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.

Для водных объектов, находящихся в федеральной собственности, эти вопросы регулирует Постановление Правительства РФ от 14.12.2006 N 764. Согласно ему, платежная база устанавливается в договоре водопользования по каждому виду пользования водными объектами и определяется отдельно в отношении каждого водного объекта или его части.

Платежной базой является:

  • для плательщиков, осуществляющих забор водных ресурсов из водных объектов или их частей, - объем допустимого забора водных ресурсов, включая объем для передачи абонентам, за платежный период;
  • для плательщиков, использующих водные объекты или их части без забора водных ресурсов для целей гидроэнергетики, - количество производимой электроэнергии за платежный период;
  • для плательщиков, использующих акватории водных объектов или их частей, - площадь предоставленной акватории водного объекта или его части.

Если водные объекты находятся в собственности субъекта РФ, то правила по ним должны быть установлены этим самым субъектом.

Налоговый и платежный периоды

Налоговый период по водному налогу - квартал.

Соответственно, уплачивать водный налог и сдавать отчетность по нему необходимо ежеквартально (не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом).

Что касается платы за пользование водными объектами , то ставки, порядок расчета и взимания такой платы устанавливается в зависимости от собственника водного объекта Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.

Для водных объектов, находящихся в федеральной собственности, платежным периодом признается квартал и уплачивается по месту пользования водным объектом также не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим платежным периодом.

Ставки водного налога и платы за пользование водными объектами

Ставки по водному налогу установлены по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам в рублях за 1 тыс. куб. воды забранной из поверхностных или подземных водных объектов - ст. 333.12 Налогового Кодекса РФ.

С 2017 года ставки водного налога проиндексированы в размере 1,52. Эти изменения внесены в Налоговый кодекс Федеральным законом от 24.11.2014 N 366-ФЗ, который предусматривает ежегодную индексацию ставок налога до 2025 года. При заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере (также с учетом коэффициента 1,52 в 2017 году).

Ставка налога при заборе воды для водоснабжения населения в 2017 году устанавливается в размере 107 рублей за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта.

Ставки платы за пользование водными объектами, а также порядок ее расчета и уплаты устанавливается в зависимости от собственника водного объекта Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления. Для водных объектов, находящихся в федеральной собственности, ставки платы за пользование водными объектами установлены Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 876.

Ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в собственности Санкт-Петербурга, утверждены Постановлением Правительства СПб от 17.08.2007 N 1007, и составляют:

  • За забор водных ресурсов из поверхностных водных объектов, расположенных в границах бассейна Невы, в пределах допустимого забора, установленного договором водопользования, - 258 руб. за 1 тыс. куб. м водных ресурсов.
  • За забор водных ресурсов из поверхностных водных объектов, расположенных в границах бассейнов рек бассейна Балтийского моря (за исключением Невы), в пределах допустимого забора, установленного договором водопользования, - 282 руб. за 1 тыс. куб. м водных ресурсов. З
  • За забор водных ресурсов из поверхностных водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения в пределах допустимого забора, установленного договором водопользования, - 70 руб. за 1 тыс. куб. м водных ресурсов.
  • За использование акватории поверхностных водных объектов или их частей - 33,96 тыс. руб. за 1 кв. км используемой акватории в год.

Порядок и сроки уплаты, отчетность

Исчислить сумму водного налога налогоплательщик должен самостоятельно.

Общая сумма налога - это результат сложения сумм налога, посчитанных по всем видам водопользования.

Сумма налога по итогам каждого налогового периода уплачивается по местонахождению объекта налогообложения в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом - то есть 20 апреля, 20 июля, 20 октября и 20 января 2017 года. В тот же срок необходимо представить и налоговую декларацию по водному налогу (ее нужно сдать в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения).

Водный налог полностью зачисляется в федеральный бюджет.

Иностранные лица, уплачивающие водный налог, должны представить копию налоговой декларации по местонахождению органа, выдавшего лицензию на водопользование, в срок, установленный для уплаты налога.

Налоговая декларация утверждена приказом Минфина ФНС России от 09.11.2015 N ММВ-7-3/ Она может быть представлена как в бумажном, так и в электронном виде - по выбору налогоплательщика. Что касается платы за пользование водными объектами, то порядок ее уплаты устанавливается в зависимости от собственника водного объекта Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.

Для водных объектов, находящихся в федеральной собственности установлено, что плата вносится по месту пользования водным объектом не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим платежным периодом (кварталом). Она зачисляется в федеральный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

В Санкт-Петербурге плата также должна быть уплачена не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, но зачисляется эта плата уже в бюджет Санкт-Петербурга.

Что касается отчетности по плате за пользование водными объектами, то ни Водным кодексом, ни принятыми Постановлениями Правительства не предусмотрено предоставление плательщиками расчетов или каких-либо отчетных документов.

Обращаем внимание!

Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 25 человек, а также вновь созданные организации, численность работников которых превышает указанный предел, представляют налоговые декларации и расчеты только в электронной форме.

С полным списком федеральных операторов электронного документооборота , действующих на территории определенного региона, можно ознакомиться на официальном сайте Управления ФНС России по субъекту РФ.

Водный налог: что нового в 2017 году?

C 2017 года:

  • К ставке водного налога применяется новое значение повышающего коэффициента. При расчете водного налога к общим ставкам применяется повышающий коэффициент. В 2017 году его значение составляет 1,52. В прошлом году этот коэффициент был предусмотрен в размере 1,32.
  • При заборе воды для водоснабжения населения ставка водного налога равна 107 руб. за 1000 куб. м. В 2016 году ставка составляла 93 руб. за 1000 куб. м. забранных (изъятых) водных ресурсов. Повышение было запланировано.

При уплате недоимок по всем налогам с 1 октября 2017 года изменяются правила начисления пеней. При длительной просрочке предстоит уплачивать большие суммы пеней - это касается недоимок, возникших после 1 октября 2017 года. Изменения внесены в правила расчета пеней, которые установлены для организаций п. 4 ст. 75 НК РФ.

Если, начиная с указанной даты, просрочить платеж более чем на 30 дней, пени предстоит рассчитывать так:

  • исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период с 1-го по 30-й календарные дни (включительно) такой просрочки;
  • исходя из 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, актуальной в период начиная с 31-го календарного дня просрочки.

При просрочке в 30 календарных дней и меньше юрлицо заплатит пени исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Изменения предусмотрены Федеральным законом от 01.05.2016 N 130-ФЗ.

При уплате недоимок до 1 октября 2017 года количество дней просрочки не имеет значения, ставка в любом случае составит 1/300 ставки рефинансирования ЦБ. Напомним, что с 2016 года ставка рефинансирования равна ключевой ставке.

Все лица, как физические, так и юридические, используют воду в различных целях. Каждое государство за это взимает налог.

Но все ли обязаны его платить, есть ли льготы и какие ставки стоит использовать при расчете суммы, знают единицы. Рассмотрим все нюансы порядка расчета и уплаты водного налога.

Основные моменты

Что говорится в законодательстве РФ о налоге за водопользование. Какие сроки его уплаты, кто является налогоплательщиком, за что именно стоит платить? Как определить налоговую базу?

Нормативная база

С 2005 года начала действовать гл. 252 НК России о водном налоге. Плательщик водного налога – это предприятие, ИП и физическое лицо (), которые используют водоемы согласно законодательным актам ().

Не являются плательщиками такого налога ООО, физлица, что пользуются водными ресурсами в соответствии с условиями , или решением о возможности использовать водные объекты.

Об этом говорится в Водном кодексе РФ . Водопользование может быть специальным и особым.

Под специальным понимают использование водных объектов для питья или быта граждан, для сельскохозяйственных, промышленных, энергетических целей, лесоперерабатывающей отрасли.

  • поверхностная вода (речка, ручей, пруд, болото, ледник, канал);
  • подземная вода;
  • вода морей;
  • море на территории, что относится к РФ.

Ставки водного налога устанавливаются в зависимости от вида объекта, что облагается налогом и налоговой базы ().

Не стоит путать налог за водопользование и плату за воду. Второй тип платежа осуществляется только за использование поверхностных водоемов.

Об объектах, что облагаются налогом, говорится в , налоговой базе – в ст. 333.9. Налоговым периодом считается квартал ().

Согласно Бюджетному кодексу РФ водный налог зачисляется в прибыль федерального уровня (). Уплатить сумму необходимо по тому месту, где располагается водный объект, в сроки до 20 числа следующего за налоговым периодом месяца.

Необходимо предоставить декларацию в налоговые структуры до дат, что установлены законодательством ().

В том случае, если налогоплательщиком используется не один водный объект в пределах РФ, то документация для осуществления оплаты налога он имеет право в один налоговый орган.

Для этого должно быть соблюдено одно условие – плательщик должен состоять на налоговом учете в отделении, куда обращается.

Что является объектом налогообложения

К объектам, что облагаются водным налогом, относятся:

  • забор воды из водоема.
  • использование водных ресурсов акваторий объектов, сюда не относят лесосплав.
  • реки и моря, когда их воды используются для функционирования гидроэлектростанций.
  • пользование ресурсами российских вод для лесосплава в плоте и кошеле.

Не относят к налогооблагаемым объектам вод РФ:

  1. Произведение забора вод для использования пожарными структурами, а также объектами, что осуществляют ликвидацию последствия чрезвычайных ситуаций от стихий.
  2. Забор воды и использование акватории водного объекта для организаций, занимающихся рыбоводством или производством биологических организмов.
  3. Применение акватории водного объекта для передвижения на судне, что касается и плавательного вида транспорта небольших размеров.
  4. Осуществление госмониторинга водного объекта.
  5. Применение вод для ловли рыбы или охоты.
  6. Осуществление операций по погружению в глубину.
  7. Другие действия.

Облагаемая база

Налоговую базу определяют относительно определенного объекта в индивидуальном порядке:

  1. Если производится забор воды, тогда учитывают объем воды, что была забрана в течение налоговых периодов. Учтите, что налоги стоит уплачивать не в региональные органы, а на федеральные счета. Показания можно будет посмотреть на водоизмерительных приборах, которые записываются в журнале первичного пользователя.
  2. Если используется акватория водного объекта, при определении размера налога учитывают площадь водного ресурса, что предоставляется в использование.
  3. Если используется водоем для функционирования гидроэлектростанций, учитывают электроэнергию, что была произведена в налоговом периоде – 1000 кВтч энергии.
  4. Если водоем используется для сплавов дерева в плоту или кошеле, то учитывают объем древесного материала, что сплавляется в налоговом периоде (в тысячах м3), расстояние сплавов (в километрах), что поделено на 100.

Какая ставка применяется при уплате (таблица)

Ставки водного налога устанавливаются в отношении каждого водного ресурса индивидуально.

По наибольшему тарифу платят жители Северо-Кавказского региона, чуть пониже налог на воду на Урале, далее в рейтинговой таблице размещается Восточно-Сибирский район.

Так, к примеру, 1 тыс. м3 водных ресурсов Волги в Северном регионе стоит 300 руб., в Центральном – 288 руб. До того, как было введено водный налог, цена на воду составляла 152, 193 руб.

Ставки водного налога

Как рассчитать водный налог

Что необходимо учитывать при определении суммы налога за водопользование – для людей, что сталкиваются с этим впервые, это остается загадкой.

Формула расчета

Плательщики налога обязуются исчислять сумму, что подлежит перечислению в госказну, лично. Размер определяется по окончанию каждого налогового периода, представляет собой суммирование налоговых баз и налоговых ставок.

Общую сумму рассчитывают, сложив суммы водного налога по каждому объекту водопользования. В тех ситуациях, когда относительно водного ресурса применяются разные ставки, тогда налоговую базу стоит определить в отношении каждой ставки.

Как же производится расчет:

Условие Алгоритм
При заборе воды из речки Стоит умножить объем воды в м3 на налоговую ставку, что установлена налоговыми службами (она варьируется в рамках 250 – 600 руб. для пресноводной реки, еще выше – для подземного водопользования)
При заборе вод из моря Формула та же, но ставки при этом будут колебаться в пределах 4 – 12 руб. за м3
При использовании акватории водного объекта РФ Сумма рассчитывается так: площадь акватории, что используется (км2) * налоговая ставка (в пределах 14 – 50 тыс. руб. в году). В квартале платится ¼ средств налога, что рассчитан за год
При пользовании водным объектом для обеспечения функционирования гидроэлектростанции Сумма налога определяется так: электроэнергия, что произведена (кВт) * налоговая ставка (в рамках 4 – 14 руб.)
При сплаве древесного материала (объем материала (в 1000 м3) * расстояние сплава (км)/100) * налоговая ставка (от 1,1 тыс. до 1,7 тыс. руб.)

Предоставляемые льготы

Льготы властями отменено. Теперь во всех регионах РФ действуют одни правила, а список плательщиков налога по водопользованию увеличен. Такой вид налога обязуются платить все без исключения.

Хотя есть один нюанс: в том случае, когда предприятие проводит забор воды для потребностей населения, то ставка будет составлять 70 руб./1000 м3. При этом не зависит, где расположен объект.

Пример 1

Приведем пример расчета водного налога. Организация, основная сфера деятельности которой теплоэнергетика, в налоговом периоде использовало 12 000 м3 воды для технологического процесса, 8 000 м3 использовано не в технологических целях, 7 000 м3 – сброшенные сточные воды.

Ставки, по которым ООО должно оплачивать налог в данной территории РФ:

Рассчитаем общую сумму:

12 00 * 15 + 8 000 * 30 + 7 000 * 3,9 = 180 + 240 + 27,3 = 447,3 рублей.

Пример 2

Рассчитаем сумму для уплаты водного налога с учетом лимитов. Допустим, отчетным периодом компании является месяц.

Согласно установленному лимиту фирма для технологических потребностей должна использовать не более 6 тыс. м3. По факту забрано воды 12 тыс. Сточные воды сброшены в рамках лимита 4 тыс. м3, и выше лимита – 2 тыс. м3.

Ставка в рамках лимита за забор вод – 150 руб./1000 м3, при большем использовании – 750 руб./1000 м3. Сумма для уплаты 5,4 тыс. (900 +4,5 тыс.), в рамках лимитов – 900 руб. (150 * 6) и больше лимита 4,5 тыс. (750 * 6).

Ставка стоков: лимит – 20 руб./1000 м3, больше – 100 руб./1000 м3 (20 * 5). Оплатить нужно будет 280 руб. (80 + 200). В рамках лимита – 80 руб. (20 * 4), больше – 200 руб. (100 * 2).

Подсчитаем общую сумму:

5,68 тыс. рублей = 5,4 тыс. + 280. В федеральные структуры нужно уплатить 2272 руб. (5680 * 40 % : 100 %), в региональные и местные структуры – 1704 руб. (4080 * 30 % : 100 %).

Особенности расчета

Исчисляют и уплачивают водный налог согласно порядку, описанному в гл. 25.2 НК. Если предприятие или физическое лицо использует водные объекты в пределах установленных лимитов, то при расчете применяются установленные ставки.

Но при потреблении воды сверх нормы им придется уплатить в 5 раз больше. Зачастую проблемы возникают в исчислении налоговой базы по отношению тех объектов, где не требуется изъятие воды.

Учитывая сезонный характер использования водных ресурсов, существуют неопределенности по корректировке суммы налоговых баз.

Осуществляя забор воды свыше квартального лимита, налоговую ставку повышают, с учетом чего используется коэффициент 1,15. При отсутствии лимитов в квартале, плательщик рассчитывает сумму, как ¼ годовой нормы.

Юридическое лицо (на предприятии)

Юридические лица должны оформлять пользование водными объектами с помощью таких бухгалтерских проводок:

Также используются следующие счета:

Если плательщик налога относится к категории наиболее крупных, то, согласно , они обязуются представить в отделение налогового органа, где зарегистрированы как крупнейшие плательщики налога.

Организации обязаны подать декларацию не позднее 20 числа того месяца, что следует за отчетным периодом. Если платеж просрочен, для расчета пени используется ставка рефинансирования.

Физические лица

Физические лица, которые не зарегистрированы в качестве ИП, и не используют воду для специальных целей, не обязаны оплачивать налог за водопользование.

Граждане российской Федерации вправе свободно пользоваться водными объектами для своих потребностей. Им не нужно получать соответствующие лицензии.

ИП

Лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, водный налог оплачивает. Оно обязуется получить лицензию и заключить договор, который позволит ему использовать водные объекты для ведения предпринимательства.

Учтите, что для расчета суммы налога представители налоговых структур могут потребовать представить дополнительный пакет документации, что понадобится для проведения проверки.

Если налогоплательщиком является иностранное лицо, то ему также необходимо представлять ксерокопии деклараций в налоговое отделение по месторасположению инстанции, где выдавалась лицензия на использования водных ресурсов. Сроки для подачи те же, что и для остальных плательщиков.

Ориентируйтесь на таблицу при определении суммы, подлежащей уплате, — это поможет использовать именно ту ставку, которая действительна именно в вашем регионе.

Будьте внимательны в расчетах, оплачивайте своевременно налог, и тогда не возникнет вопросов со стороны представителей налогового органа.