Сочинение на тему: исповеди и раскаяния раскольникова (ф. м

(6,5 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

I. Образовательная

Обучающая:

  • Дать представление о понятии “тайна человека” в художественном мире писателя.
  • Анализируя эпизоды художественного произведения, дополнить, обобщить представление учащихся о психологическом портрете героя Достоевского.
  • Проанализировать путь обретения Раскольниковым человеческих ценностей через страдание.
  • Путем контрольных вопросов выявить уровень знаний учащихся по теме.
  • Анализируя фрагменты текста и эпизод, создать у учащихся целостное представление о характере героя Достоевского.

Развивающая:

  • Продолжить работу по формированию аналитических и речевых умений.

Аналитические умения:

  • аргументировать свою точку зрения;
  • делать выводы и участвовать в дискуссии;
  • выражать свое отношение к прочитанному.

Речевые умения:

  • создать устный ответ;
  • выразительно читать текст художественного произведения (в данном случае фрагменты).

II. Воспитательная:

  • создать педагогическую ситуацию для размышления о нравственных качествах человека;
  • помочь учащимся сформировать понятие о гуманистических позициях современного человека.

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Форма обучения: организация исследовательской работы в микрогруппах, участие в диалоге, дискуссии.

Оборудование: презентация (PowerPoint) с включением вопросов и заданий, иллюстраций, цитат, кинофрагмента из фильма режиссера Л. Кулиджанова “Преступление и наказание”); раздаточный материал (фрагменты текста с заданиями).

Ход урока

1. Вступительное слово учителя. (Презентация, слайд № 1.)

Задача сегодняшнего урока - проследить путь воскрешения человека в Раскольникове, обобщить знания о психологическом портрете героя Достоевского и еще раз всмотреться в человека Достоевского, поразмышлять над великой тайной.

Обратите внимание на эпиграф к уроку: “Достоевский исследует и обнаруживает муки совести и покаяние на такой глубине, на какой они до сих пор не были видимы”. Это слова русского философа Н. Бердяева. Все творчество Достоевского можно назвать грандиозным опытом о человеке. Это художественное исследование человека XIX века, его исторической судьбы, его настоящего и будущего.

Действия учащихся: учащиеся записывают тему урока и эпиграф в тетради.

2. Учитель. Итак, мы начинаем исследовательскую деятельность. Что, по вашему мнению, помогает Раскольникову, вступить на путь раскаяния?

Примерные ответы учащихся: Раскольников не одинок, его окружают любящие люди, готовые поддержать его духовно.

3. Презентация, слайд № 2

Учитель. Перед вами на экране слова Раскольникова. Учитель читает вслух цитату: “О, если бы я был один и никто не любил меня и сам бы я никого не любил! Не было бы всего этого”. Вспомните, при каких обстоятельствах Раскольников произносит эти слова и что они означают для героя?

Примерные ответы учащихся: это внутренний монолог Раскольникова после прощания с матерью и разговора с сестрой. Разговор с Дуней приводит Раскольникова в смятение. Он не признает себя виновным, но в тоже время просит у сестры прощение.

Эти слова – условие, при которых преступник может не считать себя преступником. Если человек одинок – он отвечает только за себя, так думает Раскольников. Одинокий человек ни перед кем не отвечает за свои поступки. Это мнение героя.

4. Учитель. Мы должны воссоздать психологический портрет Раскольникова. Вопросы: (Презентация, слайд № 3.)

Каково же самое главное условие для Раскольникова, при котором преступник может не считать себя преступником?

Разорвал ли Раскольников все связи с внешним миром?

Обладает ли Раскольников чувством, которое мешает стать ему закоренелым преступником?

Действия учащихся: учащиеся записывают вывод в тетрадь, затем читают вслух.

Примерные ответы учащихся:

Раскольников считает, что свобода, одиночество – это те условия, которые позволяют преступнику идти на преступление. Никого не любить, ни от кого не зависеть, разорвать все личные и родственные связи.

Раскольников не разорвал все связи с внешним миром. Он пытается, но родственные связи и личные удерживают его. Иначе он не произнес бы слова: “О, если бы я был один…”.

Да, обладает. Ведь он просит прощение у матери и сестры, встает на колени перед Соней. Он не может вырваться от окружающих его людей, в этом, возможно, и есть залог его спасения.

5. Учитель. Сегодня в СМИ часто звучит такое слово как преступление . Но совсем забыто слово совесть . Вам, людям XXI века, предлагается сейчас подумать над значением этих слов. Какой смысл вы вкладываете в слова “преступление” и “совесть”?

Действия учащихся: устно отвечают на вопрос. Примерные ответы учащихся: преступление – зло, нанесенное другому человеку или обществу. Совесть – внутренний голос, чувство ответственности, осознание своей вины.

6. Учитель. Посмотрите внимательно на свои ответы и поразмышляйте над вопросами:

  • Можно назвать Раскольникова преступником?
  • Испытывает ли Раскольников муки совести?

Действия учащихся: ответы записывают в тетрадь, затем комментируют свою точку зрения. Примерные ответы.

Преступник – человек, нарушивший закон, порядок. Это тот, кто переступает через нравственный и юридический закон. Нарушает волю Бога. Живет только для себя.

  • Раскольников – преступник. Он совершает убийство, нарушает христианскую заповедь “не убий”. То, что он преступник, указывает не только само убийство старухи-процентщицы и Лизаветы, но и создание Раскольниковым теории о праве сильной личности на преступление, теории о двух разрядах людей. В своих поступках Раскольников руководствуется только своим желанием, забывая о высшей правде.
  • Кажется, на первый взгляд, что понятие совесть для него не существует. Он живет только по принципу “я хочу”, “моя воля”. Понятие совесть для Раскольникова появляется лишь в эпилоге романа. Хотя осознание своей причастности к матери, сестре, Соне мучает и тяготит его. Возможно, это залог его будущего раскаяния. Разговор с Дуней, прощание с матерью, признание Соне – это свидетельства присутствия в Раскольникове совести, загнанной внутрь.

7. Презентация, слайд № 4. Учитель. На экране вы можете увидеть значения слов преступление и совесть (значения взяты из МАС). Что же происходит в душе Раскольникова?

Действия учащихся. Один учащийся вслух читает значение слов преступление и совесть, затем учащиеся устно отвечают на вопрос. Примерный ответ: Смятение и суд совести.

8. Учитель. Достоевский показывает, насколько сложен путь Раскольникова к раскаянию. Он не может раскаяться даже перед самыми близкими ему людьми. Вспомните, кто направляет Раскольникова на путь раскаяния? Ответ: Соня Мармеладова.

9. Учитель. Один из героев Достоевского в романе “Братья Карамазовы” говорит: “Тут дьявол с богом борется, а поле битвы - сердца людей”. Кто из героев романа “Преступление и наказание” это состояние переживает с особой силой?

Действия учащихся: звучат устные ответы. Примерный ответ: в каждом человеке живет доброе и злое начало. Это состояние с особой силой переживает Родион Раскольников.

10. Презентация, слайд № 5

Учитель. Совершенно верно, но все же Бог его не оставил, иначе не было бы следующих эпизодов. Задание учащимся: разбейтесь на две группы. Прочитайте выразительно эпизоды и выполните задание (вопросы на экране).

Действия учащихся: перед каждым учащимся лежит лист с эпизодом и вопросами. (См. Приложение № 1 , эпизод № 1, 2.) В каждой группе несколько учащихся выразительно читают вслух эпизоды. Эпизод “Чтение Евангелия Раскольниковым и Соней” (ч. IV, гл. 4), эпизод “Раскольников признается Соне в преступлении” (ч. V, гл. 4).

Примерные ответы (эпизод “Чтение Евангелия Раскольниковым и Соней”): 1. Основная мысль эпизода заключается в возможности Раскольникова на спасение своей души. 2. Этому эпизоду предшествует уход Раскольникова от матери и сестры. Завершается разговор практически признанием Раскольникова в преступлении. 3. Соня испытывает сильнейшие переживания. Волнение перемешивается с чувством тревоги. А когда она читает эпизод о воскрешении Лазаря, то величайшее волнение охватывает ее, ведь она приближается к слову о великом чуде. 4. Раскольников испытывает чувство неприязни к Соне. В тоже время он пытается понять ее. Охватившее ее волнение и выбранный путь смирения Раскольников еще не воспринимает. Для него она юродивая. 5. В данном эпизоде между Раскольников и Соней лежит пропасть непонимания. Они говорят не просто на разных языках, они находятся на разных уровнях близости к истине. Сцена чтения Евангелия – залог будущего воскрешения в Раскольникове человека.

Примерные ответы (эпизод “Раскольников признается Соне в преступлении”): 1. Это второе посещение Раскольниковым Сони. Именно в это посещение происходит признание Раскольникова в преступлении. Он готов сбросить с себя груз, он не в состоянии выдержать в одиночку тяжесть преступления. Но признание в преступлении – еще не раскаяние. 2. В первое посещение Сони Раскольников был почти готов признаться в содеянном. Этот эпизод – прямое продолжение предыдущей встречи героев. 3. Раскольников в первый момент испытывает чувство ненависти к Соне. Но потом понимает, что “он принял одно чувство за другое”. Чувство любви заполняет сердце Раскольникова, в этот момент становится возможным признание в преступлении. 4. Соня страдание от слов Раскольникова. Ведь его слова звучат как отказ принять Божий промысел. 5. В конце эпизода чувство ужаса охватывает Раскольникова и Соню. Для нее ужас в том, что он убил человека, осмелился взять на себя роль судьи. Для него ужас в понимании, что он не только другого убил, а убил в себе человека. В данном эпизоде герои испытывают страдание. Через боль и муку Раскольников признается Соне в преступлении, через ненависть к нему приходит чувство любви.

11. Учитель. Достоевский показывает, что в страдании заключена возможность будущего воскрешения человека. Для Достоевского путь Раскольникова к Богу – это попытка героя открыть в себе Христа. Ведь для самого Достоевского образ Христа станет самой высокой мерой человечности в ее чистоте и правде, в ее красоте и совершенстве.

12. Презентация, слайд № 6. Учитель. Обратимся к фрагменту фильма “Преступление и наказание” режиссера Льва Кулиджанова.

13. Приложение № 1 , эпизод № 3. Учитель . После просмотра эпизода из фильма обратимся к тексту романа.Следующий эпизод – Раскольников на Сенной площади – позволит нам разобраться, как Раскольников шел к раскаянию.

Прочитайте выразительно эпизод и выполните задание.

Перед каждым учащимся лежит лист с эпизодом и вопросами.

Вопросы к эпизоду:

1. Как можно назвать данный эпизод?

2. Происходит ли в этом эпизоде признание героя в преступлении? Почему не происходит?

3. Как этот эпизод связан с предшествующими событиями романа?

4. Что привело Раскольникова на Сенную площадь

5. Найдите в тексте слова, передающие эмоциональное состояние Раскольникова в начале эпизода? Подчеркните их одной чертой.

6. Найдите и прочитайте слова, характеризующие отношение окружающих к Раскольникову.

7. Как прохожие реагируют на его поведение?

8. Найдите в тексте слова, передающие внутреннее состояние героя после неудавшегося признания. Подчеркните их двумя чертами.

9. Как меняется внутреннее состояние Раскольникова после неудавшегося признания?

10. Почему сцена всенародного покаяния не получилась?

11. Используя подчеркнутые слова, ответьте на вопрос: какие переживания испытывает Раскольников на протяжении эпизода? Письменно 2-3 предложения. 5-6 эпитетов.

12. Вспомните, что для Раскольникова означает быть человеком?

13. Изменилось ли для Раскольникова понятие человек после сцены на Сенной площади? Что добавило это к его жизненному опыту?

14. Что означает для героя данная сцена?

Действия учащихся: в каждой группе несколько учащихся выразительно читают вслух эпизод. Затем письменно отвечают на вопросы.

Начало эпизода: “Он вошел на Сенную…”. Конец эпизода: “Он спокойно, однако ж, вынес все эти крики и, не озираясь, пошел прямо чрез переулок по направлению к конторе”.

Примерные ответы.

1. Раскаяние Раскольникова, признание, покаяние, преклонение.

2. Нет, не происходит. Раскольников еще не готов к раскаянию.

3. Сцене на Сенной площади предшествует прощание Раскольникова с матерью, разговор с сестрой Дуней. “Преступление? Какое преступление? – вскричал он в бешенстве. – Не думаю я о нем и смывать его не думаю”.

Затем он идет к Соне. Происходит обмен крестами. И отправляется с повинной к Порфирию Петровичу.

4. Он шел в контору к следователю. Вспомнил слова Сони: “Пойди на перекресток, поклонись народу, поцелуй землю, потому что ты и перед ней согрешил, и скажи всему миру вслух: “Я убийца!”.

5. Учащиеся подчеркивают следующие слова: задрожал, тоска безвыходная задавила, ринулся, все разом в нем размягчилось, хлынули слезы, поцеловал землю с наслаждением и счастьем.

6. Учащиеся находят слова и читают их вслух: нахлестался, в Иерусалим идет, грунт лобызает, парнишка еще молодой, из благородных, ноне их не разберешь, кто благородный, а кто нет.

7. Прохожие проявляют иронию и насмешку. Происходит всенародное осмеяние Раскольникова. Народ смеется над ним.

8. Отклики и разговоры сдержали Раскольникова, слова замерли, спокойно вынес крики, не озираясь, пошел к конторе.

9. Раскольников закрылся от людей, ушел в подполье, не испытывает потребности раскаяться в содеянном.

10. Преклонение Раскольникова происходит больше от тоски, чем от раскаяния, оно от безысходности и от нечеловеческой усталости, хотя в преклонении и заложена возможность будущего раскаяния.

11. Раскольников испытывает желание освободиться от безысходной тоски, сбросить с себя тяжесть преступления, очиститься. Но этого не происходит. Толпа не принимает его преклонения. Да и сам герой не готов к раскаянию. Хочет ношу сбросить, но не понимает, что нельзя этого сделать без сострадания к людям. К людям он испытывает презрение, это “муравейник”, пред ним он встает на колени. Но муравейник не принимает его раскаяния. Он получает то, что заслужил – всенародное осмеяние.

12. Человек для Раскольникова – это власть над всей дрожащей тварью, над всем муравейников, все позволено, кровь по совести.

отвечают на листе с эпизодом.

13. Еще не изменилось. Он не осознает себя в неразрывной связи с людьми. Он пытается порвать эту связь. Ниточкой для него является Соня.

14. Это робкая попытка Раскольникова найти в себе нового человека, ведь он встал на колени перед “муравейником”. Он хочет себя спасти, ношу сбросить. Это шаг героя к раскаянию, поиск в себе человека, способного раскаяться в будущем. Осмеяние толпы – воздаяние по заслугам. Это начало пути Раскольникова к Богу.

14. Презентация, слайд № 7. Учитель. Обратимся еще раз к значению слова “совесть”. Сам Достоевский совесть рассматривал в единстве со словом Бог. Достоевский говорил, что “совесть без Бога есть ужас, она может заблудиться до самого безнравственного”.

В христианской этике совесть рассматривается как окно, через которое проникает божественная воля. Совершив преступление, Раскольников как бы закрывает это окно, становится глух к божественной воле.

15. Презентация, слайд № 8. Учитель. Вспомним, что сказала Соня Раскольникову в последнюю их встречу после его признания в преступлении:

  • “Что вы, что вы над собой сделали!”
  • “Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!”.
  • “От бога вы отошли, и вас бог поразил, дьяволу предал!”.

Как вы понимаете слова Сони?

Действия учащихся. После обсуждения отвечают на вопрос. Примерный ответ: не только убийство Раскольникова – преступление, но и рассуждение его, что человека можно убить – вот отречение от Бога.

16. Презентация, слайд № 9. Учитель. М. Дунаев, один из исследователей творчества Достоевского, сказал о Раскольникове: “Он как будто вмерз в свой грех, в свою гордыню, в свое преступление, в свое четверодневное небытие – и не может отмерзнуть”.

Но Достоевский дает своему герою возможность пройти путь от преступления к раскаянию.

17. Презентация, слайд № 10. Учитель. “Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком”. Так писал Достоевский в 1839 г. в письме своему брату Михаилу. Достоевский на открытии памятника А. С. Пушкину сказал, что Пушкин умер и оставил нам тайну, которую мы пытаемся разгадать. Мне думается, что такую же тайну нам оставил Достоевский. Все творчество Достоевского можно назвать грандиозным опытом о человеке. Это художественное исследование человека XIX века, его исторической судьбы, его настоящего и будущего.

18. Презентация, слайд № 11. Учитель. На уроке мы проследили путь Раскольникова к раскаянию.

Домашнее задание: используя фрагменты текста, воссоздайте духовный путь Раскольникова к раскаянию.

Список литературы

  1. Достоевский Ф. М. Собр. соч.: В 15 т. – Л. 1988. – Т. 5.
  2. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. – М.: 1963.
  3. Дунаев М. М. Православие и русская литература. – М.: Духовная литература, 1997. – Ч. 3.
  4. Карякин Ю. Достоевский и канун XXI века. – М.: 1989.

Раскаяние Родиона Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"

Достоевский в своем романе раскрывает образ, доведенного до отчаяния человека, совершившего преступление, стремиться передать нам его мысли, переживания, чувства, муки совести, показать психологию убийцы, и, прежде всего, размышляет на тему раскаяния и искупления греха.

Раскольников Родион Романович – бывший студент, живущий в Петербурге, университет покинул из-за недостатка средств. Причин, заставивших его совершить убийство старухи-процентщицы, не мало: нужда, тяжелые жизненные обстоятельства доводят героя до изнеможения, он вынужден скрываться от хозяйки дома, так как нечем платить за жилье, сестра Дуня, чтобы помочь брату и матери, решившаяся выйти замуж за развратного Лужина. Проходя по окраинам Петербурга, ему взору предстают картины нищеты и унижения, кто-то пытаемся совершить самоубийство, кто-то торгует своим телом, как дочь его друга Мармеладова Соня, а кто-то наживается на других людях, как, ненавидимая им, старуха. Все эти события проходят через душу Раскольникова, влияют на его психику. В его душе созревает бунт против всей этой несправедливости. Он решает совершить малое зло ради большого добра. Считает что, убив старушонку, он принесёт больше добра и справедливости этому миру, чем зла. Так же у него давно есть теория о двух видах людей. Убийством он решает проверить, кто он, «необыкновенный человек», которому позволено вершить зло ради благой цели, или же просто «тварь дрожащая» и «материал». С этими мыслями он решается на убийство.

Обстоятельства заставили Раскольникова убить не только процентщицу, он и её безобидную беременную сестру Лизавету. Совершив преступление, герой сомневается в том, что сможет хладнокровно выдержать тяжесть этого поступка, его начинают посещать тревожные сны мысли о самоубийстве, мучает совесть. Иногда же герою кажется, что он сможет жить с «черным пятном на совести». В нем пробуждаются гордость и самоуверенность. Не выдерживая, он рассказывает об убийстве Соне, которая, как он чувствует, может понять его, так как сама увязла в грехе. Она хочет спасти его душу, уговаривая раскаяться и сдаться властям. Через некоторое время он сдается полиции, он даже тогда он не расценивает это как покаяние, а лишь считает слабостью, он до сих пор не видит в содеянном большой вины. Первое время пребывания на каторге сильно укололи его гордость. Однако тягу с жизни ему вернула Соня, поехавшая за ним Сибирь.

Я считаю, Раскольников искупил свой грех тем, что раскаялся и впустил в свою душу любовь и Бога.

Другой путь искупления греха выбрал Свидригайлов. Он совершил за свою жизнь много грехов: Из-за его домогательств сестра Раскольникова потеряла место работы, он загубил несколько своих крепостных и жену. Осознав это, он пытается искупить вину перед Дуней, предлагая ей деньги и пытаясь предотвратить свадьбу с Луженым. Но, не получив прощения, накладывает на себя руки.


Мы часто можем услышать от старшего поколения, что произведения Достоевского тяжело читаются, сложны для понимания. Они не были бы написаны таким слогом, если одной из особенностей творчества Федора Михайловича не был глубокий психологический анализ внутреннего мира. Автор в каждом своем произведении уделяет много времени описанию эмоций, размышлений персонажа. Другой особенностью является то, что многие романы знамениты своим криминальным сюжетом, детективной линией.

И две эти особенности тесно связаны между собой - что движет человеком в момент совершения преступлений? Является ли это своеобразным бунтом - несогласием с определенным режимом - против общества? Рассмотрим, к примеру, Родиона Раскольникова из «Преступления и наказания». Что для него является бунтом и, впоследствии, покаянием?

Раскольников - бедный, на грани нищеты, студент. Безусловно, он не привык смотреть на жизнь в розовых очках, проживая в грязном и развратном Петербурге. Родион, как и любой человек, не согласен прожить всю свою жизнь в тесной каморке, постоянно пересчитывая копейки, которых еле хватало на еду. Дальнейший ход событий известен и тем, кто ни разу не читал произведение - молодой человек убивает старушку-процентщицу, ударив топором по голове.

«Ну и что же в этом такого интересного?» - спросите вы. Секундочку, самое интересное впереди.

Украденные деньги Родион кладет под камень. Однако вместо того чтобы воспользоваться ими хотя бы ради единовременного удовлетворения каких-то потребностей, он постоянно туда лишь заглядывает, дабы удостовериться: не украл ли их какой-нибудь наблюдательный бродяга? Выходит, убийство не было связано с корыстным мотивом?

Именно так. Как мы узнаем по ходу сюжета, студент отправил на публикацию свою статью «О преступлении», в которой разделил людей на два разряда: обыкновенные и необыкновенные. Необыкновенные люди примечательны тем, что им дозволено совершить преступление, если того требует их великий поступок. Другими словами, без жертв никогда не обойтись. Смекалистый читатель уже наверняка уловил главную нить рассказа, которую Достоевский сумел хорошо спрятать. Как мы уже уяснили, преступление - своеобразный бунт. И Раскольников устраивает бунт! Он ищет подтверждения своей идеи; он уверен в своей необыкновенности. Эта необыкновенность должна проявиться в полном равнодушии к совершенным деяниям.

И в чем же главная изюминка рассказа? Родион ни в коем случае не собирается признаваться в содеянном. Более того, на студента нет доказательств, формально он совершенно не виновен. Но дни идут, а совесть поглощает все больше, засасывает в свою бездну покаяния и стыда. Она окончательно одерживает верх над парнем меньше чем через месяц - Родион Раскольников является с повинной к следователю и заслуженно получает свой приговор, свое наказание. Ссылка и каторга являются вторым по счету наказанием. Первое же описано выше.

«Он хотел бы быть одним из фанатиков - это его идеал. У него есть общие с ними черты - презрение к людям, жестокость логичных выводов и готовность проводить и в жизнь. Но фанатизм идеи только одна сторона его характера. В нем есть и нежность, и любовь, и жалость к людям. Вот в чем его слабость», - писал Д. Мережковский. Идея Раскольникова не смогла полностью осуществиться из-за того, что сам Раскольников не был полностью фанатиком. К сожалению, а, может быть, к счастью, литературный мир не смог пополниться еще одной сильной личностью. Всецело сильной личностью.

Обновлено: 2017-05-26

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Тема греха и покаяния.
(По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».)

Человек, который много согрешил, всегда умён.
М. Горький.

Какая странная судьба, что мы всего более грешим именно тогда, когда слишком благодетельствуем другим.
В. Шекспир.
Великий русский писатель Ф. М. Достоевский был человеком очень религиозным. Он рос « в семействе русском и
благочестивом », где знакомились с Евангелием « чуть не с первого детства ». Поэтому его, как никого другого, очень
интересовала тема греха. Но сам грех по своей сути бывает разным. Оскорбил человека – нагрешил, убил – тоже нагрешил.
Достоевский в своём романе « Преступление и наказание » рассматривает грех идеологический. Греховную теорию, которая
чудовищна сама по себе и, кроме того, приводит к человеческим смертям.
Роман Ф. М. Достоевского « Преступление и наказание » можно отнести к разным типам. Он и философский, и
социально-бытовой, и психологический. Но, пожалуй, главное место в нём занимает идеология одного из героев – Родиона
Раскольникова.
Главный герой романа совершает убийство. Но не только в этом заключается его грех. Раскольников, увлёкшись
своей теорией, забывает о простых истинах: даже самая благородная цель не оправдывает средств её достижения и никто,
кроме Бога, не вправе судить, достоин человек жизни или нет.
В начале романа мы видим тщательные приготовления Раскольникова к убийству, причины которого пока не знаем.
Обстановка, где проживает главный герой, позволяет нам предположить, что убийство совершается ради ограбления. У
старухи-процентщицы довольно много сбережений, а он вынужден заложить ей последнее что у него осталось – кольцо сестры.
Но впоследствии мы видим, что не это явилось главной причиной для совершения преступления.
Незадолго до этих событий в одной из петербургских газет появилась статья Раскольникова. В ней он излагает теорию о
том, что всё человечество делится на два разряда. Первый – это люди, безропотно принимающие любой порядок вещей – «твари
дрожащие». Другие – смело нарушают моральные нормы, общественный порядок, проливают ради этого чужую кровь – «сильные
мира сего».
Но, поделив людей на две эти категории, Раскольников сталкивается с неизбежным вопросом: к какому разряду он сам
относится? Убийство старухи – самопроверка героя: выдержит ли он идею, по которой совершается ход истории. Кто же он:
«тварь дрожащая» или «сильный мира сего»?
И это убийство с целью возвысить себя над простыми смертными есть грех неизмеримо больший, чем если бы он
убил, чтобы выжить. Но он не умирал с голоду, он не был на грани… И всё-таки убил.
Очень важно то, что до какого-то момента Раскольников полностью удовлетворён своей теорией и не видит в ней ни
одного изъяна. Ведь что из себя представляет та, жизнью которой он решил пожертвовать ради своих грандиозных замыслов?
Ничтожество, «вошь». Она не приносит никакой пользы, а только вред. И невольно подслушанный им разговор двух студентов
ещё больше убеждает его в том, что это необходимо сделать.
Всё это делает Раскольникова некоторым образом похожим на учёного, который сначала выдвигает гипотезу, а потом
пробует её экспериментально доказать. Но этот чудовищный эксперимент стоил жизни двум людям. Да, да, именно двум людям,
какими бы они ни были. «Не убий» - гласит одна из десяти заповедей. Бог дал жизнь – бог должен её и забрать. Только
бог и никто другой.
В подтверждение своей теории Раскольников приводит имена исторических деятелей: Ликурга, Солона, Магомета,
Наполеона, говорит о том, что «большая часть этих благодетелей… были страшные кровопроливцы». Но это не оправдывает
преступления Раскольникова. Он говорит Соне: ”Свобода и власть, а главное власть! Над всею дрожащею тварью и над всем
муравейником!.. Вот цель!” вот к чему стремится главный герой – к власти.
В черновых записях Достоевского, связанных с образом Раскольникова, читаем: ”В его образе выражается … мысль
непомерной гордости, высокомерия и презрения к этому обществу…Он хочет властвовать – и не знает никаких средств.
Поскорей взять власть и разбогатеть. Идея убийства и пришла ему готовая.”
Сама его теория, сама эта мысль есть грех. Бог созда лвсех по своему образу и подобию. И возвысить себя над
остальными – значит поставить наравне с Богом.
Но после этого страшного эксперимента Раскольников видит полный прговал, несостоятельность своей теории. Она не
подтвердилась. Он убил. Он переступил черту? Нет. Он обрел власть? Не обрёл. Ему помогли украденные деньги? Он ими не
воспользовался.
Наказание же главного героя началось до свершения преступления. Когда он видит свой первый сон, то уже
понимает, что не сможет выдержать своей теории: “Нет, я не вытерплю, не вытерплю!” Наоборот, идея поработила
Раскольникова, лишила свободы действий, превратила в безвольную пешку.
Достоевский не описывает в романе с такой же подробностью, как нравственные мытарства, процесс духовного
возрождения Раскольникова. Но на протяжение всего хода событий ясно видится это возрождение. Осознав открытый смысл,
реальную сущность и неотвратимую гибельность своей идеи, главный герой испытывает спасительные мучения совести и
готовность к покаянию.
Надежду на восстановление любой преступной личности Достоевский видел в том, что для неё всегда открыт путь к
«великой радости», что в ней нельзя окончательно растоптать совесть и любовь. На этом основано «наказание»
Раскольникова, когда «чувство разомкнутости и разъединённости с человечеством, которое он ощутил тот час же по свершении
преступления, замучило его. Закон правды и человеческая природа взяли своё…»
Будущее духовного возрождения главного героя романа и было обусловлено его страданием, сострадательной любовью
между ним и Соней Мармеладовой: ”Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для другого.”
Участие Сони Мармеладовой в судьбе Раскольникова, её любовь к нему иопределило дальнейший путь главного героя
к возрождению. Именно она подталкивает его покаяться, так как понимает, что не сможет он с этим жить: “А жить-то,
жить-то как будешь? Жить-то с чем будешь?” В ней хотел найти Родион Раскольников родственную душу. И нашёл, не ошибся.
Глубокое и искреннее сопереживание Сонечки растопило лёд на сердце Раскольникова, «волной хлынуло в его душу и разом
размягчило её».
Признание Раскольникова, по его собственным словам, есть признание собственной несостоятельности,
собственного ничтожества – «тварью дрожащей оказался». Но это лишь он не смог, а идея, верит главный герой, стоит
нерушимо и незыблемо.
Не так думает сам Достоевский. В противоборстве с теорией Раскольникова побеждает «закон любви».Терпит крах
его бесчеловечная идея.
И, будучи уже в тюрьме, Раскольников понимает, что убеждения его – глубокая ложь. Осознаёт это окончательно
и бесповоротно. Эта мысль, Евангелие и, самое главное, Соня Мармеладова – это его настоящие спасители, которые помогут
ему начать жизнь заново, « но тут уж начинается новая история, история постепенного обновления человека, история
постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой…»
И мы можем поверить в нравственную силу, мужество, решимость Р. Раскольникова найти путь и средства
истинного служения людям. По глубокому убеждению Достоевского для всего человечества на земле есть лишь две полярные
перспективы: или любить, или уничтожить друг друга, или вечная жизнь, или вечная смерть, или победа «закона любви», или
торжество подобных теорий – третьего просто не существует, не дано.

Родион Раскольников – главный герой психологи­ческого романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” – совершил убийство. Этот поступок не только привел его на каторгу, но и породил множество размышлений и переживаний, составивших главную сюжетную линию романа. Именно терзаниям Расколь­никова читатель наиболее сильно сочувствует, именно с этим героем он переживает наиболее сильные в эмо­циональном и психологическом отношениях эпизоды произведения.

Терзания Родиона Романовича начинаются задолго до совершения преступления.

Еще за много дней до этого ужасного поступка молодой человек, потрясен­ный собственной задумкой, предавался мучительным размышлениям. Сможет ли он выдержать бремя, ко­торое вознамерился на себя взвалить? Подтвердит ли он свое право быть человеком “необыкновенным” по собственной классификации, выведенной в статье, опубликованной в “Периодической речи”? Сомнения никогда не идут на пользу задуманному деянию, осо­бенно такому, на которое посягнул Раскольников. А если добавить к этому лихорадочность и нервоз­ность юноши, то все оказывается еще более сложным. А в той самой статье из “Периодической

речи” состоя­лась первая исповедь Родиона Романовича. Уже в той давней его работе, которая, как угадал Порфирий Пет­рович, “в бессонные ночи и в исступлении замышля­лась, с подыманием и стуканьем сердца, с энтузиаз­мом подавленным”. Он – человек сильный, незауряд­ный, темпераментный – бросает своей статьей яркий и бунтарский вызов миру. Одновременно этой статьей

Раскольников убеждает самого себя, что он – лич­ность, а не “расходный материал”. Именно себя в пер­вую очередь – ведь для кого бы мы ни писали, все равно в конечном итоге пишем для себя. Тем более не­что такое, как раскольниковская статья, несущая сме­лую и даже шокирующую идею преступления “на благо”. Именно потому, что в данной работе Родион был честен перед самим собою, она так впечатлила Порфирия Петровича.

Убийство все-таки произошло. Теперь Раскольни­ков на собственном опыте получил возможность ощу­тить – каково это, быть преступником, объектом пре­следования, добычей для неутомимых и безжалостных охотников. Это трудно. Но все равно – главная борьба происходит внутри него.

Преступление создает полосу отчуждения между Раскольниковым и остальными людьми. Кровь старухи остается на нем не только в прямом, но и в фигураль­ном смысле. И если кровь настоящую можно смыть без следа, то кровавый след в душу въедается намертво. “Мрачное ощущение мучительного, бесконечного уеди­нения и отчуждения вдруг сознательно оказалось в ду­ше его”. Раскольников неожиданно осознает, что не может видеть возле себя не только друзей, но даже са­мых родных людей: мать и сестру. В попытке сбежать от окружающего Родион Романович пускается в лихо­радочный вояж, закончившийся в квартире умираю­щего Мармеладова. На этот момент преступление еще не успело стать чем-то, напоминающим корку зажив­шей раны. Оно еще кровоточит, и кровь эта ядовитой смолой жжет его душу.

Раскольников очень старается доказать себе, что просто болен – оттого и терзания. В самом деле, на­сколько все было бы проще, если бы именно горячка стала причиной неурядиц. Но он наверняка понимает, что дело вовсе не в этом.

Затем следует целый ряд поступков, которые нуж­ны Родиону для того, чтобы, нанося себе еще более тя­желые душевные потрясения, вытравить из души осо­знание своей неспособности нести поднятый груз.

Происходит, к примеру, сумасшедший разговор с Заметовым в трактире. Раскольников ведет риско­ванную, опасную игру, балансирует на грани немед­ленного провала. И упивается ощущением того, что ги­бель под боком. Наверное, так же чувствует себя чело­век, танцующий на краю пропасти. В разговоре дело даже доходит до прямого вопроса: “А что, если это я старуху и Лизавету убил?” Более того, под видом ку­ража Раскольников рассказывает все, что было им сде­лано после убийства процентщицы с взятыми в ее квартире ценностями: “Я бы взял деньги и вещи и, как ушел бы оттуда, тотчас, не заходя никуда, пошел бы куда-нибудь, где место глухое и только заборы одни, и почти нет ничего, – огород какой-нибудь или в этом роде. Наглядел бы я там еще прежде, на этом дворе, какой-нибудь такой камень этак в пуд или полтора ве­су… приподнял бы этот камень… да в яму-то эту все бы вещи и деньги и сложил… Да год бы, два бы не брал, три бы не брал, – ну, и ищите!”

Потом Раскольников пытается отпугнуть Разуми­хина – пролитая кровь мучает, оттаскивает от осталь­ного мира, которого Родион Романович более недосто­ин, во всяком случае, он так считает.

И в квартиру старухи он тоже идет, чтобы пока­зать себе: он может скрыть свое преступление. Но ли­хорадка его мешает и здесь. Родион опять оказывается на грани срыва, провала, на грани публичного призна­ния. Он совмещает в своем рассудке то, что было до того, и то, что получилось после. Его захватило любо­пытство, его удивляет и присутствие отделочников и пустота квартиры.

Даже звук колокольчика по-особенному влияет на его сознание. Одновременно Родиону Романовичу и жутко, И приятно. Он ненадолго ощущает, что, навер­ное, стоит звания человека, а не “твари дрожащей”.

Как уже говорилось, этот странный путь заканчи­вается в квартире, где умирает раздавленный лоша­дью Мармеладов. И, пережив вместе с остальными участниками эту мрачную драму, Раскольников вдруг получает некоторый заряд уверенности. Осознанием того, что он живет, Раскольников ненадолго вытесняет собственный ад, живущий в его душе.

Даже от матери и сестры Родион пытается сбе­жать, потому что уже понимает, что не выдержал.

А значит – на нем несмываемое клеймо, И выхода два – либо пойти с повинной, либо изолировать себя от всех и жить за глухой стеной одиночества. Впос­ледствии Родион скажет: “Те люди, настоящие-то вла­стелины, вынесли свои шаги, и потому они правы, а я не вынес, и стало быть, я не имел права разрешить се­бе этот шаг”.

Раскольников не сумел вынести осознания никчем­ности чужой жизни. Для него это осталось за пределом понимания, не было принято ни сердцем, ни разумом. И сколько бы ни пытался Родион Романович доказать себе, что старушка-то не более чем вошь никудышная и вредная, ничего не вышло. Все доводы оказались слабее голоса совести.

Преступление задумывалось Раскольниковым как доказательство того, что “преград нет”. Но преграды были, и поставил их не кто иной, как сам Родион. И од­ной из первых таких преград, безусловно, стала по­пытка придать злодеянию ранг средства для достиже­ния благой цели. Нельзя так бесцеремонно обманывать себя. Тем более, что настоящий властелин, для которо­го нет никаких препятствий, не терзает себя идеалами и благородством, а просто ставит батарею поперек улицы и “дует” в правых и виноватых. То есть совер­шает все настолько буднично и спокойно, что о душев­ных терзаниях или чем-то подобном и речи не захо­дит. Мы же не оправдываемся перед стоптанными та­почками, выбрасывая их на свалку!

Вторая преграда, которую Раскольников так и не смог преодолеть, – это воздвижение барьера между ним и людьми, окончательное закрепление той самой полосы отчуждения, которую юноша так старательно пытался воздвигнуть. Одиночество, вообще-то, явля­лось необходимым условием поступка. Только его Ро­дион не выдерживает. Он идет к Соне. Но об этом чуть позже.

Пока же стоит сказать, что Раскольников видит свое преступление отнюдь не только в том, что “не вы­нес” груза. Он ведь оказался еще и не способным сле­довать идеалу, быть тем самым “необыкновенным” че­ловеком. Это тоже страшное разочарование, потому что антиподом “особенных” людей, по собственной те­ории Родиона Романовича, является обыкновенный расходный материал, не приспособленный к сверше­ниям и пригодный только для того, чтобы в нужный момент пострадать за чью-нибудь спасительную для общества идею.

Убийство было жестоким экспериментом Раскольни­кова над самим собой. Экспериментом провалившимся – недаром все заканчивается явкой с повинной. Ожидае­мой свободы не появилось, напротив – возникло черное и беспросветное рабство. Раскольников отчаянно врет се­бе, когда твердит, что еще поборется с Порфирием, когда убеждает себя в том, что процентщица – не более чем бесполезная вошь. Против этой лжи бунтует вся натура Родиона – охватившая его лихорадка в немалой степени вызвана именно жестокой схваткой в душе юноши. Схваткой, в которой совесть отстаивала свое: ты – пре­ступник и нечего прикрываться чьими-то там якобы спа­сенными судьбами.

Некоторым подспорьем, впрочем, является знание: улик против нега у следствия нет. То есть, в принципе, еще можно переломить себя и успокоиться, позабыв убийство, как малозначительный эпизод. И страшный удар испытывает Раскольников, когда неизвестный ме­щанин называет его убийцей. Наверное, именно в этот момент Родион понимает, каково это, когда другие зна­ют о твоем злодеянии. И наверняка он успевает пред­ставить себе, каково это, когда о преступлении узнают не только люди посторонние, но и близкие. Посторон­ние один раз ужаснутся и забудут. А для родных все будет значительно больнее. А поскольку Раскольников очень любит и мать, и сестру, ему особенно страшно. В гамме мучений проявляется еще один звук.

Можно сказать, что практически каждым своим по­ступком Раскольников совершает покаяние перед са­мим собой. Покаяние, которое не искупает греха, но лишь усугубляет муки. Он кается, чтобы не пережить ни минуты облегчения, но лишь только вновь отыскать способ причинить себе боль. Покаяние словесное, кото­рое грешник совершает в церкви, здесь заменено пока­янием действия. Ведь поступки Раскольникова после убийства старухи-процентщицы нанизываются на этот мотив, будто на прочную шелковую нить. Помимо тех, на которых уже заострялось внимание, было еще нема­ло совершенного под воздействием желания хоть как-то загладить вину. Точнее, даже не загладить, а заменить на уверенность в собственной правоте, что значительно важнее. Даже когда Раскольников защищает Авдотью Романовну от Лужина и Свидригайлова, он делает это во имя облегчения собственной участи. Но разве он не стал бы защищать ее, если бы дело не дошло до пре­ступления? Например, если бы мать и сестра приехали на несколько дней раньше. Стал бы, конечно. Но, воз­можно, совсем по-другому. А так Раскольников чувст­вует себя виноватым и недостойным любви. И, может быть, именно оттого в настолько резкую форму вылива­ется его противостояние со Свидригайловым. Может быть, именно потому Лужин получает настолько жест­кий отпор.

Но покаяние Раскольникова не было бы полным без его исповедей. Поначалу – перед самим собой. Эти исповеди носят почти болезненный характер, со­провождаясь самым настоящим самобичеванием. “Эх, эстетическая я вошь и больше ничего, – прибавил он вдруг, рассмеявшись, как помешанный”. И очень мало пользы они приносят, потому что Раскольников не об­ладает даром прощения до такой степени, чтобы при­менить его к себе. То есть, по сути дела, исповеди Ро­диона наедине с собой бесполезны и только усугубля­ют его положение.

Раскольникову очень повезло – рядом оказалась Соня. Она не только человек, способный выслушать и простить; таких рядом с Родионом как минимум трое: Авдотья Романовна, Пульхерия Александровна и Разу­михин. Соня Мармеладова оказывается столь необхо­димой Раскольникову еще и потому, что способна, вы­слушав его исповедь, сказать, что он не прав. Не прав, когда счел человеческую жизнь сравнимой с жизнью вши, когда посмел во имя проверки своей, достаточно шаткой и жуткой, теории посягнуть на чужую жизнь. Соня – самоотверженная и чистая душа – становится для Раскольникова суровым судьей. Суровым не в прямом смысле. Просто ее мягкость и любовь, ее тер­пение и воля настолько выше всех болезненных идеа­лов Родиона, что она рядом с ним может восприни­маться как некая высшая сила, облеченная правом вы­носить решения и указывать дорогу заблудшим. Имен­но Соня выслушивает самые пламенные и искренние исповеди Раскольникова.

Перед Соней Родион настолько открыт потому, что видит в ней родственную душу. Она ведь тоже в неко­тором роде преступница. Но она чище Раскольнико­ва – ей не пришлось для доказательства каких-то хи­мер убивать человека.

И вот здесь начинается уже настоящая исповедь. Когда Раскольников приходит к Соне впервые, он от­крывает ей всю свою лихорадочность, все безумие, ко­торыми пропитана его натура. Он не притворяется, не прячется, не лжет. Он открывает ей себя настояще­го. Его исповедь настолько проникновенна, что даже пугает. Но и Соне, ставшей в тот момент ближайшим ему человеком, Раскольников не открывает всего сра­зу. О, нет! Он чересчур горд, чтобы сделать это даже перед тем, кто духовно превзошел его во много раз. Только намеки: “Я пришел к тебе. Мы прокляты вмес­те, вместе и пойдем!” И уже куда более прозрачнее в самом конце разговора: “Знаю и скажу… Тебе, одной тебе! я тебя выбрал! я тебя давно выбрал, чтоб это сказать тебе, еще тогда, когда отец про тебя говорил и когда Лизавета была жива, я это подумал”.

И он рассказывает Соне все. И вот тут-то он на­верняка получает настоящее облегчение. Ведь Софья Семеновна не только принимает его, невзирая на пре­ступление, но и готова пойти за ним даже в Сибирь. Тем более, что ее уже ничто не держит здесь, в Пе­тербурге.

Раскольников исповедуется. И ждет решения, ко­торое Соня должна ему подсказать. Он видит перед собой чистоту, которую даже “желтый билет” не спо­собен запятнать. Он рассказывает все – начиная от властелинов и вершителей мировыми судьбами и за­канчивая своей конурой и нищетой. От высоких мате­рий Раскольников опускается к быту: “Ночью огня нет, лежу в темноте, а на свечи не хочу зарабатывать… Низкие потолки и тесные комнаты душу и ум теснят”. Но одновременно Родион признает и свою слабость – то, что он прекратил всяческое стремление к освобож­дению из плена нищеты, опустился, что действие за­менил одной только мыслью.

Потом он еще попрощается с матерью – это будет еще одной фразой его исповеди длиной в роман. Он снова вернется к ней, вопреки недавнему желанию ра­зорвать всяческие отношения. Этим Раскольников еще немного просветлит себе настрой. Ведь невозможно было бы ему на пути к искуплению не восстановить хоть чего-нибудь из того, что было сломано.

И даже грязную землю он целует с наслаждением и счастьем, потому что она терпела его и носила на се­бе даже тогда, когда клеймо преступления уже впеча­талось в его сердце.

На фоне этих исповедей уже совершенно бледно звучит признание в полиции. Это всего лишь слова – жалкая тень пережитых терзаний. Это точка, постав­ленная в конце долгой и запутанной истории.

Глоссарий:

– раскаяние раскольникова

– исповедь раскольникова

– сочинение на тему Преступление и наказание Раскольникова

– раскаяние раскольникова сочинение

– раскаяние раскольникова в романе преступление и наказание


Другие работы по этой теме:

  1. Родион Романович Раскольников – бывший студент, которого читатель застает в положении крайней бедности. Молодой человек озабочен духовным поиском, он стремится сделать мир, существование окружающих лучше...
  2. Родион Раскольников – обедневший студент, находящийся на грани нищеты. Его семье не хватает денег. Именно поэтому первый мотив, который приходит на ум – желание забрать...
  3. В известнейшем романе Достоевского “Преступление и наказание” показаны абсолютно противоположные жизненные пути. Два молодых человека, примерно одинакового возраста и социального положения, сталкиваются с одной и...
  4. Для читателя романа “Преступление и наказание” идея “крови по совести” впервые является отнюдь не от главного героя. Ее высказывает некий безымянный студент, разговаривавший с офицером...
  5. Творчество Федора Михайловича Достоевского относится к сложной и противоречивой эпохе. В середине XIX века в России среди народных масс усилился рост недовольства существующими порядками. В...

.
Сочинение на тему: ИСПОВЕДИ И РАСКАЯНИЯ РАСКОЛЬНИКОВА (Ф. М. Достоевский. “Преступление и наказание”)